ПОКАЯНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Покаяние
анализ и осознание допущенных ошибок, производимые с целью недопущения подобного впредь. Покаяние проводится по определенной форме и содержит, например, констатирующую, анализирующую, концептуальную и подводящую итого части.
Ассоциативный блок.
Повинную голову меч не сечет.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Покаяние
(Repentance).
В ВЗ глагол "каяться" (niham) встречается около тридцати пяти раз. Обычно он означает ожидаемые изменения в отношениях Бога с людьми  в лучшую или худшую сторону, согласно Его справедливому суждению (1Цар 15:11,35; Иона 3:910),  или же, если употреблен в негативной форме, подтверждает, что Бог не уклонится от исполнения указанной Им цели(1 Цар 15:29; Пс 109:4; Иер4:28). В пяти случаях niham  покаяние человека или его умилостивление, смягчение. В Септ, niham соответствуют metanoeo и metamelomai. Каждый из этих греч. глаголов означает человеческое покаяние или божественное "смягчение".

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ПОКАЯНИЕ
или исповедь. Одно из семи таинств, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через последнего отпущение грехов от самого Господа Иисуса Христа. Считается обновлением крещения. Этим таинством человек примиряется с Богом после того, как нарушил общение с Ним своими грехами. Искреннее покаяние может спасти и вернуть на путь Божий любого человека, даже самого закоренелого грешника. Господь дал равные возможности всем грешить или не грешить, потому что, как писал Иоанн Дамаскин, истинно прекрасное «независимо и свободно от принуждения». Более того, как свидетельствует притча о блудном сыне (Лк. 15) и другие места Евангелия, Христос явился на землю именно для возвращения на путь истины грешников. «Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 12–13).
Покаяние необходимо не только после свершения каких либо проступков, но и вообще, для сознательного смирения себя перед Господом и получения руководства от пастыря. В форме этого таинства существует три главных элемента: первый – искренняя печаль за содеянное и из за разрыва с Богом, второй – открытая и идущая из глубины души исповедь, а третий – разрешительная молитва, через которую кающемуся даруется прощение. Покаяние завершается подлинным примирением человека с Богом и причастием Святых Таин. Таинство покаяния является частью церковной жизни, предполагающей твердую веру в Бога и ощущение необходимости открытой исповеди своих грехов.
“Во время исповеди будь, как наружным видом, так и внутренним чувством и мыслью, как осужденный преступник, поникши лицем на землю…” Потому что “бесы имеют обычай часто внушать нам, или совсем не исповедовать прегрешений отцу, или исповедовать, но как бы от лица иного, или складывать вину своего греха на других”, – писал Иоанн Лествичник (4: 62, 63). И еще об одном очень важном моменте, представляющем великий соблазн для простого человека, призывает православных никогда не забывать Иоанн Лествичник: “Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким” (5: 31).

Источник: Православие. Основные понятия.

