ПЛАТОНИЗМ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПЛАТОНИЗМ
идеалистическое учение Платона и направление позднеантичной философии (I в. до н.э.), основой которого было противопоставление реального чувственного мира надреальному миру идей.

Источник: Тематический философский словарь

Платонизм
1. В узком смысле: направление позднеантичной философии I века до н. э. – начала III века н. э. (иначе, средний платонизм). 2. В широком смысле: всякое философское направление, опирающееся на учение Платона. Практически весь объективный идеализм – это проявление и продолжение идей Платона. Необходимый элемент платонизма – противопоставление чувственного мира миру идей.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Платонизм
Платонизмом называют философское учение знаменитого греческого мыслителя Платона (р. 430 г., ум. 348 г.), или умственное направление, сходное с его учением. Учение же Платона отличалось так называемым идеализмом. Он признавал врожденные нам идеи — Бога, истины, правды и добра. Душа, по учению Платона, совершенно противоположна телу, существовала до происхождения телесного организма и продолжает существовать после смерти, постигающей телесный организм. Словом, Платон не ограничивает жизни только видимым или вещественным миром, но признает и бытие невещественного мира. За возвышенность учения Платона очень уважали отцы церкви. Платоник. Платониками называют последователей Платона, а иногда и людей, полагающих, что любовь состоит в глубоком душевном расположении к женщине.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ПЛАТОНИЗМ
1) в узком смысле - направление позднеантич. философии 1 в. до н. э.- нач. 3 в. н. э.; более точное ого обозначение в совр. лит-ре - средний платонизм. 2) В широком смысле - всякое филос. нап­равление, опирающееся на учение Платона, Необхо­димый элемент П.- противопоставление чувств. мира миру идей. В дуалистич. системах П. материя понима­ется в качестве самостоят. начала небытия и зла наряду с нематериальным первоначалом всякого бытия, бла­гом, а в монистических идеалистич. - как результат самоограничения и дробления этого первоначала. В античности П. представлен Древней, Средней и Новой Академией, средним П., неоплатонизмом, а также систе­мами неопифагореизма, гностицизма и герметизма. В ср. века и в новое время вплоть до 19 в. П. выступает поч­ти исключительно в виде неоплатонизма и его ответв­лений.

Источник: Советский философский словарь

ПЛАТОНИЗМ
1) учение Платона; 1) направление в антич. философии, связанное с развитием и видоизменением учения Платона. История П. связана с деятельностью школы, носившей название Академии. Др. Академия (4-3 вв. до н. э.) соединяет П. с пифагореизмом; Средняя Академия (3-2 вв.) — со скептицизмом, возвращаясь к методам Сократа. Возрождение П. во 2—1 вв. дон. э. было связано с попытками создать универс. философию, объединив П. с идеями стоицизма, пифагореизма и аристотелизма. П. с его обращением к сверхъестеств. миру идей стал консервативной идеологией, оправдывающей бессилие человека перед всесильной судьбой, а его идеализм тесно соприкасается с религ. мировоззрением. П. оказал существ, влияние на религ. движения первых веков н. э.: теологию Филона, гностицизм, раннюю патристику. В 3-6 вв. П. приобретает форму неоплатонизма; 3) под П. часто имеется в виду включение элементов идеализма Платона в ту или иную филос. систему. В этом плане П. свойствен большинству идеа-листич. филос. систем.

