ПЛУТАРХ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПЛУТАРХ
ок. 46-позже 119) – греческий ученый-энциклопедист. Его труды по философии, истории литературы, физике, медицине, риторике и теологии показывают широту интересов и универсальную образованность автора. Наибольшую ценность для исследователей религии представляют его сочинения, посвященные культу Исиды и Осириса.  

Источник: Религиоведческий словарь

ПЛУТАРХ

род. ок. 45 - ум. 120 после Р.Х.) - древнегреч. философ, биограф, моралист. На своей родине был облечен полномочиями правителя; был священником в Дельфах. Его философские соч. и произв. по различным отраслям науки объединены под общим заголовком "Moralia". Плутарх призывал, размежевавшись со Стоей и эпикуреизмом, сделать частную и общественную жизнь разумно-гармонической. Его сравнительное жизнеописание греч. и рим. полководцев и государственных деятелей служит, в частности, также и ярким примером образцовой нравственности ("Сравнительные жизнеописания". СПБ, 1891). Личность и произв. Плутарха оказывали влияние на последующее развитие вплоть до наших дней.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПЛУТАРХ
(Plutarch, греч. Ploutarkhos) из Херонеи (Греция) — греческий философ и биограф; жил ок. 45— ок. 127. На своей родине он был облечен полномочиями правителя; был священнослужителем в Дельфах. Его философские сочинения и произведения по различным отраслям науки объединены под общим заголовком «Moraba»; на нем. яз. извлечения из этого сочинения изданы О. Апельтом (3 т, 1926—1927) и В. Аксом (1942). Плутарх призывал, размежевавшись со Стоей и эпикуреизмом, сделать нашу частную и общественную жизнь разумно-гармонической. Его сравнительные жизнеописания греческих и римских полководцев и государственных деятелей служат, в частности, также ярким примером образцовой нравственности (на нем. яз. под названием «Griechische Heldenleben», «Römische Heldenleben» изданы В. Аксом, в серии «Kröners Taschenausgabe», т. 66— 67; на рус. яз.: «Сравнительные жизнеописания», 1891, в 3 т., 1961—1964. См. также: Vitae (изд. Синтенисом), 4 vol., 1839, нем. изд. 1927 и сл. Личность и произведения Плутарха оказывали большое влияние на последующее развитие европейской культуры вплоть до наших дней.
В. Lazarus. Les Idées religieuses de P., 1920; H. Görgemanns. Untersuchungen zu P.s Dialog «De Facie in orbe lunae», 1970; H. Adam. P.s Schrift «Non posse suaviter», 1973.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Плутарх
из Херонеи (ок. 45 - ок. 127), греческий писатель и философ-моралист. Принадлежал к платоновской Академии и исповедовал культ Платона, отдавая дань многочисленным стоическим, перипатетическим и пифагорейским влияниям в духе характерного для того времени эклектизма. Его интерпретация Платона продолжала линию Посидония. Полемизируя со стоическим натурализмом и пантеизмом, П. часто склонялся к пониманию материи как космического начала несовершенства, дуалистически противостоящего трансцендентному Богу. Посредники между миром и Богом - демоны (гении). Философия для П. — не систематическая дисциплина, а орудие самовоспитания универсально развитого дилетанта. Это роднит П. с современной ему античной вульгарной философией; однако если для моралистов стоического, кинического и эпикурейского типа характерен пафос резкого противоположения критикуемой действительности и спасительной проповеди, то П. постоянно апеллировал в своей этике к исторически сложившимся данностям человеческих отношений. Отсюда его отвращение к доктринерству, нежизненному ригоризму (напр., в полемике против стоиков) и в то же время обывательское почтение ко всему общепринятому. Этическая норма для П. — не утопическая теория, а идеализированная практика старой полисной Греции, поэтому он прибавлял к моральным трактатам и диалогам дополняющий их цикл «Параллельных жизнеописаний» знаменитых греков и римлян прошлого, где моральный идеал выясняется на конкретном историческом материале. Историческое повествование в биографиях П. всецело подчинено моральной проблематике. В центре морали П. стояли понятия Jiai5eia («образования», «просвещения», т. е. эллинской духовной культуры) и ф1^аУ0рштйа («человеколюбия», т. е. эллинской гуманности). Разработанный П. идеал античной гуманности и гражданственности широко использовался в Новое время. Монтеню импонирует враждебность П. аскетизму и доктринерству, Руссо — его внимание к «естественным» черточкам человеческой психологии и свободолюбие; гражданственность создала П. огромную популярность у идеологов Великой французской революции. Морализм П. пытался реставрировать Эмерсон. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Плутарх

