ПОКЛОНЕНИЕ
ПОКЛОНЕНИЕ
ритуальное почитание Бога или богов; включает в себя жертвоприношение, молитву и другие религиозно-мистические обряды (инсценированные ритуалы, пляски, экстатические речи, проповеди, мысленные медитации, священную музыку и гимны). Индивидуальное поклонение находит выражение в молитвах (произносятся вслух или про себя), ритуальном молчании, принятии определенных поз, обрядовых действиях и жестах, а также индивидуальных актах почитания существ и предметов.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Поклонение
«Поклоняйся только Богу». Эта заповедь вполне годится в качестве определения. Поклонение есть исключительная любовь к предмету, достойному этой любви и абсолютно превосходящему поклоняющегося. Применительно к живым существам поклонение оборачивается идолопоклонством, фанатизмом или наивностью. Это любовь, которая верит в совершенство своего предмета и любит его именно за это совершенство. В ней слишком много легковерия и слишком мало самой любви.
Гораздо лучше поклонения нежность, которая любит в своем предмете прежде всего его слабость, или такая любовь, которая относится к любимому предмету как к ценности, но не позволяет себе впасть в зависимость от него.
Нетрудно заметить, что поклонение в религиозном смысле не является взаимным чувством (Бог любит нас, но отнюдь не поклоняется нам). Зато милосердие может быть взаимным. Поклоняться значит брать пример не столько с Христа, сколько со служителей культа. Всякое поклонение религиозно, и только милосердие божественно.
Гораздо лучше поклонения нежность, которая любит в своем предмете прежде всего его слабость, или такая любовь, которая относится к любимому предмету как к ценности, но не позволяет себе впасть в зависимость от него.
Нетрудно заметить, что поклонение в религиозном смысле не является взаимным чувством (Бог любит нас, но отнюдь не поклоняется нам). Зато милосердие может быть взаимным. Поклоняться значит брать пример не столько с Христа, сколько со служителей культа. Всякое поклонение религиозно, и только милосердие божественно.
Источник: Философский словарь.
Поклонение
(Worship).
Воздаяние особых почестей. Основные библейские термины, соответствующие понятию "поклонение", евр. saha и греч.prosкупед буквально означают "распростертость". Такое поклонение оказывают тогда, когда очень почитают когото. Оно может основываться на какихто обычаях (Быт 18:2), семейных традициях (Быт 49:8), положении в обществе (3 Цар 1:31).
На более высоком уровне те же термины употребляются, когда речь идет о поклонении национальному богу (Исх 20:5) или единому истинному живому Богу, открывающему себя в Св. Писании и своем Сыне (Исх 24:1). Опыт ученичества Израиля в пустыне в полной мере подчеркнул греховность идолопоклонства и его ужасных последствий (напр., Втор 8:19). Нельзя сильнее оскорбить Бога, чем отрицая Его единственность и воздавая другому почести, предназначенные одному Ему. В этом свете становятся понятны самооценки Бога как "ревнителя" (Исх 20:5).
Искажение истинного поклонения отчетливо проявляется в алчной попытке дьявола присвоить себе то, что принадлежит только Богу (Мф 4:9), так же как и в поклонении богохульному зверю (Откр 13:4). Чрезмерные почести, воздаваемые человеку, граничат порой с поклонением и пресекаются благочестивыми людьми. Варнава и ап. Павел протестовали против попыток поклонения им в Листре, когда местные жители решили, что они боги, сошедшие к людям (Деян 14:1114). Верные Богу ангелыне принимают поклонения (Откр 22:9).
Полезно различать поклонение Богу в широком и узком смысле. Богу можно поклоняться посредством молитвы, благодарения и принесения жертвенных даров (1 Цар 1:3). Культовое богослужение особенно соответствует дому Божьему (Пс 137:2), когда совершающие его хотят облачиться святостью Божьей (Пс 28:2). В более широком смысле богослужение, к-рое проистекает из поклонения и черпает оттуда свой пафос, тоже можно включить в поклонение Богу(Мф4:10).
В более узком смысле богослужение это чистое поклонение Богу, вознесение искупленного духа к Богу, в созерцании Его святого совершенства. Матфей различает принесение даров волхвами младенцу Христу и поклонение Ему (Мф 2:11).
Важнейшие слова об этом сказал сам Иисус (Ин 4:24). Поклонение Богу в духе прямо противоположно поклонению Богу в букве, в законнических запретах, столь характерных для иудеев; поклонение Богу в истине прямо противоположно богопочитанию самаритян и подобных им людей, к-рое в той или иной степени лживо.
Наш Господь предоставил нам возможность более осознанного богопочитания, открыв нам в своем лице Отца. Будучи воплощенным Сыном, Господь сам заслуживает такого же почитания (Ин 9:38; 20:28; Евр 1:6; Откр 5:614).