Покаяние
Однако фундаментальная в.з. идея покаяния соотносится, гл.обр., не с niham (за исключением Иов 4:26; Иер 8:6;31:19),а скорее с sub, означающим " отвернуться от когото ", " обратиться к кому-то". В Септ, siib неизменно переводится как epistrepho и apostrepho. Покаяние следует за обращением, к-рое есть дар Божий (Иер 31:1820; Пс 79:3,7,19). В Ис 55:67 содержится типичный в.з. призыв к покаянию и обращению. Глубокое раскаяние в грехе и обращение порой облекаются в эсхатологическую конструкцию,  когда они связываются с освобождением от суда, возвращением из плена, приходом спасения и наступлением Пятидесятницы (Иер 31:1720,3134; Иоил 12:1232).
В НЗ существительное metanoia встречается двадцать три раза, а глагол metanoeo  тридцать четыре раза. Metamelomai употребляется редко, почти исключительно в смысле "сожаления", "угрызений совести"; metanoeo (metanoia) почти всегда имеет более позитивный оттенок.
Покаяние  тема проповеди Иоанна Крестителя (Мф 3:1; Мк 1:4; Мф 3:8). Покаянное омовение (погружение в воду) сопровождается исповеданием грехов (Мф 3:6; ср. 1 Ин 1:89). Иисус развивает тему, заданную Иоанном, но значительно ее расширяет  " исполнилось время" (Мк 1:15). Приход Иисуса означает приход Царства. Это  решающий, поворотный момент, все отношения между людьми должны радикально измениться(Мф 5:177:27; Лк 14:2535; 18:1830). К metanoia призваны грешники, а не праведники (Мф 9:13; Мк 2:17; Лк 5:32), и небеса радуются их покаянию (Лк 15). Проповедь покаяния и отпущения грехов должна сопутствовать провозвестию Креста и воскресения (Лк 24:4449), иапостолы верны данному им поручению (Деян 2:38; 3:19; 17:30; 20:21). Отпавшие церкви должны покаяться (Откр 3:5,16); отступники заново распинают в себе Сына Божьего и не могут быть снова приведены к покаянию (Евр6:56).
Н.з. авторы часто различают покаяние и обращение (Деян 3:19; 26:20), а также покаяние и веру (Мк 1:15; Деян 20:21): "[Epistrepho] имеет несколько более широкое значение, чем metanoeo... [и] всегда включает элемент веры. Metaпоео и pisteuein могут быть поставлены рядом  но не epistrepho и pisteuein " (Louis Berkhof, Systematic Theology). Различия между metanoeo и epistrepho не следует особо подчеркивать metanoia, по меньшей мере, подразумевает всю полноту изменений в человеке. Бог дал язычникам "покаяние в жизнь" (Деян 11:18), а печаль "ради Бога" есть "покаяние ко спасению" (2 Кор 7:10). Однако в целом можно заключить, что metanoia подразумевает те внутренние изменения состояния ума, привязанностей, убеждений и призваний, крые коренятся в страхе Божьем и чувстве вины за грехи, совершенные против Бога; в сочетании с верой в Иисуса Христа metanoia выражается в обращении от греха к Богу и служению Ему в каждый момент жизни. О покаянии никогда не жалеют (ametameleton , 2 Кор 7:10), оно даруется Богом (Деян 11:18). Metaпоео указывает на внутренние сознательные перемены, в то время как epistrepho подчеркивает прежде всего изменившийся главный ориентир всей жизни (Деян 15:19; 1 Фес 1:9).
Кальвин учил,что покаяние проистекает из сильного страха перед Богом, а заключается оно в том, что кающийся умерщвляет в себе ветхого человека, отчего усиливается действие Св. Духа. Умерщвление и обновление достигаются через союз со Христом в Его смерти и воскресении ("Наставления...", 3.3.5,9).
Беза (вслед за Лактанцием и Эразмом) возражал против перевода metanoeo какpoenitentiam agite ("проявлять раскаяние"), однако попытка заменить такой перевод на resipiscentia (" приход к самому себе") оказалась неудачной. Лютер обычно восклицал: "Thut Busse* ("Покайтесь!"); он полагал, что этим повелением Иисус требовал от человека, чтобы вся его жизнь превратилась в раскаяние перед Богом.
Католики учат, что таинство покаяния включает в себя раскаяние, исповедь и искупление вины. Однако для формального отпущения грехов Церковью необходимо, чтобы эти три элемента были наполнены реальным содержанием.
С. G. KROMMINGA (пер. Ю.Т.)
Библиография: L. Berkhof, Systematic Theology; W. D. Chamberlain, The Meaning of Repentance; B.H.DeMent, ISBE, IV, 255859; R.B. Girdlestone, Synonyms of the OT J. Schniewind, Die Freude derBusse; G. Spykman, Attrition and Contrition at the Council of Trent; G. Vos, The Teaching of Jesus Concerning the Kingdom of God and the Church; ? LaubachandJ. Goetzmann,NIDDNT, I, 353ff; J.J. von Allmen, ed., Vocabulary of the Bible; J. }eremias, NT Theology, 1.152 ff. ; TDNT: J. Behra, IV, 975 ff.; O. Michel, IV, 626 ff.; G. Bertram, VII, 722 ff.
См. также: Обращение; Спасение; Условия спасения; Раскаяние.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ПОКАЯНИЕ
признание в проступке, исповедание в грехах и отвращение от них. У древних греков понятие П. означало раскаяние по поводу отдельных частных поступков.