Источник: Атеистический словарь

ПЛАТОНИЗМ
1) в узком смысле — направление позднеантической философии 1 в. до н. э. — нач. 3 в. н. э.; более точное его обозначение в современной литературе — средний платонизм в отличие от неоплатонизма. 2) В широком смысле — всякое философское направление, опирающееся на учение Платона. Необходимый элемент платонизма — противопоставление чувственному миру мира сверхчувственного. В дуалистических системах платонизма материя понимается в качестве самостоятельного начала небытия и зла наряду с нематериальным первоначалом всякого бытия, благом, а в монистических идеалистических — как результат самоограничения и дробления этого первоначала. В античности платонизм представлен Древней, Средней и Новой Академией, средним платонизмом, неоплатонизмом, а также системами неопифагореизма, гностицизма и герметизма, эксплуатировавших ряд понятий и представлений платонизма. В Средние века и в Новое время вплоть до 19 в. платонизм выступает преимущественно в виде неоплатонизма и его ответвлений.
Ю. А. Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия

ПЛАТОНИЗМ
идеалист. направление позднеантич. философии (I—III вв.), в основе к-рого лежит учение Платона, утверждающее, что идея как предельно обобщающее логич. понятие первична по отношению к материи, являющейся ее истечением и отражением. Развитие П. прошло неск. этапов: Платоновская академия и Посидоний (систематизация идей Платона), средний П. (борьба с остатками натуралистических моментов в философии Платона, синтез исходных идей с аристотелизмом и пифагореизмом), неоплатонизм (III—VI вв.). Последний разрабатывал диалектику платоновской триады — единого, ума и души: Плотин, Порфирий (Римская шк.), Ямвлих (Сирийская шк.), Прокл (Афинская шк.). В Средние века П. воздействует на христ. монотеистическое богословие и византийскую философию, христианизировавшую П. (Василий Великий, Григорий Богослов). Позже П. оказал влияние на Максима Исповедника, Михаила Пселла, исихастов. Идеи неоплатонизма нашли отражение в ср.-век. арабо-мусульманской философии (Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд) и еврейском монотеизме (Ибн Габироль, Маймонид). Под влиянием переводов Прокла, идей Августина и Псевдодионисия Ареопагита неоплатонические учения отразились в нем. мистике XIII—XIV вв. (Мейстер Экхарт). В эпоху Возрождения идеи неоплатонизма популяризировались в Платоновской академии во Флоренции, а через нее они оказали влияние на кембриджских платоников (XVII в.). Неоплатонические тенденции прослеживаются в сочинениях Б.Спинозы, Г.В.Лейбница, а также в работах В.Соловьева, П.Флоренского, С.Франка. Б.В.Емельянов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПЛАТОНИЗМ
ПЛАТОНИЗМ, общий термин для обозначения традиций, связанных с восприятием и интерпретацией философии Платона. Последователи Платона получили в Античности наименование «платоников» (?? ??????????), следование его философии - «философствованием по Платону» (???????????). Античный платонизм включает: 1) учения, возникшие в рамках школы Платона - Древней Академии (см. Академия); 2) учения платоников в период после закрытия афинской Академии в 1 в. до н. э. и до Плотина, ориентированные на тексты Платона как наиболее авторитетные и в целом традицию Древней Академии (Средний платонизм); 3) неоплатонизм. В более широком смысле платонизмом называют историю развития, интерпретации, распространения, переводов и влияния сочинений Платона, в т. ч. за рамками школы, и в разные периоды истории философии. См. тж. Академия, Платон (ч. II. Платон и платонизм), Платона комментаторы, Неоплатонизм, Средний платонизм и литературу к ним.     Лит.: Baltes M, D?rrie H. (hrsg.). Der Piatonismus in der Antike. Grundlagen - System -Entwicklung. Sammlung, Edition, ?bersetzung und Kommentierung aller zum Piatonismus -besonders der Periode 80 v. Chr. - 300 n. Chr. Einschlagigen Texte. ?bergreifende Darstellung. Bd. 1-8. Stuttg.; Bad Cannstatt, 1987-2002; Шичалин Ю. А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2000.     М. С.