?. ? Harrison (пер. Ю. т.) Библиография: R. Abba, Principles of Christian Worship; A. B. Macdonald, Christian Worship in the Primitive Church; R. P. Martin, Worship in the Early Church; W.D. Maxwell,/! History of Christian Worship; G. Wainwright,Daro/ogy, J.? White,Introduction to Christian Worship; W. Hahn, Worship and Congregation; E. Underbill. Worship.
См. также: Церковное богослужение.
Воздаяние особых почестей. Основные библейские термины, соответствующие понятию "поклонение", евр. saha и греч.prosкупед буквально означают "распростертость". Такое поклонение оказывают тогда, когда очень почитают когото. Оно может основываться на какихто обычаях (Быт 18:2), семейных традициях (Быт 49:8), положении в обществе (3 Цар 1:31).
На более высоком уровне те же термины употребляются, когда речь идет о поклонении национальному богу (Исх 20:5) или единому истинному живому Богу, открывающему себя в Св. Писании и своем Сыне (Исх 24:1). Опыт ученичества Израиля в пустыне в полной мере подчеркнул греховность идолопоклонства и его ужасных последствий (напр., Втор 8:19). Нельзя сильнее оскорбить Бога, чем отрицая Его единственность и воздавая другому почести, предназначенные одному Ему. В этом свете становятся понятны самооценки Бога как "ревнителя" (Исх 20:5).
Искажение истинного поклонения отчетливо проявляется в алчной попытке дьявола присвоить себе то, что принадлежит только Богу (Мф 4:9), так же как и в поклонении богохульному зверю (Откр 13:4). Чрезмерные почести, воздаваемые человеку, граничат порой с поклонением и пресекаются благочестивыми людьми. Варнава и ап. Павел протестовали против попыток поклонения им в Листре, когда местные жители решили, что они боги, сошедшие к людям (Деян 14:1114). Верные Богу ангелыне принимают поклонения (Откр 22:9).
Полезно различать поклонение Богу в широком и узком смысле. Богу можно поклоняться посредством молитвы, благодарения и принесения жертвенных даров (1 Цар 1:3). Культовое богослужение особенно соответствует дому Божьему (Пс 137:2), когда совершающие его хотят облачиться святостью Божьей (Пс 28:2). В более широком смысле богослужение, к-рое проистекает из поклонения и черпает оттуда свой пафос, тоже можно включить в поклонение Богу(Мф4:10).
В более узком смысле богослужение это чистое поклонение Богу, вознесение искупленного духа к Богу, в созерцании Его святого совершенства. Матфей различает принесение даров волхвами младенцу Христу и поклонение Ему (Мф 2:11).
Важнейшие слова об этом сказал сам Иисус (Ин 4:24). Поклонение Богу в духе прямо противоположно поклонению Богу в букве, в законнических запретах, столь характерных для иудеев; поклонение Богу в истине прямо противоположно богопочитанию самаритян и подобных им людей, к-рое в той или иной степени лживо.
Наш Господь предоставил нам возможность более осознанного богопочитания, открыв нам в своем лице Отца. Будучи воплощенным Сыном, Господь сам заслуживает такого же почитания (Ин 9:38; 20:28; Евр 1:6; Откр 5:614).
?. ? Harrison (пер. Ю. т.) Библиография: R. Abba, Principles of Christian Worship; A. B. Macdonald, Christian Worship in the Primitive Church; R. P. Martin, Worship in the Early Church; W.D. Maxwell,/! History of Christian Worship; G. Wainwright,Daro/ogy, J.? White,Introduction to Christian Worship; W. Hahn, Worship and Congregation; E. Underbill. Worship.
См. также: Церковное богослужение.
Источник: Теологический энциклопедический словарь
ПОКЛОНЕНИЕ
араб. ибада) — термин, служивший в арабо-мусульманской мысли наиболее общим обозначением отношения человека к первоначалу мироздания. Человек с этой точки зрения рассматривается как «раб» (абд). В религиозноправовой мысли (фикх) «раб» отличается от «ответственного по Закону» (мукаллаф), поскольку случайные и ненамеренные поступки, а также действия несовершеннолетнего включаются в первое, но не во второе понятие. «Поклонение» (йбадат) понимается в фикхе как отношение человека к Богу, в отличие от мумалат — «взаимодействия» людей между собой. Мутазилиты утверждали возможность «соизмерения» (кийас; см. Доказательство) в вопросах поклонения. Согласно исламскому вероучению и фикху, поклонение предполагает в качестве непременного условия осознанность действия и твердое и искреннее намерение его совершить, а в философии начиная с мутазилитов осмысляется еще и как автономное, независимое от божественного предопределения действие человека. Положение человека как «поклоняющегося раба» прямо связано с сто положением как «наместника» (халифа) Бога на земле, полновластно распоряжающегося за того ее богатствами. Основным и одновременно наиболее совершенным видом поклонения считается молитва (салат).