ок. 45-ок. 127) - греческий философ, платоник пифагорействующего типа. Он автор многочисленных произведений на исторические, философские, нравственные темы.
Наиболее известны его «Сравнительные жизнеописания», в которых даются парные описания жизнедеятельности крупных деятелей Древней Греции и Рима: Александра Македонского и Цезаря, Демосфена и Цицерона, Ликурга и Нума и др. Давая эти жизнеописания, Плутарх высказывает много интересных мыслей как философского, так и жизненного характера, нравственного плана. Описывая положение, при котором императоры в целях утверждения политической власти выдавали друг другу друзей и родственников, Плутарх пишет: «Так лишились они от бешеной злобы способности мыслить по-человечески или, лучше сказать, показали, что нет зверя свирепее человека, совмещающего в себе дурные страсти и власть» [Избр. жизнеописания. М., 1957. Т. II. С. 562].
Помимо «Сравнительных жизнеописаний» Плутарх также написал сочинения на нравственные темы; в частности, у него есть произведение «Наставление супругам», в котором он дает свои рекомендации относительно поведения мужа и жены с целью сохранить прочный брачный союз.
Кроме того, Плутархом написано такое сочинение, как «Пир семи мудрецов», в котором он поднимает историко-философские и социальные проблемы. В этом произведении он описывает встречу и беседу тех мыслителей Древней Греции, которые считались первыми мудрецами западной мысли. К ним относятся: Фалес, Биант, Питтак, Солон, Клеобул, Хилон, Анахарсис. Периандр, также относившийся к этим мудрецам, у Плутарха выступает правителем города, тираном, который собирает у себя мудрецов.
В своей беседе все мудрецы отвечают на одни и те же вопросы. На вопрос, какое государство лучше всего, они отвечают следующим образом. Солон: «В том государстве лучше всего и крепче всего народовластие, где обидчика к суду и расправе привлекают не только обиженный, но и необиженный». Фалес: «То, в котором нет ни бедных граждан, ни безмерно богатых». Биант: «Крепче всего народовластие там, где закона страшатся, словно тирана». Питтак: «То, где дурным людям нельзя править, а хорошим нельзя не править». Хилон: «Лучшее государство то, где больше слушают законы, меньше ораторов». Анахарсис: «То, где лучшее воздается добродетели, худшее - пороку, а все остальное поровну». Клеобул: «Самый разумный тот народ, в котором граждане боятся больше порицания, чем закона».
Положительные взгляды Плутарха по вопросам истории и морали оказали большое влияние на последующие поколения философов.

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

ПЛУТАРХ

ок. 45 — ок. 127 н.э.)— греческий философ, политик и писатель-моралист, автор знаменитых «Параллельных жизнеописаний» и ряда философских сочинений, написанных в русле традиции среднего платонизма. Был слушателем платоника Аммония Александрийского в Афинах в тот год, когда Афины посетил император Нерон (Plut. De apud Delph., 385B), т. е. в 66 н. э.; в хронике Евсевия под 119 о Плутархе говорится как о пожилом человеке, однако в том же году император Адриан назначил его на почетный пост прокуратора провинции Ахея — на основании этих событий уточняется хронология его жизни. В течение всей жизни Плутарх деятельно участвовал в управлении родным городом, имел звание архонта-эпонима; императором Траяном был возведен в ранг консула. С 50 лет Плутарх — жрец Аполлона в Дельфах (пожизненно). Дома в Херонее у него был постоянный философский кружок, посещаемый друзьями и учениками, — благодаря этому своеобразному филиалу афинской Академии беотийская Херонея стала одним из центров платонизма в 1 в. н. э.
Из обширного наследия Плутарха сохранилась примерно треть — ок. 100 сочинений. Корпус сохранившихся текстов традиционно разделяется на две части — «Параллельные жизнеописания» и «Моралии». Это деление восходит к изданию Плутарха, осуществленному византийским монахом Максимом Планудом (1260—1310). Название «Моралии» вполне условно — под этой рубрикой Максим собрал все, что не было биографиями: этические, философские, религиозно-мифологические и другие сочинения (посвященные весьма широкому спектру вопросов — от политики, риторики и педагогики до психологии животных). Все 79 сочинений, входящие в состав «Моралии», имеют сквозную пагинацию, восходящую к изданию Стефана (1572): первое — «О воспитании детей» (1А), последнее — «О музыке» (1131А). Для понимания философской позиции Плутарха прежде всего важны: «Об Исиде и Осирисе», «О [букве] Е в Дельфах», «О дельфийском оракуле», «Об упадке оракулов», «О лике на Луне», «Можно ли научить добродетели?», «О нравственной добродетели», «О благорасположении духа», «Одемонии Сократа», «Платоновские вопросы», «О сотворении души согласно «Тимею», ряд полемических сочинений: «О противоречиях у стоиков», «Об общих понятих: против стоиков», «О том, что невозможно жить счастливо, если следовать Эпикуру», «Против Колота» и «Хорошо ли сказано — «живи незаметно»?»; кроме того, важны отдельные пассажи из «Застольных бесед» (9 кн.) и примыкающего к ним «Пира семи мудрецов» (это сочинение — классический образец жанра «симпосия», ср. соч. Платона и Ксенофонта). Среди утраченных сочинений Плутарха (о которых известно из т. н. каталога Ламприя) — едва ли не основные тексты, посвященные проблемам школьного платонизма: «О том, что, согласно Платону, у Вселенной было начало», «Где находятся идеи?», «Способ причастности материи к вдеям», «О материи», «О пятой сущности», «О бессмертии души», «О чувствах», «О судьбе» (в двух книгах, сохранившийся одноименный трактат неаутентичен), «О том, что в нашей власти: против стоиков», «О единстве Академии со времен Платона»,