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Платонизм
совокупность учений, основывающихся на философии Платона. Отличительным признаком П. является признание противопоставления чувственного и идеального миров. Различные интерпретации П. пронизывают всю европейскую метафизику. В узком смщсле П. — направление позднеантичной философии IV в. до н. э. — начала III в. н. э. В послеплатоновской Академии последователи и ученики Платона существенным образом реформировали теорию его идей (Севсипп, Ксенократ), интересы исследователей концентрируются на логической и этической проблематике. В скептической Академии (Аркесилай) принципом философии становится воздержание от суждений, а основной задачей — внут-рифилософская борьба с догматизмом (прежде всего стоиков). Во II в. н. э. предпринимаются попытки школьной организации П. (Никомах Геразский), возвращение к логически реконструированному и откомментированному Платону. Это способствовало распространению и усвоению, но и искажению подлинного учения Платона. Следствием популяризации П. становится сакрализация образа Платона. Средний П. вступает в борьбу за приоритетное право представлять греческую мудрость вообще. Была создана система дисциплин, сакрализованных текстов для систематического школьного усвоения. Но концентрация всех видов научной, духовной и религиозной деятельности была осуществлена в неоплатонизме. В античности П. представлен также в неопифагореизме, гностицизме, герметизме. В средние века и в Новое время П. существует как модификации неоплатонизма.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

Платонизм
Система Платона, которую мы, разумеется, не намерены здесь излагать (если только правомерно именовать системой взгляды Платона), а также всякая философия, разделяющая основные идеи Платона. Какие именно? Ну, например, идею о существовании чисто умственного мира, более подлинного, чем наш, мира, в котором идеи существуют сами по себе, в котором такие ценности, как Добро, Красота, Справедливость, являются абсолютом, и чтобы правильно действовать, прежде необходимо их познать. Чувственный мир – не более чем его несовершенная копия, нуждающаяся в постоянном исправлении с помощью Идеи. Реальная действительность есть бытие низшего порядка, обретающее ценность исключительно благодаря абсолютному Бытию, которое всегда отсутствует или находится где‑то вне нашего мира. Становление имеет смысл лишь в вечности, которая в этом мире недостижима. Отсюда – преклонение перед математикой («Да не войдет сюда никто, если он не геометр»), перед всевластием царя‑философа (см. «Государство» и «Законы»), наконец, перед смертью («истинные философы» желают смерти, «Федон», 64b). Отсюда же – презрение к истории и к жизни. Платонизм это всегда преклонение перед мыслью и презрение к телу; преклонение перед знанием и презрение к желанию; преклонение перед абсолютом и неизменностью и презрение к относительному и меняющемуся; преклонение перед истиной и презрение к реальности. Платонизм служит образцом идеализму, догматизму, утопизму, а также тоталитаризму, выступающему с претензией на научность. Платон любил истину до гробовой доски (хотя погиб Сократ). Кто‑то другой полюбит ее так, что ради нее пойдет на убийство. Хорошо, что на свет явился Аристотель, вернувший нас на землю и указавший нам наше место.

Источник: Философский словарь.

ПЛАТОНИЗМ
(Platonismus) — 1) разработка учения Платона философами, прямо или косвенно являвшимися его учениками; 2) включение платоновской философии, особенно теории идей, в другие философские системы. Платонизм, сначала в виде «раннего платонизма», имел своих представителей в трех платоновских Академиях (в первой — Спевсипп, Ксенократ; во второй — Аркесилай, Карнеад; в третьей — Антиох из Аскалона, учитель Варрона и Цицерона). К «среднему платонизму» принадлежат, например, Цельс и Плутарх. Третьей и наиболее значительной формой платонизма был неоплатонизм. В средние века платонизм, по сравнению с аристотелизмом, не играл почти никакой роли (см. Европейская философия). Подлинной философией Платона тогда вплоть до начала нового времени считали неоплатонистские толкования сочинений Платона (прежде всего содержащиеся в комментариях Прокла). Интерес к платонизму возродился на Западе в результате основания во Флоренции философом Марсилио Фичино платоновской Академии (1459), откуда он через кембриджскую школу распространился в Англии. В Германии платонизм и неоплатонизм возродились под влиянием английской философии и благодаря немецкому идеализму; однако только с Лейбница начинается исторически достоверное понимание первоначального платонизма. В настоящее время философия Платона много исследуется из-за ее нерационалистического характера.
Е. Homeffer. Der Р. und die Gegenwart, 1920; F. Gronau. Platons Ideenlehre im Wandel der Zeit, 1929; P. Merlan, From P. to Neop. Den Haag, 1953; W. Beierwaltes (Hg.). P in der Philos. des MA.s., 1969; H. Dörrie. Von Platon zum P, 1976; J. N. Findlay. Plato to Platonism. New York, 1978. dt. 1981; M. J. B. Allen. The Platonism of Marsilio Ficino. Berkeley, 1984; H. Dörrie. Die gesch. Wurzeln des P, I, 1987; F. P Hager. Gott und das Böse im antiken P, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПЛАТОНИЗМ

- учение древнегреческого философа Платона (V - IV вв. до Р.Х.), породившее обширное течение религиозно-философской мысли, влиявшее до ХХ века. Синтетические возможности и своеобразный духовный опыт платонизма привлекали внимание представителей патристики, схоластики, мыслителей Возрождения, Нового времени и русских религиозных философов. Главное здесь - учение об идеях (эйдосах или формах), особом идеальном мире помимо вещей и нашего их восприятия. Познание горнего идеального мира, во-первых, открывает путь к сути вещей, а, во-вторых, готовит душу войти в него после смерти, вернуться на свою небесную родину, где душа была до своего рождения на земле (доктрина предсуществования души). Весь горний мир полон света Высшего блага - и его познание является целью философских исканий, мотивируемых эросом - любовной страстью к познанию и красоте. Космос - мировой организм с Мировой душой - динамическим и оживляющим началом, наделенным высшим разумом (это Зевс вместе с Софией). Земная природа - мир несовершенных тел, созданных согласно своим идеальным прообразам, но остающихся ущербными из-за своей материальности (мэона или не-сущего). Космос - место ущербного, плененного и сумрачного существования воплощенных душ, из-за своих былых ошибок направленных для нравственного исправления; но те, кто предан добродетели и философии, после смерти обретают полноту жизни в горнем мире среди других чистых бестелесных душ. Правильная подготовка к смерти и развоплощение - благо для души, а смерть - не враг. Души, не желающие вести духовно-нравственную работу путем философии, обречены на многократные реинкарнации в земные тела. Познание - это припоминание (по греч. анамнезис): душа, постигая суть вещей, просто вспоминает то, что она прежде, до рождения, непосредственно созерцала в виде идей очами разума. Созерцание увенчивает всякое познание у Платона. Высшая добродетель - разум. В политическом плане платонизм настаивал на власти философской элиты. Раннехристианские мыслители положительно отнеслись к учению Платона о высшем мире идеальных умопостигаемых сущностей, сблизив его с Премудростью, Логосом, но отвергли его учение о душе - с реинкарнациями, развоплощением, индивидуалистически мотивированным познанием и эротикой. Боговоплощение для платоников неприемлемо - оно, с их точки зрения, нарушает космический порядок. Для платоников был бы более приемлем Иисус, покинувший этот мир, ничего не затронув в космическом распорядке. В учении Церкви для них неприемлемо положение, что спасает вера, а не гнозис. Вера (pistis) для них - не самоотдача Богу, а незрелость души, не доросшей до мистического ведения. В истории культуры платонизм был как вдохновляющим, так и искушающим учением. Платонизм не возражал против языческого политеизма и ко многим его представителям нужно адресовать упреки ап. Павла в Рим.1.18-32.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ПЛАТОНИЗМ
идеалистич. направление антич. философии, основанное на учении Платона и развивавшееся вплоть до возникновения неоплатонизма (4 в. до н.э. – 3 в.). П. состоит в основном из теории идей. Платоновская идея есть предельно обобщенное жизненно функциони-рующее логич. понятие, содержащее в себе принцип и метод, или причину осмысления каждой вещи, обладающая художеств. структурой и образующая специфич. субстанциальную действительность и ее цель. Материя для П. есть отражение и истечение идеи. Эти моменты платоновской философии в разные периоды П. получали разнообразную трактовку. Осн. гносеологич. причиной возникновения П. были недостатки др.-греч. космологии, к-рая не могла справиться с такими проблемами, как становление (ее рассмотрение вело ко всеобщей неразличимости вещей и, следовательно, к своеобразному нигилизму) или индивидуальность (рассмотрение к-рой атомистами приводило к невозможности объяснить текучую действительность геометрич. атомами, лишенными всяких реальных физич. св-в). Возникла потребность создать такую концепцию действительности, к-рая в своей основе состояла бы из нематериальных атомов, но в условиях применения диалектич. метода обосновывала бы материальную текучесть вещей. Др. словами, если древний натурфилос. космос был проблемой по преимуществу чувств. восприятия или такого чувств. восприятия, к-рое не отличимо от разумного постижения, то в 5 в. до н.