ПОДРАЖАНИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Подражание
воспроизведение субъектом различных проявлений жизнедеятельности других субъектов. Формы П. разнообразны: научение через непосредственное восприятие образцов, равнение на поведение референтных групп, мимесис конформизма, мода, П. в искусстве. Положительная или отрицательная оценка П. определяется характером его направленности в сочетании со свободой выбора: научение лучшему или слепое обезьянничанье.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ПОДРАЖАНИЕ
(Nachahmung) — как невольное (пассивное), так и сознательное (активное) повторение чужого поведения в интонации и жестах, совершаемое по самым различным мотивам; оно свойственно поведению как животных, так и людей, как при игре, так и при упражнениях или учении, применяется в развитии речи, искусства, нравов, моды и т. д.: «Все большие ценности, которыми человек может пользоваться в своей творческой профессиональной деятельности, в семье, в дружбе, в религии и искусстве, — все они оставались бы закрытыми для индивидов, если бы подражание не давало им в руки ключ к этим сокровищам» (Фиркандт). Тард («Les lois de Limitation», 1890) рассматривал подражание как самую важную в обществе формирующую силу; Ницше — как средство всех культур. Образец, достойный подражания, является одним из важнейших факторов воспитания, пренебрежение которым в педагогической практике ведет к опустошительным последствиям, что нетрудно продемонстрировать на психологическо-поведенческом уровне. На подражание как эстетический принцип указывал в своей «Поэтике» еще Аристотель, учивший, что искусство есть подражание природе, которая дает человеку образцы для подражания и тем самым вызывает у него стремление к подражанию. Для идеалистического же понимания искусства сущность его состоит в идеализации образцов природы. Руд. Касснер говорит, что в искусстве человек подражает богам.
К. Groos. Die Spiele der Menschen, 1899; P. Beck. Die N.. 1904; G. Tarde. Les lois de l’imitation, I—У, Paris, 1907; A. Vierkandt. Gesellschaftslehre, 1923; R. Dahrendorf. Homo sociologies, in: Kölner Zt. für Soziologie u. Sozialpsychologie (1958); H. R. Jauss (Hg.). N. und Illusion, 1964; J. Weinsheimer. Imitation. London, 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПОДРАЖАНИЕ
в эстетике, один из осн. прин­ципов антич. эстетики, а также классицистич. эстетики 16-18 вв.Взгляд на иск-во как П. (мимесис) высказывался в пифагореизме (музыка как П. небесной гармонии и т. п.), был развит Платоном и Аристотелем. Пос­кольку, согласно Платону, видимый мир есть П. выс­шему миру идей, иск-во, подражающее реальности, представляет собой лишь П. подражанию. Аристотель считал, что стремление к П. свойственно живым су­ществам вообще, а людям в особенности; П. составляет сущность иск-ва, оно доставля­ет удовольствие даже тогда, когда изображается отвра­тительное; способ и объект П. являются конституирую­щими признаками лит. жанров. Если Платон осуждал изображение уродливого, нравственно предосудитель­ного в иск-ве, то Аристотель допускал его, хотя и ставил комедию ниже эпоса и трагедии, поскольку в ней подражают «худшим людям»
В новое время идея П. получила широкое распрост­ранение в эстетике классицизма. III. Батте, напр., в работе «Изящные иск-ва, сведенные к единому прин­ципу» («Les beaux arts reduits a un meme principe», 1746) считал таким единым для всех иск-в принципом П. При этом для классицистов достойна П. только «прекрасная природа», т. е. то в природе, что соответ­ствует эстетич. канону, идее прекрасного; лучшим способом приблизиться к ней признавалось П. идеаль­ным образцам антич. иск-ва.
Понятие «П. природе» было подвергнуто критике нем. классич. идеализмом (Кант, Шеллинг, Гегель), а также романтич. эстетикой, выдвинувшей на первый план роль фантазии, воображения, субъективного на­чала, личности самого творца. В реалистич. эстетике сер. 19 в. термин «П. природе» заменяется понятием правдивого воспроизведения действительности и в даль­нейшем в эстетич. концепциях 19-20 вв. не употреб­ляется.