Источник: Новая философская энциклопедия

ПЛУТАРХ
??????????) и з Х е р о н е и (ок. 46 – ок. 127) – греч. писатель и философ-моралист. Принадлежал к Академии платоновской и исповедовал культ Платона, отдавая дань многочисл. стоич., перипатетич. и пифагорейским влияниям в духе характерного для того времени эклектизма. Его интерпретация Платона продолжала линию Посидония и подготовляла неоплатонич. истолкование Библии. Полемизируя со стоич. натурализмом и пантеизмом, П. часто склонялся к пониманию материи как космич. начала несовершенства, дуалистически противостоящего трансцен-дентному богу. Посредники между миром и богом – демоны (гении); демонология дает П. возможность примирить философский монотеизм с традиционной греческой мифологией. Философия для П. – не систематич. дисциплина, а орудие самовоспитания универсально развитого дилетанта. Это роднит П. с совр. ему антич. вульгарной философией; отличие в том, что если для моралистов стоич., кинич. и эпикурейского типа характерен пафос резкого противоположения критикуемой за тотальное неразумие действительности и спасительной проповеди (затем этот пафос переходит в христианство), то П. постоянно апеллировал в своей этике к исторически сложившимся данностям человеч. отношений. Отсюда его отвращение к доктринерству, узости, нежизненному ригоризму (напр., в полемике против стоиков) и в то же время обывательское почтение ко всему общепринятому: его защита традиц. религии от эпикурейской критики вызвала возмущение молодого Маркса. Этич. норма для П. – не утопич. теория, а идеализированная практика старой полисной Греции, поэтому он прибавлял к моральным трактатам и диалогам дополняющий их цикл "Параллельных жизнеописаний" знаменитых греков и римлян прошлого, где моральный идеал выясняется на конкретном историч. материале. Историч. повествование в биографиях П. всецело подчинено моральной проблематике. Во имя реставрации полисной классики П. резко осуждал индивидуализм и асоциальный дух новейших филос. и религ. учений, хотя сам в условиях рим. владычества (к к-рому относился абсолютно лояльно) не мог не отдавать дань индивидуализму (история препарируется П. под углом зрения культа "великих людей"). В центре морали П. стояли понятия "???????" ("образования", "просвещения", т.е. эллинской духовной культуры) и ??????????? ("человеколюбия", т.е. эллинской гуманности). Сильный морально-педагогич. уклон имеет эстетика П., реставрирующая аристотелианскую теорию подражания (см. также Мимесис). Разработанный П. идеал антич. гуманности и гражданственности широко использовался в раннебурж. идеологии. Монтеню импонирует враждебность П. аскетизму и доктринерству, Руссо – его внимание к "естественным" черточкам человеч. психологии и свободолюбие; гражданственность создает П. огромную популярность у идеологов франц. революции конца 18 в. Морализм П. пытался реставрировать Эмерсон. Соч.: Moralia, v. 1–2, N. Y.–L., 1927–28; Vitae parallelae, recognoverunt Cl. Lindskog et K. Ziegler, v. 1–4, Lpz., 1914–39; 2 ed., v. 1, Lpz., 1957 (изд. продолжается); в рус. пер. – О происхождении мировой души по "Тимею" Платона. Пир семи мудрецов, в кн.: Браш М., Классики философии, т. 1, [СПБ, 1907], с. 378–422; О музыке, вступ. ст. ?. ?. Браудо, с приложением биографии Плутарха А. И. Малеина, П., 1922; Фрагменты [против теологии Эпикура], в кн.: Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, [М.], 1938, с. 88–92; Застольные беседы [и др.], в кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли, т. 1, [М.], 1962; Сравнительные жизнеописания, т. 1–3, М., 1961–64 (ст. С. И. Соболевского). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 127; Маркс К., Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956 (по имен. указат.); Mандес М. И., К Плутарху, "Филологич. обозрение", 1895, т. 8, с. 111; Mалеин ?., Жизнь и соч. П., в кн.: Плутарх, О музыке, П., 1922; Лурье С. Я., П. и его время, в кн.: Плутарх, Избр. биографии, М.–Л., 1941, с. 5–18; Болдырев А. В., Плутарх, в кн.: История греч. лит-ры, т. 3, М., 1960, с. 173–86; ?irzеl R., Plutarch, Lpz., 1912; Geigenm?ller P., Plutarchus Stellung zur Religion und Philosophie seiner Zeit, "Neue Jahrb?cher f?r das klassische Altertum", 1921, Bd 47; Thorndike L., A history of magic and experimental science, v. 1, [L.]–N. Y., 1923, p. 200–220; Вassi D., Il pensiero morale, pedagogico, religioso di Plutarco, Firenze, 1927; Ziegler K., Plutarchos von Chaironeia, Stuttg., 1949; Вrоecker H., Animadversiones ad Plutarchi libellum ???? ????????, Bonn, 1954; Westman R., Plutarch gegen Kolotes. Seine Schrift "Adversus Colotem", als philosophiegeschichtliche Quelle, Helsingfors, 1955; Weber H., Die Staats-und Rechtslehre Plutarchs von Chaironeia, Bonn, 1959; Berry E. G., Emerson´s Plutarch, Camb., 1961; Totok W., Handbuch der Geschichte der Philosophie, Bd 1, Fr./M., 1964, S. 324–28. С. Аверинцев, Ф. Кессиди. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ПЛУТАРХ

