ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ
слой сознания, обычно прикрытый верхним сознанием и обнаруживающий себя явно только в особых случаях (напр., при ошибочных действиях, в сновидениях).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ
слой сознания, прикрытый сознанием и обнаруживающий себя явно только в особых случаях (сновидения, гипнотическое состояние, ого-
ворки, описки, др. ошибочные действия и т.п.). П. влечения могут, по 3. Фрейду, выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ
(Unterbewußtsein) — слой сознания, который, как глубоко лежащий, обычно считается прикрытым верхним сознанием, он обнаруживает себя явно только в особых случаях (например, при ошибочных действиях в психоневротических реакциях и в сновидениях).
К. J. Grau. Bewußtsein, Unbewußtes, Unterbewußtes, 1922; О. Bumke. Das U. — Eine Kritik, 1922; F. Seifert. Tiefenpsychologie, 1955; O. Kankeleit. Das U. als Keimstätte des Schöpferischen, 1959; A. Mirtse. Das schöpferische Zusammenspiel von Bewußtsein und Unbewußtem, 1978; A. Arnold. U. und Unbewußtes, 1985.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Подсознательное
совокупность проявлений субъективной реальности, которые не осознаны в данный момент или в принципе не могут быть осознаны. На уровне П. находятся многие установки, глубинный уровень ценностей, которыми руководствуется человек в процессе выбора, потребности, глубинный смысл переживаний. На этом же уровне совершается значительная часть творческих процессов. П. может быть ещё не осознано, содержать в себе когда-то осознанное, но ставшее автоматизмами, в принципе неосознаваемое в силу своей внеинформационной природы (Тютчевское «Мысль изреченная есть ложь») и, наконец, то, что вытеснено в подсознание, в чем мы сами себе не хотим признаваться.
Ист.: Сагатовский В.Н. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 60-62,73,86-87.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ
понятие, характеризующее активность человеческой психики в процессах, не проявивших себя на рациональном смысловом уровне, но влияющих на все течение сознательной деятельности человека. Разработка понятия П. связана с теорией длительности А. Бергсона (1859— 1941) и развитием современной школы психоанализа З. Фрейда (1856—1939). Во многих случаях термин П. используется в качестве синонима бессознательного, однако введение понятия П. часто обусловлено стремлением подчеркнуть актуализацию неосознанных мотивов и ассоциаций непосредственно в процессе смысловой сознательной деятельности. В этом случае бессознательное означает большую степень произвольности, спонтанности досознательных психических явлений, которые, как показано в работах Фрейда, прорываются из недр психики в сновидениях, непроизвольных жестах, элементах поведения и в состоянии гипноза. Таким образом, может быть выстроено соотношение уровней внутреннего мира человека от бессознательного к предсознательному, т.е. П., и затем — к сознанию. См. также Фрейдизм.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Подсознательное
характеристик ка активных психических процессов, к-рые, не являясь в определенный момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов. Так, то, о чем человек в данный момент непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать ее и т. п. Точно так же и воспринимаемое (хотя прямо и неосознаваемое) влияние обстановки, ситуации, автоматических действий (движений) присутствует как подсознательное восприятие во всех сознательных актах. Определенную смысловую роль играет и языковый контекст речи, невысказанная, но как бы подразумеваемая самим построением фразы мысль. В П. нет ничего мистического или непознаваемого. Эти явления — побочный продукт сознательной деятельности, и они включают в себя психические процессы, не принимающие прямого участия в осмыслении тех объектов, на к-рых сосредоточено внимание человека в данный момент. Об идеалистических извращениях понятия о П. см. бессознательное, фрейдизм.

