ПИРРОН

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПИРРОН
греческий философ (Элида, 365-275 до Р.Х.). Вначале он был художником, участвовал в походе Александра в Азию и был сильно поражен способностями факиров, их нечувствительностью к боли. Из чего он вывел принцип разницы впечатлений, получаемых от органов чувств. Хотя Пиррон ничего не писал, как и Сократ, кроме поэмы, посвященной Александру, его жизнь служила образцом для его современников (он был избран согражданами города Эли-ды великим жрецом, он остается самой крупной фигурой античного скептицизма). Его учение, переданное его учеником Тимоном, можно охарактеризовать как всеобщее «безразличие»: ничто не есть «скорее так, чем иначе, скорее то, чем это». И поскольку судить — значит говорить, что нечто «есть» так, то следует воздерживаться от суждений, склонностей и быть непоколебимым (Тимон). Лишь такое отношение может привести человека к «атараксии» (безмятежности), свидетельствующей о совершенном единстве души, в чем и состоит добродетель. На основании свидетельств Тимона идеи Пиррона были изложены Аристоклом (II в. до Р.Х.). Личность и учение Пиррона оказали большое влияние на античность. См. Скептицизм.

Источник: Философский словарь

ПИРРОН
из Элиды (4в.- нач. 3 в. до н. э.), др.греч. философ, основатель скептич. школы (см. Скептицизм). Участвовал в походе Александра Македонского и, как утверждает биографич. традиция (Диоген Лаэртий IХ 61,63), общался с инд. мудрецами. Воспринял ряд идей Демокрита, критически относив­шегося к знанию, опирающемуся на показания органов чувств. П. ничего не писал и излагал свои взгляды в беседах с учениками.
К учению П., по-видимому, восходят 1-4-й и 6-й скептич. тропы Энесидема - аргументы против воз­можности достоверного знания (Диоген Лаэртий IX 79-82, 84-85): нельзя ничего утверждать, так как одни и те же вещи вызывают у различных живых су­ществ разные ощущения; одним они полезны, а другим вредны; различные люди также испытывают от вещей разные ощущения; один и тот же предмет различные органы чувств воспринимают по-разному; в разных состояниях люди воспринимают вещи неодинаково, и даже то, что видят сумасшедшие, не противоречит при­роде; вещи не могут восприниматься изолированно, в сочетании с различными привходящими обстоятельства­ми они воспринимаются по-разному, так, камень кажет­ся в воде легче, чем в воздухе.
В целом П. отрицал возможность познания мира и считал, что мудрость находится в руках богов (Stob. Flor. I 80). Поэтому он не интересовался объяснением явлений природы (Тимон у Диогена Лаэртия IX 65). Человек, по П., должен стремиться к независимости от внеш. мира. Не зная ничего достоверно, люди долж­ны воздерживаться от каких бы то ни было суждений и следовать во всем сложившимся традициям и обычаям (Диоген Лаэртий IX 61). Всякому утверждению можно противопоставить противоречащее ему, и ни одно из них не будет более истинным, чем другое.