В Св.Писании оно обретает смысл сугубо религиозно-нравственн ы й, определяя собою характер и направление всей личной жизни человека, его поведения (3 Цар. 8:35; Иер. 18:11; Иез. 6:9; 14:6; 36:31). Существенное значение приобретает П. в Новом Завете. Призывом к П. начинается проповедническая деятельность Христа (Мф. 4:17); таким же призывом начинали свою проповедь и апостолы, показывая, что через П. происходит обращение (греч. nuapEcpeiv) человека к Богу, достигается спасение человека, его переход из области греха в жизнь вечную (Деян. 5:31; Евр. 6:1-6). П. предполагает не просто перелом образа мыслей, обретение новых целей и мотивов, но вступление в такие отношения с Богом, к-рые не находятся более в противоречии с его волей; П. становится основой нравственного и религиозного возрождения человека. П. включает два момента — отрицательный (отвращение от греха) и положительный (обращение к Богу), связанные между собой: оно подразумевает не только воздержание от зла, но и совершение добра, любовь как веру в Бога — любящего и милостивого Отца, надежду на прощение.
В отличие от раскаяния, к-рое также означает признание своих грехов, П. содержит в себе важный положительный момент их практического преодоления. П. и вера неразрывно связаны, составляют две стороны одного нераздельного акта обращения человека ко Христу, и потому могут быть названы одним словом: «покаянная вера», понимаемая как возвращение человека к истинной жизни (Деян. 11:18), к спасению (2 Кор. 7:10); если в состоянии грехопадения человек ставит в центр бытия самого себя, то в покаянной вере он, наоборот, устремлен на служение только Богу, на самопожертвование ради него — в этом суть религиозного смысла П. П. — одно из семи христианских таинств, установленное самим Христом; оно находит естественное выражение в исповеди. Первоначально П. состояло только во внешних очистительных жертвах; затем пророки стали требовать при П. и внутреннего изменения.
В Евангелии П. понимается как духовное возрождение человека. Во времена апостолов было два вида П.: а) тайное перед священником; б) открытое, публичное — перед всем церковным обществом. Под исповедью подразумевался не только единичный акт устного изложения грехов, а определенный круг покаянных подвигов, иногда многолетних, совершаемых в соответствии с епитимией. Однако, будучи наказанием, епитимия не является наказанием в юридическом смысле, а духовно-нравственным, воспитательным средством, лекарством; суть епитимий - не во внешнем исполнении обряда, а во внутреннем переживании истинного раскаяния, очищении совести, добровольном терпении скорбей. Согласно христианскому учению, П. не достигается целеустремленным действием лишь собственных духовных сил человека; оно становится возможным только с помощью божественной силы — благодати. Св. отцы подчеркивают, что П. происходит через благодать, дарованную Богом, т.е. через милость Господа (от человека требуется немногое, а великое дает Бог и дает даром). Благодать, будучи внешней по отношению к человеку, является главной — мистической — причиной его П.; остальные причины зарождаются в человеческом сердце: от таинственного воздействия на него благодати, если оно откликается на нее, возгорается вера в правосудие Бога, возбуждающая страх перед ним, — страх же способствует раскаянию. Эти переживания мучительны для человека, но он способен переносить их благодаря надежде на милосердие Божье. Необходимость П. существенна для всех при жизни (по смерти его нет - Мф. 9:6; Лк. 13:24-25) как для грешных, так и для праведных (Рим. 3:23). «Новоначальные» приобретают через П. начатки благочестия, находящиеся на средней ступени преуспевают в благочестивой жизни, а совершенные утверждаются в ней. Через приобретение крайнего смирения П. может возвести человека на самый верх добродетелей: через него становятся святыми. Как способствует П. смирение, так мешают его обретению страсти, противоположные смирению, - гордость и самооправдание. Если рассматривать П. как переживание духовного подвига, то его противоположностью, как считают отцы Церкви, является переживание отчаяния; поэтому, если человек впал во грех, то должен прежде всего ополчиться против «беса печалей» - «П. есть отвержение отчаяния» (Иоанн Лествичник). Результатом П. становится победа человека над грехом, т.е. свободное преодоление греха и обращение к добродетели - в этом состоит нравственное самоопределение человека: он становится свободным от греховного и бессмысленного прошлого. Под действием его свободной воли, с одной стороны, и одновременно Божественной благодати — с другой, происходит переход от «ветхого» состояния души в новое, человек самоопределяется в свободе. Психологический аспект П. состоит в свободно-сознательном отношении к нравственной норме, согласно к-рой человек оценивает свое наличное, эмпирическое религиозно-нравственное состояние и на основании добросовестного самоиспытания произносит приговор греховному содержанию своей жизни, определявшейся эгоизмом. Можно выделить три основных момента в психологическом состоянии П.: а) самоосуждение, б) положительное сознание и чувство уверенности в существовании высшего идеала, в) стремление к коренной переработке содержания своей жизни (СМ.Зарин). Лит.: Брянчанинов И. Поучение второе в неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии // Брянчанинов И. Аскетические опыты. Т. 4. М.: Правила веры, 1993; Еп.Варнава (Беляев). О боголюбезном и духовном покаянии // Еп.Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Т. 1. Отд. 3. Нижний Новгород: Братство во имя Св. Кн. Ал-ра Невского, 1995; Зарин СМ. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование [IV]. М.: Православный паломник, 1996; Лествичник И. Лествица, возводящая на небо. Степень 5. М.: Правило веры; Моск. Сретенский монастырь, 1996. И. Н. Михеева