Ибн Соте истолковывает поклонение как «знание» (марифа), а последнее — как мистическое познание (ирфан) Бога «тайной сутью» (сирр) человека, его сердцем и душой, а молитву понимает как «уподобление» (ташаббух) человеческой разумной души Действенному Разуму и непрестанное поклонение абсолютной Истине ради приобщения к вечности. Созерцательное поклонение для него безусловно выше ритуального, так что первое он называет истинным, а второе — установленным по образцу первого. В исмаилчзме рассматриваются два вида поклонения: «поклонение действием», или «явное поклонение» (исполнение религиозных обязанностей), и «поклонение знанием», или «скрытое поклонение», т. е. познание абсолютной истины. Оба вида поклонения необходимы и равноправны, составляя условие совершенства друг друга. Поклонение действием приносит нравственные добродетели, а поклонение знанием уподобляет человека первоначалу мироздания. В суфизме понятие поклонения изменяется в соответствии с общими положениями суфийской философии и понимается как воплощение сущим тех или иных «имен Бога». Любая вещь осуществляет этот вид поклонения, называемый также «самостным» (ибада затиййа). Как считает Ибн Араби, все имена Бога (иногда оговаривается исключение «самостной необходимости») воплощены, во-первых, в мире в целом, а во-вторых, в человеке, поэтому поклонение человека — наиболее совершенное. «Поклонение подчинения» (йбадат тасхир), или поклонение, осуществляемое человеком, когда тот считает Бога подчиняющим началом, отделенным от него самого, противопоставляется «поклонению божественности» (йбадат тааллух), когда человек поклоняется любой вещи мира как «проявлению» Бога и тем самым — Богу как неотдельному от этой вещи (см. Проявление) и от самого поклоняющегося. В этой трактовке поклонения на первый план выходит понятие «подобие» (мисл): в своем подобии человек (напр., мужчина — в женщине) способен скорее увидеть полное проявление Бога. Наиболее совершенным поклонением оказывается максимальное выявление абсолютно всех свойств человека, а не исключительное развитие созерцательного начала, как у Ибн Сины. Поэтому «рабскость» (убудиййа) человека в ее крайнем проявлении неотличима от его «божественности», ибо и то и другое означает воплощение в человеке всех универсалий.
А. В. Смирнов
Ибн Соте истолковывает поклонение как «знание» (марифа), а последнее — как мистическое познание (ирфан) Бога «тайной сутью» (сирр) человека, его сердцем и душой, а молитву понимает как «уподобление» (ташаббух) человеческой разумной души Действенному Разуму и непрестанное поклонение абсолютной Истине ради приобщения к вечности. Созерцательное поклонение для него безусловно выше ритуального, так что первое он называет истинным, а второе — установленным по образцу первого. В исмаилчзме рассматриваются два вида поклонения: «поклонение действием», или «явное поклонение» (исполнение религиозных обязанностей), и «поклонение знанием», или «скрытое поклонение», т. е. познание абсолютной истины. Оба вида поклонения необходимы и равноправны, составляя условие совершенства друг друга. Поклонение действием приносит нравственные добродетели, а поклонение знанием уподобляет человека первоначалу мироздания. В суфизме понятие поклонения изменяется в соответствии с общими положениями суфийской философии и понимается как воплощение сущим тех или иных «имен Бога». Любая вещь осуществляет этот вид поклонения, называемый также «самостным» (ибада затиййа). Как считает Ибн Араби, все имена Бога (иногда оговаривается исключение «самостной необходимости») воплощены, во-первых, в мире в целом, а во-вторых, в человеке, поэтому поклонение человека — наиболее совершенное. «Поклонение подчинения» (йбадат тасхир), или поклонение, осуществляемое человеком, когда тот считает Бога подчиняющим началом, отделенным от него самого, противопоставляется «поклонению божественности» (йбадат тааллух), когда человек поклоняется любой вещи мира как «проявлению» Бога и тем самым — Богу как неотдельному от этой вещи (см. Проявление) и от самого поклоняющегося. В этой трактовке поклонения на первый план выходит понятие «подобие» (мисл): в своем подобии человек (напр., мужчина — в женщине) способен скорее увидеть полное проявление Бога. Наиболее совершенным поклонением оказывается максимальное выявление абсолютно всех свойств человека, а не исключительное развитие созерцательного начала, как у Ибн Сины. Поэтому «рабскость» (убудиййа) человека в ее крайнем проявлении неотличима от его «божественности», ибо и то и другое означает воплощение в человеке всех универсалий.
А. В. Смирнов
Источник: Новая философская энциклопедия