Источник: Философский словарь. 1963

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ
в психологии термин для обозначения совокупности психич. процессов и состояний, лежащих вне сферы сознания и недоступных для непосредств. субъективного опыта. Термин "П." (Unterbewu?tsein) впервые появился в Philosophische Aphorismen Э. Платнера (1776). П. выступает часто как синоним бессознательного, причем сам этот терминологич. дуализм отражает двойств. трактовку П., обозначающего как св-ва психич. процессов, так и сферу действия бессознат. явлений, особую область психич. аппарата (П. как психич. субстанция). Более спец. значение термин "П." приобретает в рамках отд. филос. и психологич. теорий (Мортон Принса, М. Дессуара, М. Шелера и др.). В физиологистич. теориях П. отождествляется с физиологич. механизмами поведения; при этом обычно обращаются к простейшим формам П., в к-рых прослеживаются каузальные связи с биологич. процессами, и игнорируют более развитые психич. феномены П. Зарождение общей идеи о П. восходит к учению Платона об анамнезе – познании-воспоминании, из к-рого непосредственно следовало представление о наличии в душе скрытых знаний, о к-рых сам человек может ничего не подозревать ("Менон"). Идея П. довольно четко выражена у Августина (Исповедь, X, 8). Область воспоминаний он сравнивает с необозримым внутр. помещением, границ к-рого человек не в силах достичь. В ср. века представление о П. выступает в традиции платонизма и нередко в смутных мистифициров. формах в учениях мистич. толка, связывавших идею бога с глубиной человеч. существа ("царство божие внутри нас"). X. Вивес первым в новое время указал на роль психич. ассоциаций как на способ открытия бессознательно воспринятых идей; позднее это было широко использовано романтизмом как основание для установления источника поэтич. интуиции (П. П. Рихтер, Герлер, Новалис), а также в системах Шопенгауэра и Ницше. Однако развитие подобных зачаточных представлений затормозилось в период господства картезианства, расчленившего сферы материи и духа и отождествившего последний с сознат. мышлением. В попытках преодоления картезианского дуализма П. начинают рассматривать как звено, соединяющее обе сферы. В системе Лейбница уже содержится четкое представление о роли П. в сфере восприятия и процесса познания. Обычные восприятия, по Лейбницу, представляют собой сумму бесчисленных малых бессознат. перцепций, наши осознанные представления – "острова, поднимающиеся из океана темных перцепций". Кант, продолжая эту линию, писал о существовании области восприятий и чувств, к-рых мы не осознаем, хотя и можем прийти к выводу об их существовании; это – "... т е м н ы е представления в человеке, число которых безгранично, тогда как ясные представления занимают бесконечно малое место. На огромной карте нашего духа существует как бы лишь несколько освещенных точек" ("Антропология", см. Werke, Bd 7, В., 1907, S. 135). Развернутое учение о П. дал нем. философ и психолог Г. Карус, для к-рого П. – ключ к объяснению явлений сознания (см. С. G. Carus, Psyche, Pforzheim, 1846). У Каруса проступают уже черты своего рода культа П. Овладение силами П. мыслится как путь к освобождению человека. Высшим пунктом филос. идеалистич. интерпретации П. явилась система Э. Гартмана ("Философия бессознательного", 1869, рус. пер., М., 1873–75), где бессознательное возводится в ранг универс. метафизич. принципа, соединяющего бессознат. волю с бессознат. идеей. Гартман насчитывает уже 26 аспектов П., охватывающих не только область духа, но и процессы органич. жизни. На основе концепции бессознательного Гартман "психологизирует" материю, приходя в конечном счете к панпсихизму. Ф. Брентано (1874) и следовавший за ним Гуссерль начинают новую линию в интерпретации П., отождествляя его с интенциональным. Параллельно с этим возрастает роль П. в психологич. концепциях. Гербарт (1824) говорит о бессознат. "идеях", т.