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

ПОКАЯНИЕ
признание в проступке, исповедание в грехах и отвращение от них; одно из таинств православной и католической церквей. У древних греков понятие покаяния означало раскаяние по поводу отдельных частных поступков. В Свящ. Писании оно обретает смысл сугубо религиозно-нравственный, определяя собою характер и направление всей личной жизни человека, его поведения. Существенное значение приобретает покаяние в учении Нового Завета: оно опосредствовано обращением (греч. ) человека к Богу, через него достигается спасение человека, его переход из области греха в жизнь вечную. Покаяние предполагает не просто перелом в образе мыслей, обретение новых целей и мотивов, но вступление в такие отношения с Богом, которые не находятся более в противоречии с его волей. Покаяние включает два момента, связанные между собой, — отрицательный и положительный; оно подразумевает не только воздержание от зла, но и совершение добра, любовь как веру в Бога — любящего и милостивого Отца, надежду на прощение. Покаяние и вера, неразрывно связанные, составляют две стороны одного нераздельного акта обращения человека ко Христу, и потому могут составлять единое словосочетание «покаянная вера»; если при совершении греховных поступков человек ставит в центр бытия самого себя, то в покаянной вере он, наоборот, устремлен на служение только Богу, на самопожертвование ради Него — в этом суть религиозного смысла покаяния. Одно из семи христианских таинств, установленное самим Христом, покаяние, находит естественное выражение в исповеди. Первоначально оно состояло только во внешних очистительных жертвах; затем пророки стали требовать при покаянии и внутреннего изменения. В Евангелии покаяние понимается как духовное возрождение человека. Во времена апостолов было два вида покаяния: а) тайное перед священником и б) открытое, публичное — перед всем церковным обществом. Под исповедью подразумевался не только единичный акт устного изложения грехов, а определенный круг покаянных подвигов, иногда многолетних, основание которых составляла эпитимия — наказание за грехи.
Согласно христианскому учению, покаяние не достигается целеустремленным действием лишь собственных духовных сил человека; оно становится возможным только с помощью Божественной силы — благодати. Св. отцы подчеркивают, что покаяние происходит через благодать, дарованную Богом, т. е. через милость Господа. Необходимость покаяния существенна для всех при жизни — как для грешных, так и для праведных (Рим 3:23); по смерти его нет (Мф 9:6; Лк 13:24—25). Через приобретение крайнего смирения покаяние может возвести человека на самый верх добродетелей — оно может привести к святости. Как способствует покаянию смирение, так мешают ему страсти, противоположные смирению, — гордость и самооправдание. Если рассматривать покаяние как переживание духовного подвига, то его противоположностью, как считают отцы Церкви, является переживание отчаяния. Результатом покаяния становится победа человека над грехом, т. е. свободное преодоление греха и обращение к добродетели, — в этом состоит нравственное самоопределение человека. Под действием его свободной воли, с одной стороны, и Божественной благодати — с другой, происходит переход от «ветхого» состояния души в новое, человек самоопределяется в свободе. Психологический аспект покаяния состоит в свободно-сознательном отношении к нравственной норме, согласно которой человек оценивает свое наличное, эмпирическое религиозно-нравственное состояние и на основании добросовестного самоиспытания произносит приговор греховному содержанию своей жизни, определявшейся эгоизмом.
И. Н. Михеева
Смысл таинства покаяния состоит в том, что верующий, добровольно и искренне исповедавшись перед священником в своих грехах, получает от него прощение от имени Иисуса Христа. Необходимость этого таинства обосновывается тем, что человек не может быть безгрешным, а потому должен жаждать очищения души от скверны. Уже Иоанн Предтеча принимал, согласно Евангелию, исповедание грехов от приходивших к нему креститься. В первом соборном послании апостола Иоанна Богослова дается следующее разъяснение: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин 1:9—10). Несомненно, что осознание человеком того, что он живет не так, как следовало бы жить, присуще людям: противоборство склонностей и нравственного долга испытывает каждый. Отсюда раскаяние и потребность новой жизни. Церковное покаяние обязывает к устному исповеданию всех грехов, к осознанию вины и твердой решимости исправления. Покаяние именуется «вторым крещением», примирением с Ботом и своей совестью. С покаяния начинается возрождение. Церковное покаяние требуется от всех, кроме младенцев (в православии кроме детей до 7 лет). По решению Тридентского собора покаяние должны совершать все католики, достигшие «разумного возраста», под угрозой отлучения и лишения христианского погребения. Особую позицию по отношению к покаянию, как и другим таинствам, занимают протестантские церкви и секты. Они признают в основном только два таинства — крещение и причащение, но и им придается символическое значение как знакам общения с Богом. Устная исповедь перед священником отвергнута, но личная исповедь и покаяние перед Ботом считаются важнейшим средством очищения души.
Богословы и религиозные философы проводят различие между раскаянием и покаянием, В покаянии есть раскаяние. Но раскаяние может быть разного рода, можно раскаиваться в том, что упустил выгоду или высказал правду во вред себе. Если раскаяние не переходит в покаяние и не сопровождается верой и надеждой на прощение, то оно может привести к отчаянию, к самоубийству или ко вседозволенности («в рай мне все равно не попасть»). Покаяние, по церковному учению, дает очищение от грехов, но не гарантирует само по себе праведности в дальнейшем. Необходимы усилия самого верующего. «...Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). Христианское учение о покаянии, несомненно, выразило общечеловеческое содержание, которое требует философского и психологического осмысления. Человек, не признающий за собой никакой вины и считающий себя во всем правым, должен быть отнесен к дурным, безнравственным людям. От таких людей произошло и происходит много бедствий и зла. Поэтому есть правда в словах: «Не покаешься — не спасешься».
Помимо церковного покаяния и исповеди, существует и внецерковное. Родион Раскольников и на каторге не испытывал мук совести, но однажды к нему пришло глубокое осознание неверности своего жизнепонимания и он почувствовал, что возвращается к «живой жизни». Потребность исповедаться в своих грехах может находить разное выражение — в горячем признании своей вины перед близким или даже случайным человеком, напр. попутчиком в дороге. Существует литературный жанр исповеди: под таким названием известны сочинения Блаженного Августина, Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого.
Такого рода публичные исповеди выражают не только признание своих грехов, но и имеют целью помочь другим людям избежать ошибок и встать на путь истинной жизни.
В. Н. Шердаков Лит.: Брянчаиинов И. Поучение второе в неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии.— Он же. Аскетические опыты, т. 4. M., 1993; En. Варнава (Беляев). О боголюбезном и духовном покаянии.— Он же. Основы искусства святости, т. 1, отд. 3. Нижний Новгород, 1995; Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению, [IV]. М., 1996.