Источник: Советский философский словарь

ПОДРАЖАНИЕ
в психологии, воспроизведе­ние индивидами и социальными группами воспринима­емого ими поведения других индивидов и групп.
Еще Аристотель приписывал П. важнейшую роль в формировании человека. Тард в П. видел основу раз­вития общества. В биологизаторскоинстинктивистских концепциях (Мак-Дугалл и др.) подчеркивается врож­денный характер П. В рамках ассоцианизма П. рас­сматривается как особый вид воздействия, при к-ром реакция объекта П. становится условным стимулом для собств. реакции субъекта П. на стимул. В бихевио­ризме П. объясняется с позиций теории научения и рас­сматривается как результат подкрепления соответ­ствующего поведения посредством прямых и косвенных видов поощрения и наказания. Сочетание ассоцианистских и бихевиористских влияний содержится в иссле­дованиях П., основанных на концепции «замещающего научения» (А. Бандура и др.). Нек-рые психологи отри­цают существование единого механизма П., разделяя его на ряд самостоят. видов.
Фундаментальную основу изучения П. составило ис­следование И. П. Павловым условных и безусловных рефлексов, первой и второй сигнальных систем. В рабо­тах Л. С. Выготского П. рассматривается как один из важнейших факторов развития высших форм поведе­ния человека, подчеркивается связь способности к П. с возможностями субъекта и пониманием им ситуации, подвергаются критике механистич. и интеллектуалистские интерпретации П. Различные аспекты П. в сов. науке изучались с позиций общей (А. Н. Леонтьев и др.), сравнительной (Н. П. ЛадыгинаКотс), педагоги­ческой (В. А. Просецкий и др.), возрастной психоло­гии, а также палеопсихологии (Б. Ф. Поршнев).
При социально-психологич. изучении П. исследуется гл. обр. взаимодействие социально-типич. субъектов и объектов П. П. изучается, с одной стороны, как результат социального воздействия (напр., влияние ре­ферентных групп, конформизм), с другой - как разновидность и средство социального воздействия, как один из путей приобщения индивида к социальному и культурному опыту.