ПЛУТАРХ ИЗ ХЕРОНЕИ (?????????? ? ?????????) (ок. 45, Херонея в Беотии - ок. 127 н. э., там же), греческий философ-платоник, политик, историк, священнослужитель. Был слушателем платоника Аммония в Афинах в 66 н. э. (год посещения Афин имп. Нероном, - Plut. De ?, 385b), вероятно, П. тогда было 20 лет; в хронике Евсевия (apud Georg. Sync. 426, 22-23 Mosshammer) под 119 годом о нем говорится как о пожилом человеке; в том же году имп. Адриан назначил его на почетный пост прокуратора провинции Ахея. Всю свою жизнь П. деятельно участвовал в управлении родным городом, имел звание архонта-эпонима; имп. Траяном был возведен в ранг консула. С 50 лет пожизненно П. - жрец Аполлона в Дельфах. Дома в Херонее у него был постоянный философский кружок, посещаемый друзьями и учениками, - благодаря этому своеобразному филиалу Академии беотийская Херонея стала и одним из центров платонизма в 1 в. н. э. Сочинения. Из обширного наследия П. сохранилось ок. 100 сочинений (приблительно треть; все написаны в поздний период, после 96 н. э.) Корпус сохранившихся текстов традиционно разделяется на две части -«Сравнительные жизнеописания» и «Моралии». Это деление восходит к изданию П., осуществленному византийским монахом Максимом Планудом (1260-1310). Название «Моралии» условно - под этой рубрикой Максим собрал все, что не было биографиями: этические, философские, религиозно-мифологические и другие сочинения, посвященные широкому спектру вопросов (от политики, риторики и педагогики до изучения повадок животных). В жанровом отношении в корпусе П. представлены диалоги, трактаты, толкования, школьные «вопросы». Все 79 сочинений, входящие в состав «Моралии», имеют сквозную пагинацию (по изданию Стефана 1572 года): первое - «О воспитании детей» (1 А), последнее - «О музыке» (1131а). Для понимания философских взглядов П. важны: «Платоновские вопросы», «О возникновении души согласно «Тимею»», «Об Исиде и Осирисе», «О [букве] ? в Дельфах», «О дельфийском оракуле», «Об упадке оракулов», «О лике на Луне», «Можно ли научить добродетели?», «О нравственной добродетели», «О спокойствии духа», «О демонии Сократа», ряд полемических трактатов: «О противоречиях у стоиков», «Об общих понятих: против стоиков», «О том, что невозможно жить счастливо, если следовать Эпикуру», «Против Колота» и «Хорошо ли изречение "живи неприметно"?»; а также отдельные пассажи из «Застольных бесед» и примыкающего к ним «Пира семи мудрецов» (классический образец жанра «симпосия», продолжающий традиции соч. Платона и Ксенофонта). Среди утраченных сочинений П. (о которых известно из т. н. «каталога Ламприя») - едва ли не основные тексты, посвященные проблемам школьного платонизма: «О том, что, согласно Платону, у Вселенной было начало», «Где находятся идеи?», «Способ причастности материи к идеям», «О материи», «О пятой сущности», «О бессмертии души», «О чувствах», «О судьбе» (в 2-х книгах, сохранившийся одноименный трактат неаутентичен), «О том, что в нашей власти: против стоиков», «О единстве Академии со времен Платона», «О различии между пирронистами и академиками». Несомненно, эти тексты оказали существенное влияние на последующую платоническую традицию. Учение. П. - представитель Среднего платонизма (не противопоставлявший, в отличие от Антиоха Аскалонского, платоников и скептиков-«ака-демиков»), для него главные школьные авторитеты - Платон и Ксенократ. В духе времени его платонизм вмещает элементы пифагореизма, аристоте-лизма и стоицизма. В логике П. принимал аристотелевскую силлогистику и учение о категориях, адаптировал отдельные элементы логики стоиков. Пифагорейские черты в учении П. (через влияние философии Ксенократа и Евдора Александрийского) усматриваются прежде всего в метафизическом дуализме. Согласно П., есть два противоположных начала: «Монада» (Бог, истинно сущее) и «Диада», «подлежащее всего бесформенного и беспорядочного» (De def. orac. 428f; De Isid. 369c). Космогония П. целиком основана на «Тимее», на истолковании текста которого строится вся платоническая доктрина П. Сочинения «Платоновские вопросы» (????????? ????????) и «О возникновении души согласно Тимею» (???? ??? ?? ?? ?????? ??????????) ?. - одни из наиболее ранних сохранившихся образцов школьной платонической экзегезы. Первое из них представляет собрание из 10 небольших рассуждений с разъяснением отдельных выражений или избранных мест гл. обр. «Тимея», а также «Государства» и «Теэтета», напр.: почему он назвал всевышнего бога и «отцом» и «творцом» всех? (ср. Tim. 28сЗ-4); почему линия, представляющая деления мира, о которой говорится в Resp. 509d6-511e5, разделена на 4 неравных отрезка? Почему, с одной стороны, говорится, что душа главнее тела и является причиной его возникновения (ср. Tim. 34blO-35al; Legg. 896a5-c8), а с другой, что не рождается душа без тела (точных соответствий у Платона нет) и ум без души (Tim. ЗОЬЗ-5, 46d5-6, Soph. 249a4-8), - получается тело и есть, и его нет, раз оно сосуществует с душой и возникает благодаря ей? и т. д. Для разъяснения П. выбирает то, что не понятно при первом чтении текста или то, что противоречит другим высказываниям Платона, так что его задача как комментатора - разъяснить непонятное и показать отсутствие у Платона какой-либо несогласованности, исходя из представления о целостности и истинности платоновского учения, отсюда привлечение П. материала из разных диалогов. Отличительной особенностью учебных вопросов П. было то, что он предлагал слушателям обдумать и сопоставить несколько (как правило, два) вариантов интерпретации текста и выбрать затем наилучший. «О возникновении души согласно Тимею» (адресовано П. своим сыновьям) представляет тот же тип экзегезы (ср. тематически близкое Plat, qu. IV) и толкует фрагмент Tim. 35al-36b5, причем внутри комментария П. вносит дополнительную рубрикацию согласно более мелким вопросам по тексту, так что в итоге получается то же собрание «вопросов», но тематически более однородное. Здесь П. кроме систематического и лексического комментария прибегает к историко-философским экскурсам, приводя известные интерпретации (в частности, Крантора, первого комментатора «Тимея», и Евдора Александрийского). Оригинальна интерпретация П. той беспорядочной зыбкой субстанции, из которой демиург сотворил мир: это не материя (сама по себе не имеющая качеств, инертная и не ничему не противоположная), а некое соединение материи и неразумной злой души, которая является причиной ее беспорядочного движения; бог же сотворил душу, придав ей разум (логос). Согласно П., Платон имел в виду именно злую душу 1) в «Тимее» под «необходимостью» (Tim. 48а, 56с, 68е; в отличие от собственно «материи» из Tim. 50e) и 2) в «Законах» под душой, противоположной «благодетельной» душе (Nom. 896e6; ср. также Phileb. 24а и Polit. 273b). Самостоятельно существующая «злая душа» - не характерный для платонизма элемент (был отвергнут последующей традицией, за исключением Аттика), и у П. объясним его симпатиями к восточным культам. Достаточно оригинально также учение, развиваемое П. в трактате «О лике, видимом на диске Луны», о тройственной структуре человека: тело, душа, ум (см. De facie 943а); П. настаивает на четком разграничении ума и души, - таком же, какое имеет место при различении души и тела. С этим связано представление о «двоякой смерти»: первая смерть, отделение души от тела на Земле, вторая - отделение ума от души на Луне (943ab). В соч. «О демонии Сократа» мотив обособленности ума еще более усилен — об уме говорится как о «демонии», извне приданном человеческому телу. Развиваемая П. под несомненным влиянием Ксенократа демонология (исходные положения см. в соч. «Об упадке оракулов», 416с сл.: «Есть такие существа (??????), обитающие в пограничной области между богами и людьми, подверженные страстям и изменчивые...») включала определение божественного демона (??????) как существующей между инкарнациями души, учение о благих и злых демонах и об отношении благих демонов и богов и пр. Особую тему составлял в рассуждениях П. вопрос о том, как демоны вещают через оракулы («Об упадке оракулов»). Полемические произведения. Основные оппоненты платоника П. -стоики и эпикурейцы, которым П. возражал практически по всем пунктам учения, настаивая, что и те и другие философски несостоятельны, ибо не смогли выстроить логически стройную систему взглядов («противоречили сами себе»), вели жизнь, несогласную с их философией и не предложили сколько-нибудь удовлетворительного учения о боге. Из 8 сочинений П. против стоиков поностью сохранились два: «О противоречиях у стоиков» и «Об общих понятих: против стоиков»; третье, известное под названием «О том, что стоики еще парадоксальней, чем поэты», представляет краткий конспект утраченного текста. В первом из трактатов П. уличает стоиков, и прежде всего Хрисиппа, в несуразностях и противоречиях (находя их в различном порядке частей философии - физики, логики и этики; расхождении по вопросу о единстве или множестве добродетелей; о