ПИАЖЕ Жан

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Пиаже Жан
 (р. 1896) — швейцарский психолог, философ и логик. Проф. Женевского ун-та. П. внес значительный вклад во мн. разделы психологической науки. Опираясь на большой экспериментальный материал, П. построил в 30—40-х гг. теорию формирования интеллекта, к-рая рассматривает интеллект как систему операций, т. е. внутренних действий субъекта, производных от внешних предметных действий и образующих некоторое структурное целое. Психологические и логические идеи П. нашли свое обобщенное выражение в рамках «генетической эпистемологии» — теоретико-познавательной концепции, основанной на генетическом и историко-критическом подходе к анализу знания. Развитие познания, по мнению П., ведет к тому, что знание субъекта об объекте становится все более инвариантным, все более устойчивым к изменяющимся условиям опыта, причем инвариантность знания материалистически рассматривается как отражение самого объекта и его свойств. В «генетической эпистемологии» имеются отдельные отступления от последовательно материалистического истолкования психики человека.

Источник: Философский словарь. 1963

ПИАЖЕ (Жан)
швейцарский психолог и педагог (Невшатель, 1896 — Колонь-Белльрив, 1980). Один из основателей и пионеров детской психологии. Его работы о «поэтапном» развитии мысли и языка у ребенка, его концепция ребенка как существа, отличного от просто «маленького взрослого», -— отмечены определенной оригинальностью: до него ребенка рассматривали как взрослого в миниатюре; Пиаже подчеркнул «природное» различие между миром взрослого и миром ребенка. Исследования генезиса человеческого разума привели его в конечном счете к изучению высших проявлений разума, в частности, — научной мысли. Таков его проект «Введения в генетическую эпистемологию» (1950), открывающий перед генетической психологией новые исследовательские горизонты. Его сочинения: «Язык и мысль ребенка» (1923), «Представление о мире у ребенка» (1926), «Психология разума» (1947), «Биология и познание» (1967), «Логика и научное познание» (1967), «Структурализм» (1968), «Уравновешенность познавательных структур» (1975). С 1952 г. Пиаже преподавал в Сорбонне. В 1955 г. он основал Международный центр генетической эпистемологии, опубликовавший около 40 выпусков «Исследований по генетической эпистемологии» («Etudes depisternologie genetique»). Кроме того, совместно с Фрэсом он издал «Трактат по экспериментальной психологии» (9 томов). Последний его важный вклад в науку — дебаты с Н. Хомским о проблемах языка и обучения. Ему мы обязаны понятиями ассимиляции, аккомодации, консервации, стадий развития, равновесия, уравновешенности и т.д. См. Детство.

Источник: Философский словарь

ПИАЖЕ Жан
швейцарский философ; p. 9.8.1896 (Невшатель) — ум. 16.9.1980 (Женева); профессор в Женеве, директор Института Ж.-Ж. Руссо. Помимо исследований по детской психологии и психологии личности занимался философскими вопросами символического мышления, формирования нравственных норм, генетики, познания, понимания языка и др., а также основными вопросами структурализма. Осн. соч.: La causalité physique chez l’enfant, 1927; Le jugement moral chez l’enfant, 1932, нем. изд. 1954; Le développement de la notion de temps chez l’enfant, 1946, нем. изд. 1955; La psychologie de l’intelligence, 1946; нем. изд. 1948 (рус. пер.: Психология интеллекта, 1969); Traité de logique — Essais de logistique opératoire, 1949; Introduction à l’epistémologie génétique, 1950, нем. изд. 1973; Les mécanismes perceptifs — Modèles probabilistes, 1961; Sagesse et illusions de la philosophie, 1965, нем. изд. 1974; L’image mentale chez l’enfant, 1966, нем. изд. 1979; Biologie et connaissance, 1967; Logique et connaissance scientifique (Hg.), 1967, нем. изд. 1974; Le structuralisme, 1968, нем. изд. 1973; Собр. соч.: Gesammelte Werke, 10 Bde., 1975. — A. Nicolas, J. Piaget, Paris, 1976 (библ.). (На рус. яз.: Избр. психологические труды, 1969.)
G. Furth. Intelligenz und Erkenntnis, 1972; G. Cellerier. J. R, Paris, 1973; T. Kesselring. Entwicklung u. Widerspruch. Ein Vergleich zwischen P.s genet. Erkenntnistheorie und Hegels Dialektik, 1981; F. Buggle. Die Entwicklungspsychologie J. P.s, 1985; M. Seltman, P.
Seltman. P.s Logic. London, 1985; R. L. Fetz. Struktur und Genese — J. P.s. Transformationen der Philos., 1988; T. Kesselring. J. P, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПИАЖЕ Жан
9.8.1896, Невшатель -16.9. 1980, Женева), швейц. психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетич. эпистемологии. Проф. ун-тов Невшателя (1926-29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937-54). Основатель Междунар. центра генетич. эпистемологии в Париже (1955). Директор (с 1929) ин-та Ж. Ж. Руссо в Женеве. В ранних работах (1921-25) ключом к пониманию мышления ребенка П. считал анализ детской речи («Речь и мышление ребенка», 1923, рус. пер. 1932); при этом в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривались процессы социализации. В последующем источник формирования и развития детской мысли П. усматривает в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта («Психология интеллекта» - «La psychologie de Г intelligence», 1946), функционирование и развитие психики совершаются в рамках адаптации индивида к среде - ассимиляции данного материала уже наличными у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование т. н. операциональных структур. Операция, по П., представляет собой «внутр. действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия (см. Интериоризация) и скоординированное с др. действиями в определ. систему. П. выделил четыре осн. стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональ-ную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. П. внес значит. вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики; недостатки его концепции (переоценка роли логического в психологич. анализе мышления и др.) были подвергнуты критике в сов. психологии.

