ПЛАТОН Афинский

Найдено 1 определение
ПЛАТОН Афинский
(427 - 347 гг. до н. э.) - древнегреческий философ. Настоящее имя Аристокл, происходил из царского афинского рода. В юности испытал сильное влияние философских идей своего учителя Сократа, после казни которого бежал из Афин, путешествовал, посетил Сицилию, где безрезультатно пытался реформировать правление тирана Дионис Ргя Старшего в соответствии с собственным политическим идеалом. Не удались подобные попытки и в период правления Дионисия Младшего. Основанная Платоном в 387 г. в Афинах Академия, - первый опыт профессионального философствования. Главные произведения: «Пир», «Федон», «Федр», «Парменид», «Государство», «Политик». Основными проблемами в философии Платона являются онто-космологическая, познавательно-методологическая, социально-политическая, этическая. Утверждение реальности идеального - важнейшее открытие Платона, определившее пути развития западно-европейской рациональности. Досократики не могли объяснить чувственно воспринимаемое чувственным. У Платова умопостигаемая, интеллигибельная реальность, мир истинного, вечного и неизменного бытия становится способом понимания и объяснения мира становления, видимости, возникновения и умирания. Идеи Платона - предмет «чистого», свободного от чувственного восприятия мышления. Мир идей - иерархически организованная целостность, вершиной и основанием которой является идея Блага. Умопостигаемый мир - истинная причина чувственного мира, в соответствии с ним вечный творец Демиург (мыслящий и велящий) из любви к Благу создает «хору», пространственность Физический космос, порядок - триумф Логоса. В силу этого становится возможным и познание, которое Платон рассматривает как припоминание, анамнесис. Разделение миров является основанием и для разделения познания на истинное знание и мнение, представление. Познание есть восхождение от мира теней и подобий, данного человеку в представлении, к подлинному бытию, предмету истинного знания. Знание и мнение различаются не только по предмету, но и по методу. Беспредпосылочные начала умопостигаемого мира доступны мысли, первообразы исследуются размышлением. Мир становления - предмет чувственного восприятия. Высшие формы научного знания - математика и диалектика. Истинное знание доступно не всем и не выразимо письменно, в понятиях, сфера эзотерического знания - устная диалектика. Доступное только философу истинное знание есть восприятие целого в гармоническом единстве его частей, мистический синтез мысли и чувства, мифа и логоса, демоническая страсть, любовь, экстаз, стремление его души в мир идей. Поэтому философ не боится смерти, рассматривая ее как способ соединения души с умопостигаемым миром. Философствование есть упражнение в смерти, процесс познания становится, таким образом, моральным преобразованием. Этический долг философа, способного выйти из пещеры представлений на свет истинного знания (миф о пещере в «Государстве»), - вернуться к пещерожителям и попытаться объяснить им истину, хотя успех мало вероятен. Знание необходимо для правильного образа жизни и воспитания, так как это единственное, что остается от земной жизни вечной, бессмертной души. Очищенные философией души попадают в мир Богов, души же, слишком захваченные желанием телесности, после смерти тела (темницы души) бродяжничают и вселяются (хорошие) в души других людей, (плохие) - в животных («Федон», «Федр»), С другой стороны, забота о душе - необходимое условие возможности истинного знания. Переселение душ (метемпсихоз) и делает возможным знание как припоминание души о своей причастности миру идей. Способом побуждения к припоминанию является сократическая майевтика. Беседа-рассуждение, в процессе которой и осуществляется восхождение от мнения к истине. Кроме того, истинное знание необходимо и для существования правильного (т. е. наиболее близкого к идеальному) государства. Истинная политика есть попечение и спасение душ, и в этом плане она совпадает с философией, поэтому правитель доджей быть философом. Принципами устройства идеального государства являются фундаментальные античные ценности: мудрость, мужество, умеренность. Их гармоническое единство позволяет достичь блага государства - справедливости.

Источник: Краткий философский словарь 2004