э. этот космос уже превратился в проблему сознания, или разума, что и дало свои результаты в виде философии Платона и его школы. Социально-политич. предпосылки возникновения П. состояли в том, что обществ. отношения рабовладельч. формации уже далеко ушли от примитивной, непосредственной физич. эксплуатации раба. Теперь стало выгодным эксплуатировать раба и духовно. Это открывало новые горизонты для духовного развития, в результате чего старый натурфилос. космос тоже превратился в проблему разума и духа. Это вызвало к жизни такую философию, как П., начинающую учить о материи как об отражении и истечении духа и в то же самое время подвергшую материальный космос небывало тонкой логич. разработке, превратившую также и эту логич. разработку в проблему духа. Однако это "духовное" понимание материального мира необходимо приводило к старой натурфилософии, но уже на новых, априорных и духовных началах. Поэтому философия самого Платона и П., учившая не столько о вещах, сколько об идеях вещей, становилась идеологией людей, бессильных исправить свое положение и устремлявших свой взор в идеальный мир. П. стал философией реставрации, консервативной, а подчас реакционной философией. Однако в определенной исторической обстановке ?. в дальнейшем (в неоплатонизме) играл иногда и прогрессивную роль. Первые преемники Платона не подвергли существ. развитию его идеи (см. Академия платоновская). Дело стало меняться с 1 в. до н.э., когда Посидоний решительно повернул П. на путь строгой систематизации, по преимуществу на основе комментария одного из наиболее систематич. произведений Платона – "Тимея". Так возник стоич. П., к-рый держался еще долго после ?осидония, найдя для себя большую опору в богословии Филона Александрийского, в гностицизме, в герметизме и во всей доникейской патристике, а во 2–3 вв. н.э. у Нумения, учителя Плотина и Оригена. Против стоич. П. выступило направление, к-рое тяготело к Аристотелю и к 3 в. одержало решит. победу со своим рационализмом и диалектикой над мифологией стоич. П. (см. П. П. Блонский, Философия Плотина, М., 1918, с. 11–27). Именно уже Антиох из Аскалона успешно боролся со стоич. этикой в пределах Академии, Гай (платоник 1-й пол. 1 в. н.э.) со своим учеником Альбиной, а также при участии Апулея, Кальвисия Тавра, Аттика и вообще пифагорействующих аристотеликов этого века постепенно изгоняли стоицизм из стоич. П. Аммоний Саккас создал учение об идеальном мире в стиле Платона и Аристотеля и освободил также и учение о душе от методов стоич. натурализма. Нумений тоже стоял на путях этого синтезирования П. с аристотелизмом, но ему мешала в этом связанность с иудейскими и инд. богословием. Т.о., начиная c l в. до н.э. платоники, используя Аристотеля и пифагорейцев, стали решительно бороться со всеми элементами натурализма, к-рые в известной степени, остались еще у самого Платона и весьма окрепли в век эллинизма благодаря деятельности стоиков, эпикурейцев и скептиков. В результате этой почти трехвековой борьбы в 3 в. н.э. появляется неоплатонизм – тщательно разработавший систему Платона. В дальнейшем П. фигурировал гл. обр. именно в виде неоплатонизма. Лит.: Гиляров ?., Платонизм как основание совр. мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии, М., 1887; История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 249–258; H?fer Р., Die Bedeutung der Philosophie f?r das Leben nach Piaton, G?tt., 1870; Stein H. von, Sieben B?cher zur Geschichte des Piatonismus, Tl 1–3, G?tt, 1862–75; Keller L., Die Akademien der Platoniker im Altertum, nebst Beitr?gen zur Geschichte des Piatonismus in den Christi liehen Zeiten, "Monatshefte der Comeniusgesellschaft", В., 1899; Archer-Hind R.D., Some remarks on the later Platonism, "J. of Philology", 1904, v. 29, No 58; Glawe W., Die Hellenisierung des Christentums, В., 1912; Frankl W. M., Platonismus, "Arch. f?r Geschichte der Philosophie", 1910, Bd 23, H. 4; Adam J., The vitality of Platonism and other essays, Camb., 1911; Leisegang H., Die Begriffe der Zelt und Ewigkeit im sp?teren Platonismus, M?nster, 1913; Duhem P., Le syst?me du monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon ? Copernic, t. 1, P., 1913; More P. K., Platonism, Princeton, 1917; Billings Th., The Platonism of Philo Judaeus, Chi., 1919; Burnet J., Platonism, Berk. (Calif.), 1928; Shore y P., Platonism ancient and modem, Berk. (Calif.), 1938; Moreau J., La construction de l´id?alisme platonicien, P., 1939; M?autis G., Platon vivant, P., [1950]; Merlan P., From Platonism to Neoplatonism, The Hague, 1953; Vogel С. J. de, Problems concerning later Platonism, "Mnemosyne", 1949, ser. 4, v. 2, fasc 3; D?rrie H., Die Frage nach dem Transzendenten im Mittelpiatonismus, в кн.: Les sources de Plotin, Gen., 1960; Hoffmann E., Platonismus und christliche Philosophie, Z.–Stuttg., 1960. См. также лит. при ст. Неоплатонизм и Платон. А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.65 мб

