ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА

Найдено 1 определение
ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА
(«Jenseits von Gut und Btise») - произведение Ф.Ницше, законченное и изданное в 1886. Оно написано в классическом ницшевском стиле афоризма, т.е. разбито на короткие, завершенные по смыслу фрагменты, связанные между собой обшей тематикой и лишь одному автору понятной логикой. Всего таких афоризмов в книге - 296 плюс предисловие и заключительная песня; они распределены в девяти отделах, наиболее важные из к-рых для этики - пятый («К естественной истории морали»), седьмой («Наши добродетели») и девятый («Что аристократично?»). Впервые на рус. яз. книга появилась в 1905 в пер. Н.Полилова и затем неоднократно переиздавалась. После первого, романтического, периода творчества (1867-1876) нравственная проблематика в философии Ницше становится главной. Хотя в «По т.е. ...» встречаются размышления на самые разные философские темы, основной проблемой книги становится вопрос о происхождении современной европейской морали. Здесь содержатся все ключевые понятия и почти завершенная философия морали автора. Преобладающий мотив произведения — тревога Ницше за «вырождение и измельчание человека до совершенного стадного животного», в к-рого превратился современный ему европеец. Вина за это лежит на господствующей морали, имеющей христианские корни. Автор желает «впервые» рассмотреть мораль не как нечто целиком положительное, а подвергнуть ее критическому рассмотрению с иной, внеморальной т.з., тем самым оказавшись «по ту сторону» добра и зла. Такую позицию сам автор называет «имморализмом». Ницше свойственно понимание морали как «системы оценок, имеющей корни в жизненных условиях существа». Он восстает против господства норм христианства, замечая, что «требование одной морали для всех наносит вред именно высшим людям». Между тем христианская мораль, несмотря на утверждение ее апологетов, не единственная. Ницше выделяет две морали: господ и рабов. Они присущи любой культуре и эпохе, и даже уживаются в душе конкретного человека, где «тварь и творец соединены воедино». Обе морали зародились в первобытных общинах. Господская стала выражением воли сильных людей повелевать и творить ценности; ее основные черты — яркая индивидуальность, эгоизм, мужество, гордость. Рабская - проявление инстинкта подчинения пассивного большинства власти тиранов; ее характеристики: бессильная зависть к господам, стремление уравнять всех членов коллектива, желание спокойной жизни. Увеличение числа рабов приводит к усилению их могущества и «восстанию в морали». Желая «отомстить» господам, они осудили аристократическую мораль и прославили следующие добродетели: «дух общественности, благожелательство, почтительность, прилежание, умеренность, скромность, сострадание». Первое «восстание рабов в морали» исторически соответствует утверждению христианства, последнее — фр. революции. Отныне, по мысли Ницше, проклинаются все индивидуалистические черты характера, прославляется «стадный инстинкт». Это привело к постепенному отмиранию аристократических добродетелей, принижению человека, заключению его в «стадо». Основные христианские добродетели Ницше отвергает, считая их «тиранией по отношению к природе», главная движущая сила к-рой — воля к власти: стремление любого природного деятеля себя утвердить и расширить сферу своего влияния. Сострадание вредно потому, что оно желает уничтожить страдание, тогда как преодоление страданий закаляет волю индивида. Любовь к ближнему заставляет личность отвлекаться на других людей, в то время как эгоизм — «свойство знатной души» — способствует концентрации внутренних сил. Отвергая христианскую мораль, Ницше утверждает, что «возможны другие... высшие морали», восходящие к древней господской, свойственной гомеровской Греции. Для этого необходимо совершить «переоценку ценностей», на к-рую отваживаются лишь «люди рока», одним из к-рых был Наполеон. Однако черты «высшей морали» Ницше указывает весьма неопределенно; «лучшее, что в нас есть, остается неизвестным».
В наиболее законченном виде философия морали Ницше изложена в произведении «К генеалогии морали». Лит.: Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990; Делёз Ж. Ницше. СПб.: АХЮМА, 1997; Фуллье А. Ницше и имморализм. СПб.: Общественная польза, 1905; Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф.Нитше // Шестов Л. Избр. соч. М.: Правда, 1993; Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Медиум, 1994. А.А.Скворцов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001