том, есть ли у добродетели и порока большая и меньшая степень, о соотношении безразличного и предпочитаемого, и т. д.), и демонстрирует несогласие поступков стоиков с их собственными теориями (П. обращается к излюбленной теме о политической деятельности и находит, что стоики не любят занимться политикой, словно эпикурейцы, а если и занимаются, то не следуют своим принципам). Хотя изложение П. страдает непоследовательностью и риторическими передержками в аргументации, его сочинение остается важным доксографическим свидетельством о содержании утраченных сочинений Хрисиппа и других стоиков. В другом сочинении, «Об общих понятиях» (написано в форме диалога «академика Диадумена» и его безымянного «товарища»), стержнем критического рассмотрения стоической философии становится гносеологическая проблема общих понятий (?????? ???????) соответствующий стоический термин претерпевает у П. ряд переосмыслений в духе учения Аристотеля об «общепринятых положениях» (??????), в связи с чем у автора появляется возможность находить у стоиков все новые противоречия в этике, физике и теологии. Против эпикурейцев П. написал ок. 10 сочинений (судя по заголовкам, известным по каталогу Ламприя), из них до нас дошли: «Против Колота», «О том, что даже приятная жизнь невозможна, если следовать Эпикуру» и «Хорошо ли изречение "живи неприметно"?». Первые два представляют ответ П. на известное в свое время сочинение Колота «О том, что невозможно жить, если следовать учению других философов»; в нем П. с привлечением богатого историко-философского материала доказывает, что критика Колота логически противоречива и содержательно не справедлива, а некоторые философы, которых Колот критикует (напр., киренаики) и вовсе разделяют одинаковые с эпикурейцами взгляды. Третье произведение представляет собой декламацию в духе второй софистики с опровержением известного тезиса Эпикура о преимуществе аполитичной, удаленной от общественной и публичной карьеры жизни. Трактуя афоризм ???? ?????? как призыв к бесславию и безвестности, автор 1) высмеивает Эпикура за несоответствие философского учения и образа жизни (ведь сам он не пожелал остаться в безвестности и провозгласил свой постулат), и 2) доказывает, что скрываться от общества вредно как для больных и порочных, так и для выдающихся своей добродетелью, в заключение приводя своих слушателей к уяснению соответствий: «свет - слава - разум — жизнь» и «тьма — бесславие - неразумие - безумие - смерть» (место для Эпикура П. отводит в последнем ряду). Религиозно-философские взгляды. В диалоге «О букве ? в Дельфах» (как и в некоторых других произведениях, главным персонажем в нем изображен учитель Плутарха Аммоний Александрийский) содержит аллегорические толкования традиционных имен Аполлона и интерпретацию загадочной буквы EL (начертанной при входе в дельфийское святилище) как глагола «ты еси», - фраза, которой верующий должен приветствовать Аполлона как бога истинно существующего. Описывая природу бога, П. прибегает к языку поэмы Парменида и «Парменида» Платона: «бог существует вне времени, от века неподвижно, неизменно, ничего нет ни раньше него, ни позже него, ни будущего, ни минувшего, ни старше, ни моложе его, но будучи единым, он вечно наполнен одним настоящим, и только оно есть реально сущее (De ?, З93а7-Ь2). В другом «дельфийском» диалоге, «Почему божество медлит С воздаянием» (???? ??? ??? ??? ????? ??????? ????????????), рассматривается вопрос о божественном Промысле, справедливости и неотвратимости наказания. В диалоге проводится мысль о том, что примеры безнаказанности некоторых преступлений («медлительность богов») или несчастья праведников отражают неосновательное понимание сложного вопроса. Боги постоянно наказывают и поощряют, но действие это разворачивается как в истории, так и в вечности, в мире умопостигаемом, а последнего мы не знаем. Бог, карая не немедленно, устанавливает истинные мотивы преступления, избавляет от жестокости тех, кто жаждет отмщения, дает возможность сделать что-то хорошее за время оставшейся жизни и испытать муки совести, что уже является наказанием; бессмертная душа после смерти продолжает страдать, ведь если она не искупила вину и не была наказана при жизни - она страдает вдвойне и втройне, кроме того, за нераскаявшихся страдают их потомки, и «наказание длится, пока страсти не будут искуплены страданием и болью» (565Ь6-7). О том, как именно страдают души после смерти, П. излагает в подробном «видении Феспесия» (гл. 