Источник: Советский философский словарь

ПИРРОН (ок. 360-280 до н.э.)
древнегреческий философ из Элиды (Пелопоннес). Верховный жрец Элиды. Один из основателей античного скептицизма и автор словоформы "акаталепсия" (осознание собственного незнания). Важнейшим источником для возможной реконструкции взглядов П. традиционно полагаются "Пирроновы положения" Секста Эмпирика, в значительной степени основанные на записях ученика П. - Тимона (320-230 до н.э.). По мнению П., "в силу примесей наши чувства не воспринимают точной сущности внешних предметов. Но не воспринимает их также и разум, главным образом потому, что ошибаются его руководители - чувства; кроме того, может быть, и сам он производит какую-нибудь присущую ему примесь к тому, что ему сообщают чувства". Согласно П., "мудрость и знание не являются делом человеческим, и искать их надо только у богов". Существование всего различного и разнообразного обусловливается произвольными человеческими обычаями и установлениями. Недоступность вещей нашему познанию делает единственно правильным метод воздержания от суждений: по П., "текучесть и непрерывная качественная неустойчивость вещей ведут к их нечеткой же различимости в восприятии, а потому и невозможности судить о них с точки зрения категорий "истины" и "лжи". Так что лучше всего - воздерживаться от однозначно-определенных утверждений и пребывать в невозмутимости духа и полной свободе суждений". П. утверждал, что ничто не является ни прекрасным, ни безобразным; ни справедливым, ни несправедливым, - ибо все в себе одинаково и в действительности ни в чем ничего не существует ("ничуть не более это, чем то"). Творчество П. индоктринировало в интеллектуальную культуру Европы понятие "пирронизма" или "искусства обсуждать все вопросы, всегда приходя к воздержанию от суждений" (по Бейлю). Как отмечал Паскаль, "...люди не удивляются немощи своего разумения. Они серьезнейшим образом следуют всем заведенным обычаям, и вовсе не потому, что полезно повиноваться общепринятому, а потому, что твердо убеждены в правильности и справедливости своих действий. Ежечасно попадая впросак, они с забавным смирением винят в этом себя, а не те житейские правила, постижением которых так хвалятся. Этих людей очень много, они слыхом не слыхивали о пирронизме, но служат вящей его славе, являя собой пример человеческой способности к самым бессмысленным заблуждениям: они ведь даже и не подозревают, насколько естественна и неизбежна эта немощь их разумения, - напротив, неколебимо уверены в своей врожденной мудрости". Три ведущих вопроса философии П. - "Как устроены вещи? Как мы должны к ним относиться? Какую пользу приносит правильное обращение с вещами?" - были, как известно, впоследствии воспроизведены Кантом: "Что я могу знать? Что я должен делать? На что могу надеяться?"