е. представлениях, "населяя" П. активными психич. агентами, представляющими те или иные жизненные тенденции. Он вводит динамич. характеристику П. Несовместимые идеи способны вступать в конфликт друг с другом, причем более слабые изгоняются из сознания. Изгнанные из сознания идеи, однако, не теряют своих динамич. св-в и продолжают активно воздействовать на сферу сознания. В принципе такую же позицию занимал и Ф. Бенеке, различавший потенциальные и актуальные состояния психики. Фехнер вводит понятие порога сознания и концепцию психич. энергии. Ему принадлежит известная метафора о душе как айсберге, большая часть к-рого скрыта под водой и к-рый управляется подводными течениями. К тому же направлению примыкают работы Гельмгольца о бессознат. мыслит. операциях (бессознат. заключение по аналогии). Вундт в ранних работах полагал, что психич. деятельность, как правило, вообще бессознательна и осознается лишь в связи с ее нарушениями благодаря сопротивлениям и конфликтам. Несмотря на большое число подобных работ, представления о П. оставались в психологии довольно неопределенными, поскольку не было установлено позитивное содержание понятия и определение давалось чисто негативно (отсутствие сознания), а резкое качеств, различие двух форм психич. деятельности не проводилось. Новый стимул в изучении П. дали работы в области психопатологии, где в целях терапии были разработаны специфич. методы воздействия на П. Первым методом такого рода явился гипноз, использование к-рого в медицине начинается в конце 18 в. с опытов Месмера, но на серьезной науч. основе этот метод стал применяться лишь в 19 в. франц. психиатрич. школой (Шарко, Либо, Бернхейма и др.). Работы Шарко в области истерии показали, что истерич. симптомы имеют часто психич. источник (самовнушение, истерич. мифология). Это также приводило к выводу о существовании психич. деятельности патогенного характера, не осознаваемой пациентом и отличной от сознательной. С помощью техники гипноза, разработанной нансийской школой Бернхейма, стало возможно демонстрировать путем эффектных опытов воздействие П. на сознат. действия (особенно в опытах с постгипнотич. внушением). Исходя из этих представлений, Жане трактовал бессознательное как продукт слабости сознат. "Я", результат психич. диссоциации, наступающей при ослаблении координац. способности сознания, напр. в результате болезни. П. здесь выступало как продукт своего рода психич. деградации (П. Жане, Психич. автоматизм, Р., 1889, рус. пер., М., 1913). Значительно дальше Жане пошел в разработке теории П. Фрейд, первоначально также исходивший из работ франц. психиатрич. школы. Фрейд прежде всего установил существование прямых связей между невротич. симптомами и воспоминаниями травматич. характера. Последние изгоняются из сознания под действием особого защитного механизма сознания, названного вытеснением. П. и есть та особая психич. область, все элементы к-рой пребывают в состоянии вытеснения. Если вытеснение не было полным, наступает частичное "возвращение вытесненного", результатом чего оказываются компромиссные образования – симптомы, следствие частичного прорыва П. в сферу сознания. Психич. нарушения рассматриваются как результат динамич. взаимодействия сознат. и бессознат. психич. сил, результат внутрипсихич. конфликта. Способ существования П. мыслится в духе гербартианской психологии идей или дискретных психич. единиц, наделенных различным количеством психич. энергии. Последняя в сфере П. легко перемещается на др. идеи или представления. Так, страх перед к.-л. внешним авторитетом преобразуется в фобию животных, играющую здесь роль замещающего представления (таково, по Фрейду, и происхождение тотемизма). Фрейд называет П. первичной психич. реальностью в том смысле, что оно способно детерминировать сознат. поведение. В то же время по отношению к сознанию это нечто объективное, к-рое должно изучаться, как и др. явления внешнего мира. П. – сфера детерминации сознат. поведения, определяемого объективными силами, в конечном счете – биологич. потребностями индивида. Бессознат. идея, чтобы достигнуть сознат. уровня, должна быть вербализована. Поэтому невозможно воспоминание инфантильного опыта, имевшего место до развития языка. К собственно бессознательному относятся продукты вытеснения и инфантильный опыт, не поддающийся вербализации, как осн. форме осознания. Выявление бессознательного требует особых технич. приемов (техника психоанализа) и связано с преодолением барьера сопротивления. Выдвинутая Фрейдом гипотеза о строении психич. аппарата (окончательно сформулированная в работе "Бессознательное", 1915) получила название "топографической", поскольку П. рассматривается в ней как некое внутрипсихич. пространство или "помещение". В дальнейшем в работах Фрейда 20-х гг. она претерпела серьезные изменения: как бессознательное стало рассматриваться не только вытесненное, но и сам процесс вытеснения, а также ряд др. психич. процессов (сублимация, регрессия, реактивное образование и др.). В этих условиях П. уже не могло рассматриваться