(от греч. askesis - упражнение, «подвиг») - по христ. представлениям - человек, совершающий религ.-нравств. «подвиг» особого служения богу и тем возвышающий себя до религ. «совершенства», до «равноангельского» состояния. При этом «подвигом» церковь провозглашает отказ от земных радостей, подавление всех естеств. желаний и пренебрежение «мирскими» интересами (стремиться голодать, возможно меньше спать, забыть о семье и родных, уйти от людей и т. д.). Всю эту антигуманистич. и антиобществ. программу религия прокламирует как идеальное поведение человека. Попытки на деле осуществить подобный «идеал» вылились в пустынничество, отшельничество к-рое позже было преобразовано церковью в монашество. Так наз. П. нередко вели весьма драматич. внутр. борьбу сами с собой, воспринимавшуюся ими и выдававшуюся церковниками за борьбу с дьяволом (видения св. Антония и т. п.).
Наряду с единичными искренними попытками подвижничества сплошь и рядом имело место откровенное надувательство, в монашестве превращенное в систему. Подвижничество и монастыри оказались весьма выгодными церкви: с их помощью она придавала ореол святости своим служителям, могла эффективнее распространять религ. фанатизм, увеличивать свои доходы, укреплять свои позиции в обществе. Мн. «П.» поэтому канонизированы католицизмом и православием как святые. См. также Аскетизм.
0.00 байт
Михаил Васильевич Ломоносов как зиждитель и подвижник российского историописания. Статья 1. Мировозз
Автор позиционирует великого русского мыслителя М. В. Ломоносова в качестве творца и основоположника историописания в России.