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
1.27 мб

Покаяние как опыт себя

Погоняйло Александр Григорьевич
Опыт — это всегда опыт целого, которому мы принадлежим (в которое «заброшены»), но которого не знаем как целое. В этом смысле любой опыт — мистический. Одновременно это опыт себя, на языке христианства — метанойа, покаяние.
Читать PDF
251.72 кб

Покаяние как «самость» (“proprium”) человека: вопрос о возможности преображения в христианской и нех

Эрколе Эркулеи
Исходя из обилия святоотеческих текстов о покаянии, статья главным образом сосредоточена на «преобразующей» силе такого чувства и центральной роли, которую оно может сыграть в нравственной жизни человека.
Читать PDF
350.63 кб

Вина, покаяние, искупление

Разин Александр Владимирович
В статье показано, что христианство осмысливает личностную проблематику через понятия греха, сознания вины, покаяния, искупления.
Читать PDF
293.53 кб

Грациан «О покаянии», канон IV Латеранского собора «Все обоего пола» (Omnis Utriusque) и каноники: з

Атриа Ларсон
21-е постановление IV Латеранского Собора (1215) «Все обоего пола» (Omnis utriusque), предписывавшее ежегодную исповедь для христиан, было в значительной степени укоренено в трактате Грациана «О Покаянии» (De penitentia), датируем

Похожие термины:

  • ИСПОВЕДЬ, ПОКАЯНИЕ

    христ. таинство, к-рое, по религ. представлениям, состоит в том, что верующий, «открыв грехи священнику, получает от него прощение невидимо от самого господа». Происходя из др. очистит, обрядов, И. в х
  • Этика покаяния, ответственности, единства человечества

    Размышления о вине, покаянии, ответственности для западной философии нашего столетия не новы. Оснований для них было более чем достаточно: две мировых войны и не исчезающие локальные войны, Освенц