22—33) - притче, аналогичной «видению Эра» из «Государства» Платона (Resp. X); П. также использует аргумент о переселении душ (метемпсихозе), понимая внедрение их в неразумных животных как род наказания. В сочинении «Об Исиде и Осирисе» П. предлагает аллегорическую интерпретацию египетской мифологии с привлечением языка зороастрийской религии и своей версии демонологии (Тифон, Гиганты, Титаны трактуются как злые демоны). Небольшой трактат П. «О суеверии» посвящен критике атеизма (???????) и суеверия (?????????????) как двух отклонений от правильного отношения к богу и религиозным вопросам. Причину их появления П. видит в необразованности и невежестве, а разницу объясняет причинами психологическими: атеистами становятся люди с душой упрямой и неподатливой, а суеверными - наоборот, робкие и чувствительные (De superst. 1). Понимание П. суеверия как вида безбожия нетривиально и отлично, напр., от мнения Цицерона, который считал суеверие искаженной формой религиозности (Cic. Divin. II 148). У П. были также сочинения, посвященные истории культа и разъяснению некоторых старинных обычаев. В «Греческих вопросах» П. объясняет, «Почему вестнику запрещается входить в святилище героя Окридиона на Родосе» (27), «Почему жители Тенедоса не допускают флейтистов в храм Тена и почему в этом храме наложен запрет на имя Ахилла» (28), и т. д. Очевидно, интерес к подобным предметам объясним жреческими обязанностями самого П., ср. ряд вопросов из трактата «О букве ? в Дельфах»: почему воздвигают две статуи Мойры, хотя Мойр три; почему женщинам нельзя обращаться к оракулу и в чем смысл треножника и т. п., - которые «зовут наблюдать, слушать и рассуждать на эти темы». Этико-политические взгляды. Аристотель как главный авторитет и стоики как главные оппоненты - отличительная черта этических работ П. Следуя Аристотелю, П. все же исходил из традиционного платонического понимания цели жизни как «уподобления богу», достигаемому через упражнение в добродетели (преимущественно теоретической). В соч. «О нравственной добродетели» П. критикует стоиков за отрицание неразумной части души, в «Об общих понятиях» - за отрицание внешних и телесных благ и понимании их как «безразличных» для счастья. Стержнем этических воззрений П. были понятия «образованности» (???????) и «гуманности» (???????????) - центральные также и для биографического цикла, дополняющего теоретические трактаты по этике, по сравнению с нравственной добродетелью добродетель социальная, или гражданская (???????? ?????) — завершающая ступень. Главной целью политической деятельности, по П., является нравстве-ное благо, и в этом он последователь аристотелевской линии в практической философии. Трактат «Наставления о государственных делах», по существу, является руководством для начинающего политика, в нем П. указывает, что решение заняться государственными делами должно проистекать из разумного выбора, а не из 1) тщеславия, 2) задора, 3) недостатка в иных занятиях или 4) в надежде на обогащение и наживу. Для успеха необходимо знать нрав сограждан, что «народ любит и чем его удобно увлечь». Когда заслуженная слава и народное доверие дадут ему силы вести за собой других, тогда можно пытаться исполнить задачу политика: изменять общественные нравы к лучшему, «пересоздавать природу народа». Сам общественный или политический деятель должен вести нравственный образ жизни, и в частности, не позволять друзьям и близкому окружению влиять на него с целью нарушения закона (П. предостерегает: «права дружбы должны кончаться там, где вопрос стоит о законе, справедливости и государственной пользе, иначе беда будет большая и общая»). Эти положения у П. обильно иллюстрированы примерами из истории. Наибольшую славу П. принесли его т. н. «Сравнительные жизнеописания» - «философско-психологические этюды на материале политической истории» (Аверинцев 1973, с. 257); каждый этюд состоит из трех частей: биографии греческого политика, биографии римского политика и заключительного резюме - сравнения двух характеров. В частности, П. сопоставляет жизнеописания Солона и Публиколы, Перикла и Фабия Максима, Александра и Цезаря, Лисандра и Суллы, Агесилая и Помпея, Демосфена и Цицерона и мн. др. На богатейшем конкретном историческом материале П. демонстрирует, что стоит за отвлеченным понятием «моральный идеал» и насколько справедлив тезис о том, что рождение и жизнь человеку даны богом для славы и известности (De lat. viv. 1129f8). Соч.: Plutarchi Moralia. Rec. C. Hubert. Lipsiae, 1938. Plutarch. Moralia. Ed. H. Cherniss et al. Vol. I-XV. Camb. (Mass.) (LCL); Plutarch´s De Iside et Osiride. Ed. with introd., tr. and comm. by J. G. Griffiths. Camb., 1970; Рус. пер.