Источник: История Философии: Энциклопедия

ПИРРОН
(Pyrrhon) — греческий философ из Элиды; р. 360 — ум. 270 до н. э.; основатель третьей послеаристотелевской школы, школы древнего скептицизма. Он придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе все одинаково (adiaphoron — безразличное), и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. Все неодинаковое, различное является произвольными человеческими установлениями и обычаями. Вещи недоступны для нашего познания; на этом основан метод воздержания от суждений (эпохе). В качестве же практически-нравственного идеального метода отсюда выводится «невозмутимость», «безмятежность» (атараксия). Учение Пиррона, которое в практическом отношении представляет собой релятивистскую этику, называется пирронизмом. Это название по смыслу часто отождествляется с агностицизмом. Важнейшим источником для изучения его теории является труд Секста Эмпирика «Пирроновы основоположения», 1968 (рус. пер: 1913, 1976). A.Goedeckemeyer. Die Gesch. des griech. Skeptizismus, 1905 (Repr. 1968); L. Robin. R et le scepticisme grec. Paris, 1944.
ПИРС (Peirce) Чарлз Сандерс — американский философ; р. 10.9.1839 (Кембридж, Массачусетс) — ум. 19.4.1914 (Милфорд, Пенсильвания); профессор в Кембридже, Балтиморе и Бостоне. На него оказали влияние Дунс Скот, Кант и Дарвин. В статье «How to make our ideas clear» («Как сделать наши идеи ясными»), помещенной в научно-популярном ежемесячном журнале «Popular Science Monthly» (1878), он ввел в философию понятие «прагматизм». «Для того чтобы определить значение понятий рассудка, необходимо рассмотреть, какие практические следствия выводятся с необходимостью из истинности понятия. Сумма этих следствий и определяет значение понятия». Пирса считают «отцом научной философии США» (Р. Метц). Он разработал учение об абдукции (гипотезе), играющей большую роль в современном понимании образования теорий. Осн. соч.: Studies in Logic, 1883; Fixation of Belief, 1877; Lectures on Pragmatism, 1903; Collected Papers, 8 vol., 1931— 1958; Schriften, 2 vol., 1967—1970. (На рус. яз.: Избр. филос. произв., 2000; Начала прагматизма, 2000; Логические основания теории знаков, 2000.) — Библиография: К. Ketner. A Comprehensive Bibliography of the Published Work of C. S. Peirce. Greenwich, 1977.
M. Thompson. The Pragmatic Philosophy of C. S. R, Chicago, 1942; J. v. Kempski. C. S. P. und der Pragmatismus, 1952; G. Wartenberg. Log. Sozialismus bei S. R, 1971; W. H. Davis. P.’s Epistemology, Den Haag, 1972; K.-O. Apel. Der Denkweg von C. S. P, 1975; E. Arroyabe. P. — Eine Einf., 1982; J. Klawitter. C. S. R, 1984; R. Anderson. Creativity and the Philosophy of C. S. R, Dordrecht, 1987; R. Kelveson. Ps Method of Methods. Benjamins, 1987; J. K. Sheriff. The Fate of Meaning. Princeton, 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПИРРОН
??????) и з Э л и д ы (род. ок. 365 – ум. ок. 275 до н.э.) – основатель древнегреч. скептицизма. Имеются сведения об его участии в походах Александра Македонского, об его дружбе с демокритовцем Анаксархом, об учреждении им своей школы в Элиде и о всеобщем уважении к нему не только элидцев, поставивших его статую среди Элиды, но и афинян, преподнесших ему почетное афинское гражданство (Diog. L. IX 61–65.67). Имеются сведения и об его отношении в Азии с инд. святыми, аскетами и магами (там же, IX 61). Несомненна идейная связь П. с Протагором и Аристиппом, а также с элидо-эретрийской школой и мегарской школой (Diog. L., IX 61). Оказал влияние на П. и Демокрит своим учением о чувств. качествах (там же, IX 67), в к-ром тоже общеизвестен релятивистский элемент. Сам П. ничего не писал и воззрения его известны по записям его учеников, особенно Тимона из Флиунта, и по изложению Евсевия (Praep. evangel. XIV 18,2), к-рый формулировал три осн. вопроса Тимона: какова природа вещей, как мы должны к ним относиться и что должно проистекать для нас из этого отношения? На первый вопрос П. и Тимон отвечали, что ни о каких вещах мы совершенно ничего не знаем и что о каждой вещи можно сказать не больше одно, чем другое (Diog. L. IX 61.78). Отсюда же вытекал и ответ на второй вопрос: мы должны воздерживаться от всякого суждения о чем бы то ни было, т.