Платонизм Абеляра

Тимофеева Н. Ю.
Читать PDF
386.26 кб

Философия имени в творчестве П. Флоренского: платонизм или паламизм?

Нижников Сергей Анатольевич
П.А. Флоренский рассматривается как родоначальник философии имени в России, выступивший в защиту имяславия. Вместе с тем и сегодня его «христианский платонизм» остается предметом острых дискуссий.
Читать PDF
101.51 кб

Персоналистический платонизм О. Павла Флоренского

Шапошников Владислав Алексеевич
Задача настоящей статьи выявить особенности употребления П.А.
Читать PDF
736.68 кб

Пифагореизм, платонизм, математика и логика

Бочаров Вячеслав Александрович
В статье обосновывается положение о необходимости для понимания характера законов логики и математики признания наличия мира платоновских идей.
Читать PDF
714.54 кб

Философия имени в России: становление и современная дискуссия. Часть 2. Имяславие и платонизм в твор

Нижников Сергей Анатольевич
В статье анализируются платонические и исихастские истоки имяславия и всего творчества А.Ф. Лосева.
Читать PDF
226.01 кб

Металингвистика: минимально необходимый платонизм

Щуров В. А., Спирин В. А.
Читать PDF
463.12 кб

2009. 04. 017. Хлебников Г. В. Мистика, архаика, платонизм и кризис современности. (аналитический об

Читать PDF
587.25 кб

Витгенштейн и платонизм в математике

Медведева Евгения Евгеньевна
Выявляются особенности философии математики Витгенштейна, выражающиеся в критическом отношении к платонизму как школе мышления.
Читать PDF
117.05 кб

