философ; p. 7. 1870 (Изерлон) — ум. 18. 3. 1941 (Мюнхен), будучи профессором (с 1921); феноменолог, работавший в области логики и психологии. Человек, считал он, является триединством тела, души и духа. Жизнь — постоянное включение себя в бытие.
Человеческий дух есть душа, возвращающаяся к самой себе. Все сущности и идеи устремляются ввысь, вслед за человеческим духом, и требуют от него помощи. См. Побуждающая способность. Осн. соч.: Logik, 1921, 1963; Zur Psychologie der Gesinnung, 2 Tie., 1922—1930; Grundprobleme der Charakterologie, 1924; Phänomenologie des Wollens, 1901, 1963; Die Seele des Menschen, 1933; Philosophie der Lebensziele, 1948; Schriften zur Phänomenologie und Ethik, 2 Bde. (изд. X. Шпигельбергом), 1972.
H. Spiegelberg. А. P.s Phänomenologie, 1963; К. Schumann. Husserl und P, 1973.
ПФЕНДЕР Александр
ПФЕНДЕР Александр
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ПФЕНДЕР Александр
7 февраля 1870, Изелон — 18 марта 1941, Мюнхен) — немецкий философ и психолог, представитель мюнхенской школы феноменологии. С 1930 — Профессор в Мюнхене. Пфендеру осталось чуждым стремление Гуссерля возвести для обоснования логики фундамент «чистой феноменологии». С его точки зрения, Гуссерль постоянно пренебрегает спецификой логики и ее идеализации в пользу таких психологизированных сфер и состояний, как акты мысли и интенциональные переживания. Логика должна оставаться в рамках лишь мыслительных формообразований (Gedankengebilde); ее не следует считать частью феноменологии или надстройкой над ней. Логика и феноменология на равных правах входят в теорию познания. Начав свой путь с психологии, Пфендер занимался психологическими проблемами восприятия, воления (Das Bewutsein desWollens, 1898; Phanomenologie desWrflens. Eine psychologische Analyse, 1901) и для обозначения специфики разрабатываемой им концепции использовал термин «понимающая психология» (Einfuhrung in die Psychologie, 1904,2 Aufl., 1920). В поздних работах видел в «феноменологии» универсальный метод философии, функции которого: 1) прояснять смысл выражений обыденного языка; 2) заключать в скобки (Meinen) повседневного мира человека; 3) осуществлять феноменологическую верификацию посредством приведения интересующих нас феноменов к «самоданности». Разрабатывал феноменологию ценностей, борясь с тенденцией их релятивизации.
Лит.: Pfander-Studien, hrsg. von H. Spiegelberg und A. Ave-Lallernent. Den Haag, 1982; Spiegelberg H. Pfanders Philosophie. Den Haag, 1972.
H. В. Мотрошилова
Лит.: Pfander-Studien, hrsg. von H. Spiegelberg und A. Ave-Lallernent. Den Haag, 1982; Spiegelberg H. Pfanders Philosophie. Den Haag, 1972.
H. В. Мотрошилова
Источник: Новая философская энциклопедия