к. всякое наше суждение не связано ни с каким объективным миром и свидетельствует только о нашем субъективном состоянии. Это "воздержание" – один из осн. принципов П. Ответ на третий вопрос ярко характеризует собой социально-историч. место П., как и всего скептицизма: нужно пребывать в полной духовной независимости от всего того, что кажется объективным; а если возникает необходимость действовать, то следует действовать согласно обычаям, законам и нравам своей страны (там же). Эта знаменитая "невозмутимость", или атараксия, это "безразличие" ко всему существующему и даже полное "бесстрастие" (апатия) свидетельствуют о небывалом еще в античности отказе от всякой личной самодеятельности, о небывалом примиренчестве с окружающей средой и о безропотной покорности природным и берущим верх над личностью обществ.-политич. силам. В этом отношении характерен рассказ Диогена Лаэртского (IX 66.68) о том, как однажды, находясь на корабле во время бури и наблюдая смятение пассажиров, П. указывал на свинью, мирно пожиравшую в тот момент свой корм, как на прекрасный пример атараксии, к-рому нужно следовать. С большой силой пирронизм вновь стал проявлять себя в лице Энесидема и еще во 2 в. н.э. создал такую большую фигуру, как Секст Эмпирик, к-рого можно считать завершителем пирронизма. Лит.: Рихтер Р., Скептицизм в философии, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1910, с. 60–75; История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 305–06; История философии, т. 1, М., 1957, с. 137–138; Zimmermann D., Darstellung der pyrrhonischen Philosophie, Erlangen, 1841; Mассоl ?., The Greek sceptics from Pyrrho to Sextus, L., 1869; Waddington C., Pyrrhon et le Pyrrhonisme, P., 1877; Wilamowitz-Moellendorff U. von, Antlgonos von Karystos, В., 1881 (Philosophische Untersuchungen, hrsg. von ?. Kiessling und U. von Wilamowitz-Moellendorff, H. 4); ?irzel R., Untersuchungen zu Cicero´s philosophischen Schriften, Tl 3, Lpz., 1883; Natоrp P., Forschungen zur Geschichte des Erkenntnisproblems in Alterthum, В., 1884; Pappenheim ?., Die Troppen der griechischen Skeptiker, В., 1885; Brochard V., Pyrrhon et le scepticisme primitif, "Rev. philosophique de la France et de l´?tranger", 1885, v. 19, с 517–32; Сaldi G., Le scetticismo critico della scuola Pirroniana, Udine, 1896; Robin L., Pyrrhon et le scepticisme grec, P., 1944. См. также лит. к ст. Секст Эмпирик, Скептицизм, Энесидем. А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ПИРРОН
ПИРРОН (??????) из Элиды (приблизительно 365-275 до н.э.), др.-греч. философ, основатель античного скептицизма. Учился у софиста Брисона из Геракл ей (близкого к Мегарской школе), потом у демокритовца Анаксарха из Абдер, вместе с которым участвовал в восточном походе Александра Македонского и «общался» с индийскими гимнософистами и персидскими магами (D. L. IX 61). Первым из греческих мыслителей провозгласил эпохе («воздержание от суждений») основным методом философии. Не писал философских «трактатов»; термины «пирроновский» и «скептический» употреблялись скептиками римской эпохи как синонимы (Sext. Pyrrh. I 7), отсюда трудности реконструкции первоначального учения П. и его дифференциации от неоскептической традиции Энесидема - Секста Эмпирика. В целом для последней более характерна логико-гносеологическая, для П. -морально-психологическая ориентация.     Наиболее аутентичное изложение основ пирроновского скепсиса -свидетельство Аристокла (у Евсевия, Рг. ??. XVI 18, 1-4 = Пиррон, test. 53 Decleva Caizzi), цитирующего Тимона из Флиунта. Для достижения счастья (эвдемонии) необходимо задаться тремя вопросами: Каковы вещи по природе? Как мы должны к ним относиться? Что для нас из этого проистекает? Ответы: 1) Вещи не- или без-различны (????????), неустойчивы и не допускают о себе определенного суждения (??????????); наши ощущения и представления о них не могут считаться ни истинными, ни ложными. 2) Поэтому надо освободиться от всех субъективных представлений, «не склоняться» ни к утверждению, ни к отрицанию, оставаться «непоколебимыми» и обо всем рассуждать: «это ничуть не более так, чем не так», или «это и так, и не так», или «это ни так, ни не так». 