в мифопоэтической традиции персонифицированный образ сверху естественного видения, обожествленной памяти коллектива.
Поэт знает вселенную в пространстве и во времени, умеет все назван своим словом (П.— установитель имен:. подобно демиургу (культурному герою) создает мир, но в его поэтическом, текстовой воплощении. П., как и жрец, воспроизводит мир, борясь с хаосом и укрепляя космическую организацию, обеспечивая процветание, продолжение в потомстве.
Тождество Поэта и жреца влечет представление о магической силе П. (ср. П.— шаманов, Орфея, Вяйнямёнена, Садко). П.— создатель священных текстов (ср. Въяса, Валъмики, Вв-сиштха). П.— пророк (ср. Давид), он ведает все, что было, есть и будет (ср. Кол-хант, Боян, муза Мнема — «память», и др.и, как указание на сверхзрение часто возвж-кает мотив слепоты П. (ср. Тиресий, Дежидок). Сверхвидение П. реализуется как мудрость (ср. Один, Соломон, Коркут, Огма.
Память о прошлом связывает П. с нижншш миром, смертью (как Орфея), иррациональным началом (ср. шаманский экстаз Одиюи П. помогает молитвам и жертвопринт» ииям людей достичь богов и воспринима? ответ богов, боги же возбуждают поэтическое творчество, помогают П. (покровители П.— Брихасппти, Сарасвити, Вач, Аполлон, ер. сюжеты о призвании шамана-Певца).
Источник божественного поэтического дара нередко осмысляется как пища (питье): ср. мёд поэзии, сома, вода Кастальского ручья и т. д.
Поэт
ПОЭТ
Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991
Поэт
певец, рапсод) — в мифоэпической традиции образ обладателя коллективной социальной памяти, пророк и ясновидящий. В обществе интеллектуально слаборазвитом — человек, исчерпывающим образом владеющий содержанием общественной жизни, а также воплощающий ее в гармоничную словесно-музыкальную форму. В доолимпийской системе сознания поэт — нарицатель имен, персонаж сверхъестественного сознания. Традиционное сознание видело в мире, созданном в словеснообразной форме, такой же реальный мир) как и материальный, сотворенный демиургом. Это приводило к устойчивому обожествлению как непосредственных поэтов, так и к созданию коллективного образа, который персонифицировался, воплощался в имя. Например, до сих пор неясно, был ли Гомер исторической личностью, или его имя воплощает коллективный образ. То же самое можно сказать по поводу славянского Баяна и т. д. С другой стороны, на уровне традиционной культуры гармония вызывала у людей чувство сверхъестественного более глубокое, чем у современного человека. Это эстетическое переживание общения с поэтом также превращало его в сверхъестественную личность, возвышало его на уровень божества. В традиционной культуре поэт близок но социальной роли со жрецом. Он также поддерживает мир в равновесии, он осуществляет в форме слова и музыки то же, что и жрец в воспроизводстве культа. Поэт получает магическую силу, говорит от имени Бога, влияет на гармонию мира. Например, Орфей спасает Эвридику из загробного царства. Садко посещает водяного царя. Поэт знает прошлое, настоящее и будущее. Ясновидение выражается, зачастую, через физиологическую слепоту. Он - пророк, охватывающий небо и землю, посредник между Богами и людьми. Поэт самодостаточен как человек - только Боги и гармония могут судить его!
Источник: Человек и общество. Культурология