Источник: Советский философский словарь

ПОДРАЖАНИЕ
в эстетике) – понятие домарксистской эстетики, употреблявшееся для обозначения сущности и назначения иск-ва как средства познания и воспроизведения действительности. Для античного учения о П. (мимесиса), встречающегося уже у пифагорейцев и систематически развитого Платоном и Аристотелем, характерно представление об иск-ве как о реализации чего-то уже имеющегося в природе. Идея творения вообще чужда антич. философии. Согласно Аристотелю, продукты искусства являются результатом соединения изначально существующей формы и материи; художник не творит самих форм и вообще не создает ничего такого, чего не было бы в природе, он лишь подражает красоте космоса. "Делать медь круглой это не значит делать круглое..., но (делать) нечто другое, именно (реализовать) эту форму в другом" (Met., VII, 8, 1033а). Новое понимание художеств. П. вырабатывается на закате антич. мира эстетикой неоплатонизма. Плотин рассматривает мировое божество как демиурга, творящего прообразы и формы (эйдосы) всех вещей; поэтому иск-во подражает у Плотина не природе, не видимым вещам, а идеальным эйдосам, мировому уму или деятельности демиурга. "Почему оно (небо) движется по кругу? Потому что оно подражает уму? И чему присуще движение, (первоначально) душе или телу Неба? (Конечно душе)" ("О движении неба", II 2,1). В ср.-век. христ. эстетике, рассматривающей иск-во как несовершенный чувств. отблеск идеальной божеств. красоты мира, преобладает аллегорич. и символич. толкование иск-ва. Подобно Плотину и неоплатоникам, ср.-век. философы видят в иск-ве П. не "прекраснейшему космосу", а рационально познаваемому божеств. началу, или идеальному "архетипу" вещей. Природа, в понимании ср.-век. философии, – собрание мертвых, лишенных жизни и деятельности форм; истинным творцом всей природы является бог, а художник лишь слепо подражает его деятельности или его символич. атрибутам – свету, напр., как в "Ареопагитиках", или идеальным числам, как у Августина. Фома Аквинский, как и антич. философы, считает, что формы не изобретаются художником, а изначально содержатся в его душе. Он развивает высказанную Аристотелем мысль о деятельности художника или ремесленника как о приложении готовой формы к материи. "Форма предшествует умопостигаемому бытию, как это бывает у тех, кто действует своим интеллектом; так подобие дома заранее существует в мысли зодчего. И это можно назвать идеей дома, ибо мастер намеревается уподобить дом той форме, которую он задумал в мысли" ("Summa theologica", I 15, 1). Философы эпохи Возрождения в борьбе против ср.-век. эстетич. теорий возродили антич. представление об иск-ве как П. природе на основе пантеистич. истолкования природы как активного, деятельного начала, заключающего в себе принцип самодвижения и развития. Представление об иск-ве как "зеркале" природы получает широкое развитие у всех крупнейших мыслителей и художников Возрождения – Л. Б. Альберти, Дюрера и др. В отличие от антич. и ср.-век. эстетики, эстетика Возрождения впервые истолковала принцип П. как принцип творчества: художник не прилагает готовую форму к материи, а сам творит все формы вещей. В противоположность Аристотелю и Фоме Аквинскому философ-неоплатоник Марсилио Фичино понимает создание дома прежде всего как изобретение, творчество самой формы, идеи дома. "Вначале архитектор зачинает в душе... план здания и как бы его идею. Затем в меру сил он сооружает дом таким, каким он его замыслил. Кто будет отрицать, что дом – тело и что, вместе с тем,он похож на бестелесную идею мастера, по подобию которой он создан?" (цит. по кн.: "Памятники мировой эстетич. мысли", т. 1, М., 1962, с. 503). Но человек творит не только формы вещей – даже свою собств. форму он создает сам. По словам итал. философа-гуманиста Пико делла Мирандолы, человек – "свободный и славный" мастер своей формы: он, как скульптор, создает свой образ. Художник подобен богу, он как бы заново творит все формы вещей, всю природу, придавая ей идеальный образ гармонии и меры. Эстетика Возрождения чрезвычайно широко понимает принцип П., связывая его с "божественным" энтузиазмом, с вдохновением, фантазией, выступающей как орган художеств. П. Именно благодаря фантазии, творящей идеальные формы вещей, живопись достигает верховного положения в системе др. иск-в и знаний. "...Живопись, – говорит Леонардо да Винчи, – должна быть поставлена выше всякой деятельности, ибо она содержит все формы как существующего, так и несуществующего в природе" (цит. по кн.: "Мастера иск-ва об иск-ве", т. 1, М., 1939, с. 31). П. становится универсальной категорией и рассматривается как сущность всякого иск-ва вообще – не только живописи, но, в частности, поэзии и музыки. Взгляд на поэзию как на П. развивает Боккаччо в своей знаменитой "Апологии поэзии". "Этот термин (подражание природе), возможно, вызовет меньше возражений (чем подражание философии), поскольку поэт всячески старается отразить в благозвучных стихах либо влияние самой природы, либо ее вечные и неизменные проявления – формы, привычки, речи и действия всех одушевленных вещей, движение неба и звезд, разрушительную силу ветра, шум и потрескивание пламени, грохот морского прибоя, высокие горы, тенистые рощи и течение реки..." (цит. по кн.: Гилберт К. и Кун Г., История эстетики, М., 1960, с. 199). Авторы многочисл. трактатов, посвященных поэзии и музыке, – Сперони, Триссино, Кастельверто, Скалигер, Салинас, Царлино, Галилей – возрождают аристотелевское учение о поэзии и музыке как П., дают обширные истолкования сущности, средств и форм П. Однако уже к 16 в. относятся первые критич. нападки на теорию П. В 1586 итал. философ Патрици опубликовал два тома "Поэтики", в к-рой в духе субъективистских идей маньеризма противопоставил понятия "подражание" и "выражение", считая, что именно выражение внутр. духовного мира художника является отличит. особенностью поэзии и иск-ва вообще. Это противопоставление П. и выражения выдвигалось в 17 в. в эстетике барокко, а в дальнейшем – эстетикой "Бури и натиска" в Германии и эстетикой романтизма в Германии и Франции. Широкое распространение принцип П. получает в эстетике классицизма, к-рая понимала его как П. рационалистически трактованной природе, ограничивая роль фантазии и воображения в иск-ве. Известный франц. художник-классицист Пуссен, утверждая, что сущность иск-ва заключается в "подражании всему, что находится под солнцем" (Письма Пуссена, М.–Л., 1939, с. 195), говорил: "искусство не отличается от природы, не может выйти за ее пределы" (цит. по кн.: "Мастера искусства об искусстве", т. 1, М., 1937, с. 581). Батте в работе "Изящные искусства, сведенные к единому принципу", считал, что этим единым для всех видов иск-в принципом является П. Однако посредством П. иск-во не создает ничего нового, оно порождает лишь фикции, вымышленные образы вещей. "Что такое живопись? – спрашивает Батте. – Подражание видимым предметам. В ней нет ничего реального, истинного, все в ней призрачно и ее совершенство зависит от степени сходства с действительностью" (цит. по кн.: "Памятники мировой эстетич. мысли", т. 2, М., 1964, с. 380). П. природе не должно быть непосредственным. "...Необходимо такое подражание, – говорит Батте, – где видна природа, но природа, какой она должна быть и какой ее может себе представить разум" (там же, с. 381). Т.о., классицистич. теория П. фактически подчиняла иск-во нормативным правилам "хорошего вкуса". В англ. эстетике 18 в. принцип П. наиболее отчетливо формулируется Э. Берком, согласно к-рому П. наряду с симпатией составляет одну из гл. социальных страстей. "Подражание, – пишет Берк, – несравненно больше, чем наставление, дает нам возможность все познать... Оно определяет наши привычки, наши мнения, наш образ жизни. Оно служит одной из самых сильных связей внутри общества; является своего рода взаимной уступчивостью, которую люди проявляют в отношении друг к другу... Именно в подражании заключено одно из главных искусств" ("A philosophical inquiry into the origin of our ideas of the sublime and beautiful", L., 1958, p. 49). В Германии идею П. природе развивали Баумгартен, Зульцер, Винкельман и др. Лессинг ставит проблему границ и взаимоотношения различных видов иск-в как проблему специфич. предмета и форм П. в живописи и поэзии. Вместе с тем он выступает против ограниченной классицистич. трактовки П. – "... или подражание природе не должно быть принципом искусства, или, если ему следуют, искусство перестает быть искусством..." (Избр. произв., М., 1953, с. 563) – и пытается дополнить принцип П. принципом воспроизведения природы. Идея П. в нем. эстетике 18 в. рассматривается по отношению не только к живописи и поэзии, но и к театру (см. J. Schlegel, Von der Nachahmung, 1745). Принцип П. подвергается глубокой критике в эстетике нем. классич. идеализма. Кант, Фихте, Гегель отвергают концепцию иск-ва как П. природе. "Каждый согласится с тем, – писал Кант, – что гениальность вполне противоположна духу подражания" ("Критика способности суждения", СПБ, 1896, с. 180). Шеллинг считал, что не иск-во подражает природе, а, напротив, сама природа строится на тех же закономерностях, к-рые обнаруживаются в художеств. деятельности. В рус. эстетич. лит-ре представление об иск-ве как "подражании естеству" развивали теоретики классицизма (Тредиаковский, Карамзин, Александровский, Мерзляков и др.). Согласно этим представлениям, П. природе врождено человеч. натуре и различается по своей форме и средствам. Рус. революц.-демократич. эстетика подвергла критике П. природе "по идеалу" и выступила с обоснованием реалистич. принципа "воспроизведения" природы (см. Н. Г. Чернышевский, О поэзии. Соч. Аристотеля, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1949). Марксистская эстетика, понимая иск-во как форму отражения действительности, рассматривает процесс художеств. отражения в связи с обществ.-историч. практикой, с творч. деятельностью человека "по законам красоты". С этой т. зр. концепции П., хотя и содержат в зародыше элементы диалектич. понимания художеств. отражения, в целом характерны для созерцат.-материалистич. взглядов на иск-во. Лит.: Аристотель, Поэтика, М., 1957; Асмус В. Ф., Иск-во и действительность в эстетике Аристотеля, в сб.: Из истории эстетич. мысли древности и средневековья, М., 1961; История искусствознания, М., 1963; Schenker M., Charles Batteux und seine Nachahmungstheorie in Deutschland, Lpz., 1909; Landsberger F., Die Naturnachahmung in der italienischen Renaissance, "Zeitschrift f?r bildende Kunst" 1915, Bd 26; ?anofsky E., "Idea". Ein Beitrag zur Begriffs-geschichte der ?lteren Kunsttheorie, Lpz.–В., 1924; Serauky W., Die musikalische Nachahmungs?sthetik in Zeitraum von 1700 bis 1850, M?nster, 1929; Utitz E., Geschichte der ?sthetik, В., 1932, S. 17–21; Gilbert ?. ?., Aesthetic imitation and imitators in Aristotle, "The Philosophical Review", 1936, v. 45; Verdenius W. J., Mimesis. Plato´s doctrine of artistic imitation and its meaning to us, Leiden, 1949; Hathaway В., The age of criticism. The late renaissance in Italia, Ithaca (N. Y.), [1962]; Tubach F. С., Die Naturnachahmungstheorie: Batteux und die Berliner Rationalisten, "Germanisch-romanische Monatsschrift", 1963, Bd 13, H. 3. В. Шестаков. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
129.69 кб

Общество как подражание: об актуальности тезиса Габриэля Тарда

Сериков Андрей Евгеньевич
Статья обращается к понятиям изобретения и подражания в творчестве Тарды. Тард рассматривает подражание с внешней социальной стороны, что ставит перед нами актуальную сегодня проблему наблюдателя.
Читать PDF
129.66 кб

Творчество как демиургическое подражание (на материале «Бхагавата-пураны»)

Останин Вадим Владимирович
Рассматривается религиозное понимание творчества, характерное для системы теологии Чайтаньи.
Читать PDF
2.14 мб

Подражание у Платона, или чем философ лучше художника

Читать PDF
136.90 кб

Подражание речи, или зачем пишут книги?

Маковецкий Евгений Анатольевич
Эволюция культуры рассматривается в статье через взаимодействия устного и письменного слова в пайдейе.
Читать PDF
131.05 кб

Терапевтическое подражание

Маковецкий Евгений Анатольевич
Теория и практики подражания рассматриваются в статье в качестве одного из оснований единства культуры.
Читать PDF
432.30 кб

Подражание против гармонии: «Музыкальный словарь» Руссо в контексте поэтики

Махов Александр Евгеньевич
Оппозиция мелодии и гармонии, центральная в музыкальной теории Руссо, рассмотрена в широком, эстетическом и поэтологическом, контексте.
Читать PDF
2.37 мб

96. 01. 023. Тард г. Законы подражания. -СПб. , 1903. - фрагменты

Читать PDF
27.17 кб

Реконструкция понимания Аристотелем искусства как «Подражания» в контексте эпистемологического конст

Агафонова Ольга Васильевна
В статье в контексте методологии эпистемологического конструктивизма проводится рациональная реконструкция понимания Аристотелем искусства не только как «подражания», но и активной авторской позиции, отражающей в произведении окру
Читать PDF
236.03 кб

2017.03.001. ЦОРАН Г. МЕЖДУ ПРИСВОЕНИЕМ И РЕПРЕЗЕНТАЦИЕЙ: АРИСТОТЕЛЬ И КОНЦЕПЦИЯ ПОДРАЖАНИЯ В ГРЕЧЕС

Лозинская Е.В.

Похожие термины:

  • Подражание Христу

    (Imitation of Christ). Фундаментальное библейское учение, согласно к-ром у человек  дитя Божье и в нем запечатлены черты Бога. Соответственно, христиане должны подражать не злому, а доброму (3 Ин 11), поступкам
  • ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ

    понятие, близкое экстраполяции. Стремление народов, образованного и правящего слоя достигнуть результатов деятельности высокоразвитых стран при игнорировании условий их достижения, например, н
  • ПОДРАЖАНИЯ ТЕОРИЯ

    кон цепция происхождения и сущности иск-ва, зародившаяся в античной эстетике (мимесис) и получившая развитие в эстетике Возрождения и нового времени; нашла отражение и в совр. эстетических концепц