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х т. М., 1963-69. О происхождении мировой души согласно «Тимею» Платона (пер. с нем.), -Браш М. Классики философии. Т. 1. СПб., 1907, с. 378-422; Плутарх. Сочинения. Пер. С. Аверинцева, М. Ботвинника, Я. Боровского, Н. Брагинской, М. Гаспарова. М., 1983; Плутарх. Исида и Осирис. К., 1996 (переизд. пер. Об Исиде и Осирисе, О «Е» в Дельфах, О том, что пифия более не прорицает стихами; Почему божество медлит с воздаянием), О первичном холоде. Пер. И. Д. Рожанского, - Философия природы в Античности и в Средние века. Ч. I. M., 1998, с. 81-100; Застольные беседы. Отв. ред. Я. М. Боровский, М. Л. Гаспаров. Л., 1990; О любопытстве. Пер. Н. В. Брагинской, -Плутарх. Сравнительные жизнеописания, трактаты и диалоги. М., 1997; Хорошо ли изречение «Живи неприметно»? Пер. Э. Юнца, -ВДИ 1998, 4. Лит.: Einarson В., De Lacy P. The Manuscript Tradition of Plutarch Moralia 548a-612b, - CPhil 46, 2, 1951, p. 93-110; Einarson В., De Lacy P. The Manuscript Tradition of Plutarch Moralia 523c-547f, - CPhil. 53, 4, 1958, p. 217-233; Jones C. Towards a Chronology of Plutarch´s Works, - JRS 56, 1-2, 1966, p. 61-74; Bahut D. Plutarque et le sto?cisme. P., 1969; Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977, 19962; Brenk ? ?. In Mist Apparelled: Religious Themes in Plutarch´s Moralia and Lives. Leiden, 1977; Deuse W. Untersuchungen zur mittelplatonischen und neuplatonischen Seelenlehre. Wiesb., 1983, S. 12-61; Hershbell J. P. Plutarch´s De animae procreatione in Timaeo. An analysis of structure and content, - ANRWII, 36. 1, 1987, p. 235-247; Mossman J. (ed.). Plutarch and His Intellectual World. L., 1987; Aspetti dello stoicismo e deU´epicureismo in Plutarco. Atti del II convegno di studi su Plutarco, Ferrara 2-3 aprile 1987. A cura di I. Gallo. Ferrara, 1988; Swain S. Plutarch: Chance, Providence, and History, - AJP 110, 2, 1989, p. 272-302; Plutarco e le scienze. Atti del IV Convegno Plutarcheo..., Gen.; Bocca di Magra, 22-25 Aprile. A cura di I. Gallo. Genoa, 1992; Hershbell J. P. Plutarch and Stoicism, - ANRW II, 36, 5, 1992, p. 3336-3352; Idem. Plutarch and Epicureanism, - Ibid., p. 3353-3383; Estudios sobre Plutarco: Aspectos formales. Actas del IV Simposio espanol sobre Plutarco, Salamanca 26 a 28 de Maio de 1994. Madrid, 1996; Schoppe C. Plutarchs Interpretation der Ideenlehre Piatons. M?nst. 1994; Brenk F. E. Relighting the Souls: Studies in Plutarch, - Greek Literature, Religion, and Philosophy, and in the New Testament Background. Stuttg., 1998; Papers of the Fifth Congress of the International Plutarch Society. Ed. L. van der Stockt. Leuven, 2000; La biblioteca di Plutarco. Atti del IX Convegno plutarcheo (Pavia, 12-15 giugno 2002). A cura di I. Gallo. Nap., 2004; Hirsch-Luipold R. (hrsg.). Gott und G?tter bei Plutarch. G?tterbilder-Gottesbilder-Weltbilder. В., 2005; Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. М, 1973; Егоров И. А. Плутарх Херонейский как оригинальный мыслитель. Его учение о бытии, - Проблемы бытия и познания в истории зарубежной философии. М., 1982. М. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
249.48 кб

Философские основания науки в сочинениях Плутарха

Сидоренко Николай Иванович
В статье рассмотрены онтологические, гносеологические и этические взгляды Плутарха, относящиеся к философским основаниям науки.
Читать PDF
4.44 мб

Этические воззрения Плутарха херонейского

О. Н. Родькин
Читать PDF
8.86 мб

Иррациональный элемент в Мировой и индивидуальной душе согласно Плутарху из херонеи

Волкова Надежда Павловна
Данная статья подробно рассматривает пассаж 35а1 36b5 в диалоге Платона «Тимей». Исследование позволяет вычленить две античные традиции его понимания: первая из них отражена в переводе Ф.М.

Похожие термины:

  • Плутарх, Сириан, Прокл и его преемники

    Первым философом-платоником, действительно вернувшимся к разработке платоновской философии и так или иначе вместившим ямвлиховское влияние, был Плутарх Афинский (ум. ок. 432). Плутарх был сыном Нес
  • ПЛУТАРХ АФИНСКИЙ

    ум. 432) — греческий философ-неоплатоник, первый «диадох» Академии, введший в нее благодаря Приску и Ямвлиху Младшему платонизм ямвлиховской ориентации, по существу — основатель неоплатонической