ПЯТЬ БУДД или ПЯТЬ ИСТИННОСУЩИХ

Найдено 1 определение
ПЯТЬ БУДД или ПЯТЬ ИСТИННОСУЩИХ
(санскр. panca-buddha, или pan~ca-tatha–gata, тиб. sangs rgyas lnga) — понятие махаянского учения о небесных буддах, пребывающих в Чистых странах вселенной (буддхакшетра). Будучи ещё бодхисаттвами они дали обет создать «землю Будды», в чём и преуспели. В эту пятёрку входят Вайрочана, Акшобхья, Амитабха, Ратнасамбхава, Амогхасиддхи. Вокруг каждого из них сформировались особые культы, циклы сутр, мифологических и доктринальных представлений. Мастера медитации (дхьяна) и бодхисаттвы созерцают Тело блаженства (самбхога-кайя) Будды, «размноженное» в небесных странах, или «чистых землях» (буддха-кшетра), например, в лице названных будд. Это Тело (как и каждый из его «представителей») характеризуется 32 большими отметинами и 80 малыми признаками, с помощью которых в медитации создается образ Будды. Будды сторон света (дхьяни-будды) отличаются друг от друга атрибутами (изображением ритуально-культовых предметов), а также цветом. Основных цветов пять — белый, синий, красный, зелёный и жёлтый — соответственно пяти сторонам света (центр, восток, запад, север, юг). Каждый из этих будд — объект определённого культа, последователи которого получают наставления непосредственно от «своего» будды. Самбхога-кайя присутствует во вселенной до тех пор, пока все существа не разрушат свои иллюзорные, с точки зрения Дхарма-кайи, или сансарические формы, и не войдут в истинносущее состояние. Тело блаженства трактуется буддистами двояко. С одной стороны, Будда наслаждается в нём величием освобождения, с другой — общается в этом облике с высшими бодхисаттвами, которые «подготавливают» существа к спасению и передают ему для «отправления» в нирвану. В прошлой, настоящей и будущей земной истории будды могут появляться и в человеческом облике: рождаться, обретать Просветление, распространять Учение, стариться и умирать, вернее, возвращаться в нирвану — как, например, Будда Шакьямуни. Это называется Явленным Телом, или Телом воплощения (нирмана-кайя) Будды. Махаянисты полагают, что явление будд — это, с одной стороны, акт сострадания, а с другой — иллюзия, ибо подлинно реально лишь одно Тело Будды. Нирмана-кайя является людям в качестве носителя истинного Учения. Согласно Махаяне, в таком виде Будда приходил множество раз, но памятны буддистам лишь семь последних воплощений, называемых «мануши-буддха» — «человеко-будды». По одной из версий, земные будды происходят сверхъестественным образом от пяти дхьяни-будд, или медитативно-созерцаемых форм самбхога-кайи.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.