Поль Гольбах

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ГОЛЬБАХ Поль
(барон д’Гольбах) — французский философ; р. 8.12.1723 (Эдесхайм, Пфальц) — ум. 21.6.1789 (Париж); автор «Système de la nature ou des lois du monde physique et du monde moral», 1770, нем. изд. 1783, нов. изд. 1960 (рус. пер.: Система природы, или О законах мира физического и мира духовного, 1924) — главного произведения французского материализма; в нем дается систематическое краткое изложение сенсуализма, детерминизма и атеизма. То, что в материи выступает как инерция, притяжение и отталкивание, в сознании обнаруживается как косность, любовное влечение, ненависть. Соч.: Ausgewählte Texte, 1959; Religionskritische Schriften, 1970. (На рус. яз.: Избр. произв., т. 1—2, 1963.)
V. Plechanow. Beiträge zur Gesch. des Materialismus, 1896, 1975 (Очерки по истории материализма, 1922); М. P. Cushing. Baron d’H., New York, 1914; R. Hubert. D’H. et ses amis. Paris, 1928; R. Besthom. Textkrit. Studien zum Werk H.s, 1969; K. Deschner (Hg.). Das Christentum im Urteil seiner Gegner, I—II, 1969 1971. Neuausg, 1986; A. C. Kors. D’H.’s Coterie: An Enlightenment in Paris. Princeton N. J., 1976 (mit Bibi.).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Поль Гольбах
(1723–1789)
«Основой мира является материя!»
Жизнь. Родился в Париже, в богатой семье. Его полное имя – барон Поль Анри Дитрих Гольбах. Всю жизнь провел в своем родовом замке в Париже, где дважды в неделю (по четвергам и воскресеньям) давал обеды, на которые собирался весь цвет интеллектуальной элиты Франции: Дидро, Гельвеций, Лагранж, Руссо и многие другие деятели французского Просвещения, а также просвещенные иностранцы. Сам Гольбах, будучи человеком очень образованным и обладая огромной эрудицией в области естественных наук, сотрудничал с авторским коллективом «Энциклопедии», написав для нее ряд статей по физике, минералогии, геологии, металлургии и химии. Умер Гольбах в 1789 г.
Основные работы. «Система природы», «Естественная политика», «Социальная система», «Всеобщая мораль», «О религиозной жестокости», «Лицемерие священников», «Разоблаченное христианство», «Критический анализ жизни и сочинений святого Павла», «Критическая история Иисуса Христа».
Материализм Гольбаха. «Материя вообще есть все то, что воздействует какимлибо образом на наши чувства»; «Движение – это способ существования материи». Эти, позднее ставшие классическими, гольбаховские определения материи и ее движения по сути являются своеобразным манифестом материалистической философии. Существует лишь материальный мир, мир движущейся или покоящейся материи, – все остальное никоим образом не подтверждается опытным путем и, следовательно, не существует.
Атеизм Гольбаха. Здравый смысл, ярым поборником которого был Гольбах, протестует против неразумности и нелепостей религиозных догматов. Этим вопросам посвящены многие его сочинения, носящие откровенно антирелигиозный характер. Обладавший хорошим знанием истории, разбиравшийся во многих естественных науках и широко эрудированный, Гольбах язвительно и аргументированно опровергает бесчисленные предрассудки и невежество сторонников христианской веры. Он считает, что все религиозные представления «не обладают никакой реальностью, являясь лишь пустыми словами, призраками, созданными невежеством и искаженным больным воображением».
Гольбах о человеке. Человек, согласно Гольбаху, является органической частью природы, в которой всегда все взаимосвязано и подчинено определенным закономерностям. Поэтому человек рассматривается Гольбахом лишь как составная часть физического мира; все его стремления и действия обусловлены материальной природой его тела: «Для существа, созданного природой и ею ограниченного, не существует ничего за пределами великого целого, частью коего он является и влиянию которого всегда подвержен…»
Гольбах о свободе. В этих условиях не может быть никакого разговора о свободе, ибо любое действие человека, утверждает Гольбах, определяется его желанием достичь для себя какойлибо материальной пользы, выгоды: «Разве я могу приказать себе не желать какоголибо предмета, кажущегося мне желанным?.. Разве я в состоянии помешать предмету иметь те качества, которые меня привлекают?» Иными словами, человек всегда зависит от материальных условий своего существования.

Источник: Философия. Краткая история.