3) Из такого отношения к вещам проистекают сначала афасия (состояние, при котором о вещах «нечего больше сказать»), а затем атараксия - безмятежность; в некоторых свидетельствах также апатия и «тишина» (??????, собств. «штиль», полное отсутствие волнения). Скептическое сомнение у П. не самоцель, а средство обретения душевного покоя. Индифферентизм и девальвация всех конвенциональных ценностей человеческого существования, понимаемые как избавление от «бредового наваждения» (?????), не ведут при этом ни к отшельничеству, ни (как у киников) к социальному аутсайдерству или эпатированию обывателей (П. принимает должность верховного жреца и удостаивается бронзовой статуи за заслуги перед городом). Абсолютная автономия личности и полный отказ от желаний, «первейшего из всех зол» (test. 65), подавление всех эмоций (особенно страха и боли) доводится до преодоления инстинкта самосохранения: смерть «ничуть не более» страшна, чем жизнь. Ближайшими учениками П. были Тимон из Флиунта, Гекатей Абдерский и учитель Эпикура Навсифан. Формальное влияние П. оказал на скепсис Средней Академии (Аркесилай).     Свидетельства: Pirrone. Testimonialize. A cura di F. Decleva Caizzi. Nap., 1981 (библ. с. 17-26) (тексты, итал. пер. и комм.); Long ?. ?., Sedley D. N. The Hellenistic Philosophers. Camb., 1987. Vol. 1, p. 13-24. Vol. 2, p. 1-17.     Лит.: Robin L. Pyrrhon et le scepticisme grec. P., 1944 (repr. N. Y., 1980); Flintoff E. Pyrrho and India, - Phronesis 25, 1980, p. 88-108; Stopper M. R. Schizzi Pirroniani, - Ibid. 28, 1983, p. 265-297; Reale G. Ipotesi per una rilettura d?lia filosofia di Pirrone di Elide, -Giannantoni G. (ed.). Lo scetticismo antico. Vol. 1. Nap., 1981, p. 243-336; Ausland H. W. On the Moral Origin of the Pyrrhonian Philosophy, - Elenchos 10, 1989, p. 359^34; Bett R. Aristocles on Timon on Pyrrho: the text, its logic, and its credibility, - OSAPh 12, 1994, p. 137-181; Brunschwig J. Once Again on Eusebius on Aristocles on Timon on Pyrrho, -Papers in Hellenistic Philosophy. Camb., 1994, p. 190-211 ; Hankinson R. J. The Sceptics. L.; N. Y., 1995; Bett R. Pyrrho, His Antecedents, and His Legacy. Oxf., 2000.     А. В. ЛЕБЕДЕВ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Пиррон
(ок. 360 – ок. 270 до н. э.)
«Истина для человека непостижима»
Несмотря на то, что Пиррон являлся современником Аристотеля, Диогена, Зенона и Эпикура, о его жизни и особенностях характера известно совсем немного. Древние источники совершенно не упоминают ни о его внешности, ни о какихлибо метких и остроумных выражениях. Известно лишь, что в молодости он был беден и безвестен, жил уединенно, так что даже домочадцы редко могли его увидеть.
Родился он в г. Элиде и, по свидетельству одного античного автора, принимал участие в походе Александра Македонского в Индию. Там он познакомился с индийскими мудрецами – т. н. гимнософистами, от которых, как принято считать, и воспринял идею суетности и невозможности всякого мирского познания. Возможно, что он присутствовал при самосожжении великого индийского философа Калана, который даже в пламени сохранял абсолютное спокойствие. После Индии Пиррон вернулся на родину, где долгое время учился философии, а затем и сам объяснял свое учение всем желающим.
Основная идея Пиррона довольна проста и незамысловата. Он стал первым мыслителем в истории философии, всерьез задумавшимся о возможности вообще какоголибо познания истины. Она, по его мнению, совершенно непостижима, ибо познать вещь в ее целостности никакой человек не в состоянии. У него для этого, вопервых, не хватает познавательных возможностей, а, вовторых, каждый человек посвоему воспринимает мир, посвоему оценивает и определяет параметры вещей. В самом деле, говорит Пиррон, если мы внимательно посмотрим на живую природу, то увидим, насколько разнятся и люди, и животные в своем отношении к одним и тем же вещам. Например, «виноградная лоза для козла съедобна, а для человека горька, или цикута для перепелки питательна, а для человека смертельна, или отбросы годятся в пищу свинье и не годятся для лошади». Кроме того, личные качества людей также неодинаковы. К примеру, повар Александра Македонского, как сообщают источники, замерзал на солнце и отогревался только в тени. А некий Андронаргивянин, по словам Аристотеля, в одиночку перешел через страшную Ливийскую пустыню без единой капли воды. Одним словом, то, что одному хорошо, – другому смерть, и наоборот. Крепкое, сочное, красное яблоко одному кажется сладким, а другому – кислым, вялым, бледнорозовым, сухим. То, что находится от меня справа, для другого находится слева. Любое утверждение имеет свое опровержение. На всякое «да» обязательно находится какоенибудь «нет», и так до бесконечности. Стало быть, все в мире относительно, ни на что нельзя целиком положиться, ни в чем нельзя быть полностью уверенным. Такая точка зрения на мир получила в истории философии название релятивизма, а сомнение в реальных возможностях человеческого познания называется скептицизмом.
