род. 27 мая 427, Афины - ум. 347 до Р. X., там же) - древнегреч. философ, родоначальник платонизма. Платон сначала был поэтом, а позже под влиянием Сократа, а затем и Аристотеля стал самым выдающимся философом эпохи античности; много путешествовал. Наибольшее влияние на философские взгляды оказали его теория идей и философия государства, которые созревали у него постепенно. Осн. идеи Платона: чувственное восприятие не дает знания постоянного, т.е. доставляет не уверенность, а только мнение (см. Пещеры образ). Только понятия в том случае, если они правильно образованы, являются неизменными, и только они дают действительное знание. Понятие должно иметь объект, к которому оно относится. Этот объект не может быть идентичным объекту чувственного восприятия, он должен быть сверхчувственным объектом - идеей. Следовательно, в наших понятиях совершается познание сверхчувственного мира. Понятия являются отражением идей. Во множестве понятий отражается множество идей. Причастность духа к миру идей при помощи понятий одновременно доказывает, согласно Платону, бессмертие души. Образование понятий в человеческом духе является актом вспоминания самих идей, которые душа созерцала до того, как она соединилась с телом. Наивысшая идея - идея блага (см. Калокагатия), часто понимаемая Платоном также как Бог, который, будучи творцом мира (демиургом), сначала творит мировую душу как нетелесную, проникающую весь мир движущую силу. Материя сама по себе не существует; она становится действительностью, побуждаемая присутствующей в ней идеей. В этике Платон исходит из того, что только деятельная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т.е. добродетели. Побудительной причиной восхождения к идее является эрос, неотъемлемой предпосылкой блаженства - добродетель. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различает четыре осн. добродетели: мудрость, мужество (смелость), благоразумие (самообладание) и - как главную добродетель - справедливость, компенсирующую и сочетающую др. добродетели. Согласно Платону, государство - это человек в гораздо более крупном масштабе. Его высшая задача - самосохранение посредством формирования граждан в духе добродетели; его определенная этикой политическая цель - совершенный человек идеального государства. В идеальном государстве вследствие естественного неравенства людей имеются следующие сословия, соответствующие иерархии добродетелей: 1) в сословие низшей добродетели (самообладание, покорность) входят крестьяне и ремесленники, которые своим трудом обеспечивают материальную основу общества; 2) добродетель мужества соответствует сословию воинов и чиновников, которые должны беспрекословно выполнять свой долг, охранять устои государства (извне - отражая нападение врагов, внутри государства - при помощи охраны законов); 3) наконец, правители, добродетелью которых является мудрость, определяют законодательство и управляют государством. Попытка Платона осуществить идеальное государство в тирании Дионисия (Сицилия) потерпела неудачу. Все произ. Платона, кроме писем, написаны в форме диалога. Важнейшие из них: "Апология" (защита Сократа), "Критон" (об уважении к законам), "Лахет" (о мужестве), "Хармид" (о благоразумии), "Эвтифрон" (о благочестии), "Гиппий Меньший" (о лжи и несправедливости), "Протагор" (о единстве и поучительности добродетелей), "Горгий" (о противоположности между эгоистической софической моралью и нравственно-политической позицией Сократа; о сущности риторики), "Менон" (о сущности риторики, образовании понятий как вспоминании), "Кратил" (о языке), "Пир" (об эросе), "Федон" (о справедливости), "Государство" (о справедливости), "Федр" (теория идей), "Теэтет" (о знании), "Тимей" (космология), "Законы" и т. д. На рус. яз.: "Сочинения Платона". СПБ, 1863; "Творения Платона", 19231929; "Сочинения", т. 1-3, 1968-1972.
ПЛАТОН Афинский, настоящее имя Аристокл, сын Аристона и Периктионы
ПЛАТОН Афинский, настоящее имя Аристокл, сын Аристона и Периктионы
Источник: Философский энциклопедический словарь