как субстанция, а оставалось лишь как одно из качеств, присущих разнородным психич. процессам. Послефрейдовские теории П. или развивали отд. стороны его учения, или противопоставлялись ему. Первая попытка радикального пересмотра этого учения принадлежит А. Адлеру, выдвинувшему принцип психич. компенсации, исходя из к-рого он пытался представить всю психич. деятельность как результат борьбы (на бессознат. уровне) "чувства неполноценности" и "воли к власти". Юнг полагал, что за личным бессознательным простирается более глубокий слой сверхличного или коллективного бессознательного. Первое способно усваиваться сознанием в процессе развития или "индивидуации"; напротив, второе чужеродно сознанию и может восприниматься лишь в форме образов-символов, или архетипов. Оно "демонично", т.к. способно врываться в сознание, затопляя его и вызывая психич. заболевания. Его типичные проявления – мифология, и религ. символы, напр. ангелы, буддийская мандала, "царство света" гностиков, "небесная иерархия" и т.д., что придает ему определенно мистич. оттенок. С др. стороны, лидер неофрейдизма Фромм выдвинул концепцию социального бессознательного, связующего звена между социально-экономич. структурами общества и сознат. представлениями индивида. Социально бессознательное, по определению Фромма, есть область вытеснений, присущих большинству членов данного общества. Каждое общество определяет, каким мыслям и чувствам разрешено достигать сознат. уровня, а какие столь опасны для его функционирования, что должны подавляться. Наряду с этим Фромм допускает индивидуальное бессознательное, включающее материал, вытесненный в силу индивидуальной жизненной ситуации. Содержание бессознательного определяется только структурой общества, и никакие обобщения здесь невозможны. Так, у каннибалов вытесняется отвращение к поеданию человеч. мяса, идущее вразрез с установками племени. В крайне регрессивных обществах, напр. в фашистском, многие примитивные влечения осознаны, а все стремления подняться над животным уровнем подавлены. Подавление части человеч. опыта определяет иррацион. аспекты данного общества. Те провалы в сознании, к-рые возникают при этом, заполняются формами ложного сознания или идеологии. В конечном счете различия теорий Фрейда, Юнга и Фромма определяются различием их общеисходных филос. установок, взглядом на человеч. природу, с к-рой учение о П. связывается самым тесным образом – т.е. биологич., метафизич. и социальной концепцией человека. Лит.: Новые идеи в философии, сб. 15 – Бессознательное, СПБ, 1914; Суханов С., Подсознательное и его патология, "Вопр. филос. и психол.", 1915, кн. 128, с. 362–77; Фрейд З., Бессознательное, в его сб.: Основные психологии, теории в психоанализе, М.–Л., 1923, с. 125–59; Millеr J., Unconsciousness, N. Y., 1942; Вrun J., La conscience et l´inconscient. Textes choisis, [P., 1955]; Mac Intyre ?., The unconscious. A conceptual analysis, L.–N. Y., 1958; Bellak L., The unconscious, "Annals of the New York Acad. of Sciences", 1959, v. 76, art. 4, p. 1066–81; Whyte L., The unconscious before Freud, N. Y., [1960]; Laplanche J., Leclaire S., L´inconscient. Une ?tude psychanalytique, "Les Temps Modernes", 1961, v. 17, No 183, p. 81–129; Filloux J.-C., L´inconscient, P., 1961; ?hrenzweig A., Unconscious mental imagery in art and science, "Nature", 1962, v. 194, No 4833, p. 1008–12; Edel ?., The concept of the unconscious: some analytic preliminaries, "Philosophy of Science", 1964, v. 31, No 1, p. 18–33; Martin M., The explanatory value of the unconscious, там же, v. 31, No 2, p. 122–32; Whallon R. ?., Unconscious mental events, "Philosophy and Phenomenological Research", 1965, v. 25, No 3, p. 400–03. Д. Ляликов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
247.84 кб

Невыявленная парадоксальность «Подсознательного» как гносеологическое предостережение и угроза общес

Турбовской Яков Семенович
Текст доклада автора на Всероссийской научной конференции «Культура между Логосом и Мифом: к проблеме бессознательного (к 80-летию А. Э.

Похожие термины:

  • Подсознание, подсознательное

    слой сознания, обычно прикрытый верхним сознанием и обнаруживающий себя явно только в особых случаях (например, при ошибочных действиях, в сновидениях).
  • Подсознательное обучение

    Инструктивный или образовательный материал, намеренно вкладываемый в подсознание обучаемого. Торговцы образовательными аудиокассетами заявляют, что такое обучение может избавить от лишнего ве