Источник: Советский философский словарь

ПИАЖЕ Жан
9 августа 1896, Невшатель — 16 сентября 1980, Женева) — швейцарский психолог, логик и философ, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемояогии. Профессор университетов Невшателя (1923-29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937-54).
В ранних работах (1923—46) ключом к пониманию мышления ребенка считал анализ детской речи («Речь и мышление ребенка».— La langage et pensee chez lenfant. P., 1923, рус. пер. 1932); в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривал процессы социализации. В дальнейшем источник формирования и развития детской мысли усматривал в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта («Психология интеллекта».— La psychologie de lintelligence. P., 1946, рус. пер.: Избранные психологические труды, 1969), функционирование и развитие психики совершается в рамках адаптации индивида к среде — ассимиляции данного материала уже имеющимися у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование т. н. операциональных структур. Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия и скоординированное с другими действиями в определенную систему. Пиаже выделил четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. Он внес значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики. Логика, по Пиаже, является идеальной моделью мышления и не нуждается в апелляции к психологическим фактам. Между логикой и психологией существует определенное соответствие (но не параллелизм), поскольку психология анализирует конечные положения равновесия, которых достигает развитой интеллект («Трактат по логике»,—Traite de logique. P., 1950). Синтезлогических и психологических воззрений Пиаже нашел выражение в концепции генетической эпистемологии («Introduction a lepistemologie genetique», vol. 1—3. P, 1949—1951), в основе которой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Генетическая эпистемология разрабатывает общие вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологических исследований и широко используя аппарат современной логики и математики.
В 1955 под руководством Пиаже в Женеве был создан «Международный центр генетической эпистемологии»; начиная с 1957 центр стал издавать периодические сборники статей «Etudes depistemologie genetique», в которых участвовали многие выдающиеся психологи, логики и кибернетики 60—80-х га и анализировались такие важные проблемы, как цели и задачи генетической эпистемологии, отношение между формальной логикой и реальным мышлением, роль понятия равновесия в логике и психологии и т. п.
Соч.: Les mecanismes perceptifs. Modeles probabilistes, analyse genetique, relations avec lintelligence. P., 1961; Sagesse et illusions de la philosophie. P., 1965; Lepistemologie genetique. P., 1970; Problemes de psychologie genetique. P., 1972; Behavior and evolution. N. Y, 1978; в рус. пер.: Генезис элементарных логических структур. М., 1963 (в соавторстве с В. Инельдер); Избранные психологические труды. М., 1969; Экспериментальная психология, редакторы-составители П. Фресс и Ж. Пиаже. М., 1969, 2-е изд. М., 1994; Психогенез знаний и его эпистемологическое значение.— В сб.: Семиотика. М., 1983; Схемы действия и усвоение языка.— Там же.
Лит.: Лекторский В. А., Садовский В. Основные идеи «генетической эпистемологии» Жана Пиаже.— «Вопросы психологии», 1964, № 4; Флеивыл Д. X. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967; Обухова Л. ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. М., 1981; Piaget. Philosophy and the Human Sciences, ed. by Н. J. Silvennan. N.Y, 1980; Legendre-Bergeeon M.-F. Lexique de la psychologie du developpment de J. Piaget. Morin, 1980; Furth H. G. Piaget and Knowledge: Theoretical Foundation. Chi.—L., 1981; Revue internationale de philosophie, 1982. № 142—43, fasc, 4; Cohen D. Piaget: Critique and Reassesment. L.— Canberra, 1983; Brief J.-C. Beyond Piaget: a Philosophical Psychology. N. Y.-L., 1983; Piaget and the Foundations of Knowledge. Hillsdale, 1984.
В. Н. Садовский

Источник: Новая философская энциклопедия