На этом и строит Пиррон свою теорию: настоящий мудрец никогда не станет докапываться до истины, ибо отыскать ее попросту невозможно. Более того, он всегда воздерживается от какихлибо категорических суждений, высказываний и утверждений. Интересно, что сам Пиррон, переиначивая знаменитое положение Сократа, говорил: «Я не могу утверждать, знаю ли я, что я ничего не знаю!» Хотя, если хорошенько вдуматься в это положение, то станет ясно, что оно заводит скептиков в тупик… Тем не менее невозможность твердых знаний, по Пиррону, неминуемо должна привести к полному безразличию в отношении всего окружающего. Из этого следует вывод: главное для мыслителя – спокойствие и присутствие духа в любых, даже самых сложных жизненных ситуациях. Говорят, что он старался следовать своей теории и в жизни. Он договорился даже до того, что никакой человек не способен отличить жизнь от смерти и поэтому между ними нет никакой разницы. Когда же ктото из остряков спросил его: «Почему же тогда ты не умираешь?», он ответил: «Именно поэтому».
Как бы то ни было, скептицизм в короткие сроки завоевал сердца и умы многих людей. Самим Пирроном и образом его жизни восхищались ученики и последователи. Сохранился рассказ о том, как однажды он плыл на корабле во время бури и «спутники его впали в уныние, а он оставался спокоен и ободрял их, показывая на корабельного поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что к такой безмятежности и должен стремиться мудрец». В другой раз ему пришлось обратиться к врачу по поводу язвы, и когда его стали лечить прижиганиями, то он даже не морщился.
Выводы. Учение скептиков появилось на закате античной мысли не случайно. Оно стало своеобразным логическим завершением долгого и сложного пути античной философии в поисках объективно существующей истины. Много воды утекло с тех пор, и много копий было сломано за это время по поводу «картины мира», которую стремилось построить человеческое сознание, опираясь только на собственный разум. Многочисленные «истины» натурфилософии, прозрения титанов греческой философии – Сократа, Платона и Аристотеля, откровенный цинизм и радикализм софистов и киников – вот предварительный итог этого пути. Но ни одна задача по разгадке тайн мироздания философами так и не была решена. Более того, ни твердокаменный стоицизм, ни благостное эпикурейство не смогли в условиях крушения традиционного греческого общества дать человеку скольконибудь прочной жизненной опоры. В результате появляется столь нехарактерное для рационального греческого сознания скептическое отношение к самим возможностям разума в целом: а способен ли он вообще ответить на «проклятые» вопросы бытия? Очевидно, что это уже симптом. Скептицизм как форма научного и философского сознания всегда означает отчаяние, усталость, неверие и, в конечном счете, безразличие. Весьма характерно, что после скептиков в истории античной греческой философии наступает довольно длительный период затишья. Конечно, мыслители в Греции не перевелись, но это были имена уже не того масштаба, что прежде. Оно и понятно – за три с лишним столетия интенсивных поисков фактически весь спектр рациональных решений вечных философских проблем был исчерпан. Образно говоря, греческая мысль «выдохлась», подойдя к своему естественному пределу. После блестящей плеяды стоиков, эпикурейцев и скептиков античная философия практически остановилась в своем развитии. Все, что появлялось на философском горизонте, было лишь повторением или, в лучшем случае, углублением предыдущего. Последний же короткий всплеск античной мысли произошел лишь пятьсот лет спустя.

Источник: Философия. Краткая история.



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
812.06 кб

Пирроническая диалектическая стратегия

Маслов Денис Константинович
В настоящей работе предпринимается попытка уточняющего рассмотрения скептической «диалектической стратегии», популярной среди современных историков философии, в отношении скепсиса Секста Эмпирика.

Похожие термины:

  • Пиррон из Элиды

    древнегреч. философ, основатель античного скептицизма. Об учении П. известно из соч. его ученика Тимона. В центре внимания П. этика, вопросы счастья и его достижения. Счастье П. понимает как невозмут
  • ПИРРОНИЗМ

    Греч.) Доктрина Скептицизма, которая первоначально преподавалась Пирроном, хотя его система была намного более философской, нежели пустые отрицания наших современных пирронистов.