Малоопределимое тоническое ощущение высшей одухотворенности, эстетической релевантности, возвышенной осмысленности, вызывающее катарсис, эмпатию, напоминание о лучшем (мире, чувствах, возможностях, жизни).
ПОЭЗИЯ
ПОЭЗИЯ (в неспецифическом смысле)
Источник: Философский словарь
Поэзия
Неразрывный и почти всегда таинственный союз музыки, смысла и истины в одном и том же тексте, в результате которого рождается чувство. Поэзия – истина в песне, трогающей сердца. Не следует путать поэзию со стихосложением и даже с поэмой. Не так уж часто поэма бывает от начала до конца проникнута духом поэзии, а вот проза довольно часто бывает поэтичной.
Источник: Философский словарь.
Поэзия
1) вся художественная литература в отличие от нехудожественной; 2) стихотворные произведения в их сопоставимости с художественной прозой (напр. лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос). Поэзия и проза – два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной, и прежде всего ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи, соизмеримые отрезки, в принципе не совпадающие с синтаксическим делением. Поэзия преимущественно монологична. Граница поэзии и прозы относительна.
Поэзия
(ποίησις творение, делание) — искусство, в котором помыслу для непосредственного художественного выражения его служит человеческое слово или в его прозаической форме, или в форме стихотворной. Обыкновенно различают три рода поэзии — эпос, лирику и драму. Иногда отличали еще род поэзии дидактический (поучительный); но этот род поэзии не соответствует существу поэзии и произвел бы смешение между научным или логическим объяснением и доказыванием какой-нибудь мысли и поэтическим ее выражением. В общем смысле слова всякое художественное поэтическое произведение поучительно; но в точном смысле дидактическое отличается от поэтического (toto génère). Дидактическому произведению свойственно последовательным разложением или обобщением понятий постепенно что-либо объяснять или доказывать; а поэтическое произведение непосредственно ставит и как бы воплощает мысль в порыве чувства и рельефных образах воображения.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
ПОЭЗИЯ
символическая система и область символического творчества, проводником в которую является существо женского рода — Муза. Поэзия тесно связана с гармонией и ритмом. Однако гармония настолько индивидуализирована, что для непричастных чаще всего выглядит дисгармонией и даже какофонией. Это же касается и ритма. В области выразительности поэзия облекается в формы настолько органические и законченные, что последние не терпят никакого редакторского или другого профанического вмешательства. По уверению традиционалистов, поэзия является «алхимической трансформацией души». В суфизме поэзия предстает как результат видения и выражения истины. Так, персидский суфийский поэт Абд аль Рахман Ями писал, что поэзия — «песня птицы разума» или «равнозначность миру вечности», благодаря которой раскрывается ценность птиц. Еще один поэт-суфий XIII в., Джалаледдин Руми, своей шеститомной «Поэмой о сути всего сущего» одновременно представил и поэтическое произведение, и трактат по метафизике. По мнению Руми, духовная гармония одинаково господствует в субстанции языка и в космосе. Согласно мастерам суфийской поэзии, все в макрокосме состоит из внешней формы (суры) и внутреннего смысла (маны). Именно в поэзии возрастает влияние маны на суру, пока мана не начнет доминировать над сурой и не переплавит внешнюю форму изнутри, не разрушив поэтических канонов. В индийских терминах можно сказать, что поэзия обладает двумя характеристиками, подобно Майе, скрывая и раскрывая Атмана. Источ.: Биографический энциклопедический словарь. М., 2000; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия