Подобие

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

подобие
ПОДОБИЕ — понятие, фундаментальное для характеристики абстрактного мышления. Платон определяет подобное как «такого же рода иное» Платон. Софист. 240а), т.е. как предмет, сходный с другим предметом в родовых и отличный от него в видовых признаках. Различают два вида П. Во-первых, сходство субстратов при различии форм их существования. Именно как субстратное сходство понимал П. образа и предмета Эмпедокл, когда писал: «Землю мы видим Землею, Воду — Водою...» (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 386). Т а к же понимается оно и в «законе П.» современной гомеопатии. Во-вторых, П. понимается как сходство форм объектов, рассматриваемое в абстракции от их размеров и образующих их субстратов. Именно так оно трактуется в геометрии и теории П. Оно здесь — рефлексивное, симметричное и транзитивное отношение. Впрочем, в современной математике термин «П.» обычно заменяется более современным и строго определяемым термином «соответствие». Различают два типа соответствия — изоморфизм и гомоморфизм.         Идея П. играет фундаментальную методологическую роль в человеческом мышлении с самого начала его истории. Уже в Библии говорится, что Бог сотворил человека «по образу и подобию» своему (Быт 1, 26). Платон считал П. («причастность») вещей эйдосам, т.е. низшего высшему, условием ответа на вопрос, как возникло низшее. Эта идея Платона была использована позднее при разработке христианской теологии.         От фразы Гомера «Бог, известно, всегда подобного сводит с подробным» (Одиссея. 17. 218) ведут свою родословную формулы «подобное ощущается подобным», «подобное питается подобным», «подобное испытывают от подобного» и т.д. По существу, это исторически первые формулировки принципа единства мира. Именно в острых спорах вокруг формулы «подобное... подобным» античными философами постепенно осознавался тот факт, что без признания родового (субстратного или структурного) сходства объектов невозможно понять ни их взаимный переход, ни их взаимодействие. По своему гносеологическому статусу эти формулировки сравнимы лишь с формулой «ни одна вещь не возникает из небытия, но все — из бытия» (Аристотель. Метафизика. 1062b), которая является исторически первым выражением принципа сохранения.         Г.Д. Левин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПОДОБИЕ
1) в обычном словоупотреблении — то же, что сходство, аналогия, родственность и т. п.; 2) в науке — понятие, характеризующее одинаковость формы объектов, независимо от их размеров. Подобны, напр., фотоотпечатки одного негатива, сделанные в разных увеличениях. Отношение подобия рефлексивно, симметрично и транзитивно, т. е. является отношением типа равенства. Частным случаем подобия объектов является их полное совпадение — тождество. Преобразование какого-либо объекта в объект, ему подобный, наз. преобразованием подобия. Напр., построение модели воображаемого (проектируемого) объекта и переход от этой модели к промышленной реализации замысла (к реальному объекту) является серией преобразований подобия. Обобщение элементарных представлений о подобии дает теория подобия — учение об условиях подобия (явлений) и о методах их математического описания. В этой теории понятие подобия обобщается и на объекты без жесткой формы (напр., жидкости и газы) и связывается с разысканием на основе сравнения изучаемых явлений переходных масштабов, отражающих существенные для данной абстракции подобия параметры сравниваемых явлений, и условий обоснованного перехода от модели к реальности и наоборот. Идея подобия лежит в основе моделирования.
М. М. Новоселов
3) Термин платонически ориентированной философии и теологии, означающий сообразность низшего высшему, причастность форме высшего. В этой системе понятий подобие соотносится с единым, а «неподобное» — с иным; подобие — это принятие своего места в иерархии и единение через связь с верховным первоначалом иерархии, а «неподобное» — узурпация чужого места, выпадение из гармонии. Подобие отождествляется для вещи с благом, отсутствие подобия — со злом, несовершенством. На этом фоне рассматривался и библейский текст, согласно которому Бог сотворил человека по своему образу и подобию (Быт. 1,2 в). Христианская теология, начиная с Оригена, различает образ божий как неотъемлемое, хотя и ежечасно оскверняемое достояние, и подобие божие, которое утрачено человеком в состоянии ipexa и поставлено перед ним как идеал и цель его усилий: низшая природа человека должна до конца принять форму, налагаемую на нее «умом» человека, а «ум» — форму, налагаемую Богом.
С. С. Аееринцев

Источник: Новая философская энциклопедия

Подобие (homoios)

а) Подобие уже предполагает некое простейшее соотношение, которое сам Платон определяет так: «То, что испытывает одно и то же, подобно» (Раrm., 148 а). Это, прежде всего, относится ко всему идеально оформленному. Космосу бог придал форму шара, поскольку эта форма, между прочим, «максимально подобна самой себе» (Tim., ЗЗЬ). «...Если земля вращается в центре неба, то ей нет надобности ни в воздухе, ни в каком ином основании, чтобы не упасть: для поддержания ее достаточно повсюдного подобия неба самому себе и равновесия земли, ибо равновесная вещь, помещенная в средине чего-нибудь подобного самому себе, никак не может отступить ни в какую сторону, но, будучи подобной сама себе, остается без уклонов» (Phaed., 109 а). Таким образом, то, что идеально, устойчиво, то всегда и подобно себе. Платон мог бы в этом случае говорить: то и тождественно с собою. «То, что всегда держится подобного себе, бессмертного и истинного... не больше ли... существует, чем то, что никогда не держится себе подобного?..» (R. Р., IX 585 с). Таким образом, незатронутость хаотически чувственным процессом делает вещи максимально подобными самим себе и максимально прекрасными. Здесь ясно и то, что самоподобие (так же, как и красота) не есть просто отвлеченно данное идеальное. Уже самое это наименование указывает на то, что нечто подобно чему-то, т. е. в самой вещи должно быть две стороны: одна, для которой приводится подобие, и другая, которая приводится для уподобления. Идеальность, т. е. красота, заключается в том, что обе эти стороны в предмете вполне одна другой подобны. Вот почему прекрасен космос, обладающий вследствие этого подобия формой шара. И вот почему прекрасны геометрические фигуры. Может быть, сюда же надо отнести и замечание: «Геометрическое равенство (isotes) имеет великую силу и между богами и между людьми» (Gorg., 508a).
б) Подобие или самоподобие делает прекрасными прямые и круглые фигуры. У окружности имеется центр, по отношению к которому все ее точки находятся в подобном отношении. На прямой таким центром подобных соотношений является любая точка прямой. «Прямизна,— говорит Платон (Раrm., 137 е), есть то, у чего" Центр закрывает собою оба конца», т. е. прямая линия есть такая, на которой между каждыми двумя точками мыслима третья, одинаково принадлежащая обоим отрезкам пути от нее до этих точек. Эта одинаковость, или подобие, и обусловливает собою единство направления между двумя точками, т. е. прямизну.
А насколько Платон любит прямизну и округлость видно из того, что он считает (Phileb, 51 с) геометрические фигуры прекрасными как сами по себе, так и в переносном смысле. «По прямому пути бог приводит все в исполнение, хотя, по природе своей, он вечно обращается в круговом движении» (Legg., IV 716 а). О «душах маленьких и непрямых» (Thaet., 173 а) мы уже знаем. Рабство с молодости отнимает у них развитие, прямоту и независимость, заставляя их кривить... О дурной душе говорится, что «от лжи и тщеславия все в ней криво и нет ничего прямого» (Gorg., 525 а). Кривизна, однако, в смысле закругленности, имеет положительное значение: речь Лисия в «Федре» заслуживает похвалы Платона, между прочим, и за то, что «все в ней ясно и закруглено, что каждый оборот отчеканен со всей тщательностью» (Phaedr, 234 е).
В рассуждениях о геометрических фигурах Платон тщательно и последовательно проводит принцип подобия. Особенно это относится к учению о правильных многогранниках. В основе каждого многогранника лежит определенное распределение ребер, а каждая грань составлена из одинаковых треугольников. Так, каждая грань куба есть квадрат, а квадрат состоит из двух прямоугольных равнобедренных треугольников, имеющих общую гипотенузу. Как мы знаем, из «кубического» элемента состоит, по Платону, Земля. Подобие везде объединяется с красотой (Tim., 53с—56с). В космосе каждый элемент на своем месте, потому что сотрясаемые материей, говорит Платон, сходные элементы сошлись, а несходные оказались в разных местах (Tim., 53а), так что подобие, или сходство, играет большую роль в движении космоса (Tim., 57с).
Подобие приближается к эстетическому понятию по своей структуре потому, что предполагает определенное взаимоотношение между отдельными элементами. Не только идеальное постоянно подобно самому себе, можно говорить и об уподоблении тех или иных видов бытия самому идеальному в той или другой конечной мере. О таком уподоблении идет речь у Платона в его построении космоса и в учении о подражании.

Источник: Эстетическая терминология Платона

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
482.45 кб

«я» как образ и подобие Бога: размышление над трактатом Августина «о Троице»

Иващук О.Ф.
В статье предпринята попытка выявить категориальный каркас логики обоснования догмата о троичности христианского Бога в трактате Августина Гиппонийского “О Троице” и те мыслительные возможности, которые он предоставляет для консти
Читать PDF
99.44 кб

Об одном подобии Святой Троицы

Салиба Х. М.
Читать PDF
142.78 кб

Учение прп. Максима Исповедника об образе и подобии Божиих в человеке: синергийный аспект

Малков Петр Юрьевич
Статья посвящена учению прп. Максима Исповедника об «образе» и «подобии» Божиих в человеке. В статье указывается на своеобразие позиции прп.
Читать PDF
215.91 кб

Диалог и его подобия в коммуникационном пространстве информационного общества

Кириллов Герман Михайлович
Рассмотрена проблема возможности существования диалога в коммуникационном пространстве современного информационного общества, осуществлена попытка дефиниции этого термина, а также выявления его нормативных основ для различения его

Похожие термины:

  • Подобие, подобный

    1) в широком смысле — несколько одинаковых признаков вещей (если совпадают все признаки, то вещи одинаковы); 2) (в философии) в процессе познания движение от познанного к непознанному возможно тольк
  • ВОСКОВОЕ ПОДОБИЕ

    кукла, используемая в черной магии для наведения порчи на то или иное лицо. Нанесение повреждений восковым подобиям должно было привести к аналогичным воздействиям на имитируемых людей. Символик
  • Подобия теория

    теория об условиях подобия физических явлений, кладущая в свое основание учение о размерностях физических величин, и используемая для физического моделирования.