Кембриджский платонизм: между магией и наукой

Авксентьевская Мария Владимировна
В результате слияния античного и христианского мировоззрений, изучения магических учений Ренессанс изменил терминологическую картину научной мысли.
Читать PDF
425.67 кб

2006. 02. 023. Хлебников Г. В. Сократ и платонизм, аристотелизм, скептицизм, неоплатонизм как филосо

Читать PDF
229.59 кб

2007. 02. 025. Хлебников Г. В. Средний платонизм. (Аналитический обзор)

Читать PDF
329.68 кб

2007. 01. 048. Хлебников Г. В. Теология Антиоха из Аскалона: пятая академия или средний платонизм? (

Читать PDF
1.45 мб

Гностицизм и платонизм: сифианские платонизирующие тексты из Наг-Хаммади в их отношении к поздней пл

Тёрнер Джон
Читать PDF
1.00 мб

ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ПЛАТОНИЗМ И ХРИСТИАНСТВО

Катасонов Владимир Николаевич
Читать PDF
144.17 кб

Математический платонизм

Целищев Виталий Валентинович
В статье рассмотрено происхождение и обоснование термина «математический платонизм» в исследовательской программе современной философии математики, начатой Г. Фреге.

Похожие термины:

  • ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПЛАТОНИЗМ

    направление философской мысли эпохи Ренессанса, связанное с возрождением интереса к философии Платона и ориентированное в этом контексте против схоластики и особенно схоластизированного Арист
  • ПЛАТОНИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ

    - в истории христианской мысли представлен именами Оригена, св. Григория Нисского, Боэция, Иоанна Скота Эриугены, М.Фичино, Николая Кузанского, Дж.Бруно и мн. др., а в России - Вл.Соловьева, П.Флоренско
  • Популярный платонизм и постепенная сакрализация образа Платона

    Однако при этом никак нельзя сказать, что жанр комментария уже теперь становится ведущим. Очевидно, причиной здесь является то, что хотя платоновские тексты и осознаются как безусловно значимые, х
  • платонизм в науке

    ПЛАТОНИЗМ В НАУКЕ — мировоззренческие и методологические установки научного познания, в той или иной степени ориентированные на следование основным тенденциям философии Платона. Учение греческ
  • Платон, Платонизм

    (Plato, Platonism). Древнегреческий философ (ок. 427347 гг. до н.э.), оказавший сильное влияние на западную мысль, родился в аристократической семье, из крой происходили многие известные политические деятели. П
  • ПЛАТОНИЗМ В МАТЕМАТИКЕ

    направление в математике. Платонистами часто называют сторонников теоретико-множественного подхода, в частности, Г. Кантора, Э. Цермело, А. Френкеля и К. Геделя. Как известно, согласно Платону матем
  • СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ

    этап эволюции антич. пла­тонизма (80 до н. э. - 220 н. э.), порвавшего со скеп­тицизмом Новой Академии и начиная с Антиоха Аскалонского стремившегося восстановить учение Платона и Древней Академии. Пафо
  • Афинская школа платонизма

    После платоников II века, названных выше, разработка платоновской философии в Афинах сменяется, видимо, общеобразовательными штудиями. Известен только один педагог в Афинах середины III века, занят
  • Некоторые результаты развития платонизма к началу III в. н.э

    Теперь мы можем подвести основные итоги рассмотрения тех процессов, которые в конце античности привели к преобладанию определенного типа духовной ориентации и школьной организации философии, пр
  • Оснащение школьного платонизма учебными пособиями

    В пифагореизме также явственно обнаруживается стремление ввести платонизм в рамки строгой школьной организации, для чего было необходимо опереть платонизм на четкую систему наук, в первую очере
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме

    В схоластике методы символической интерпретации знаний о мире и человеке разрабатывались в русле определенного направления средневековой мысли, а именно, августинизма. Августин стоит у истоков