основывается на философском положении о существовании множества интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему‑то единому и независимому друг от друга. Абсолютной истины не существует, она всегда относительна, соответственно, не существует границы между истиной и ложью. Истина и ложь могут меняться местами в зависимости от социально‑исторических и субъективно‑психологических условий и обстоятельств. Не существуют и вечных, всеохватывающих истин, у каждой культуры, эпохи и даже у каждого человека своя истина. В силу сложности познаваемых объектов существует не одна, а несколько истин об одном и том же явлении. Знания о сложном явлении, полученные различными субъектами, могут по‑разному, но в чём‑то, верно, отражать его и быть, следовательно, истинными. В силу этого нельзя отдать предпочтение какой‑то одной истине – все они в определённой мере равноправны, среди них нет главной истины. Отсюда следует, что целостное знание о таком явлении должно строиться по принципу дополнительности, когда каждая из его истинных определений следует компенсировать другими, часто даже противоположными утверждениями.
Принцип дополнительности в философии формулируется следующим образом: рациональная сторона действительности и её познание, и сопряжённая ей иррациональная сторона действительности и её познание дополнительны друг другу. Исходя из П. д. к истине ведут два способа познания мира, которые не должны противопоставляться друг другу – научный, рациональный и религиозный, иррациональный (111).
ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ концепция истины
ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ концепция истины
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018