ПЕТРАШЕВСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПEТРАШEВСКИЙ Михаил Васильевич
полн. фам. Буташевич-Петрашевский) [1(13) ноября 1821, Петербург— 7(19) декабря 1866, с. Бельское Енисейского округа] — русский публицист, философ. В 1840—41 учился на юридическом факультете Петербургского университета. С 1841 служил переводчиком в Министерстве иностранных дел. В 1845—49 руководил собраниями, на которых обсуждались общественные и философские проблемы; посетители этих собраний вошли в историю как петрашевцы. Петрашевский был автором статей и редактором «Карманного словаря иностранных слов». В книге, призванной служить сугубо прикладным целям, ему удалось рассказать о многих положениях социализма и философского материализма. Вместе с др. участниками собраний в 1849 был арестован, приговорен к расстрелу, замененному на эшафоте бессрочной каторгой. В 1856 переведен на поселение. За политические протесты вновь арестовывался и ссылался во все более глухие места Сибири.
Соч.: Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М., 1953; Петрашевцы об атеизме, религии и церкви. М., 1986. Лит.: Егоров Б. Ф. Петрашевцы. Л., 1988.
А. Д. Сухов

Источник: Новая философская энциклопедия

ПЕТРАШЕВСКИЙ Михаил Васильевич (1821—66)
рус. мыслитель, лидер социалистического кружка петрашевцев. До середины 40-х гг. выступал за прогрессивные общественные преобразования в духе просветительства, позднее возлагал гл. надежды на радикальную социалистическую пропаганду в широких слоях об-ва, в т. ч. среди городских низов. Переход его на материалистические позиции отмечен опубликованием 2-го выпуска “Карманного словаря иностранных слов” (1846), осн. автором к-рого он являлся. Подобно Фейербаху, он исходил из антропологического принципа, к-рый в его истолковании вел к обоснованию политической активности, к отрицанию “общественного быта” николаевской России. П. испытал влияние утопического социализма Фурье. Определяя социализм как общественное устройство, согласное с “потребностями природы человеческой”, П. указывал, что их развитие возможно лишь при условии свободы политической и социальной, “только после революции”. В 1849 вместе с др. членами кружка петрашевцев был арестован, приговорен к смертной казни, замененной затем бессрочной каторгой. Отбывал каторгу в Вост. Сибири, где и умер. П. оказал значительное влияние на развитие утопического социализма в России.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПЕТРАШЕВСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

(1 ноября 1821 – 7 дек. 1866) – деятель российского освободит. движения сер. 19 в., организатор и руководитель первого в России социалистич. кружка (петрашевцев). Род. в семье врача. В 1832–39 учился в Царскосельском лицее. С 1840 П. служил переводчиком в департаменте внутр. сношений Министерства иностранных дел. В начале 40-х гг. филос. искания П., нашедшие отражение в самом раннем из сохранившихся его произведений "Мои афоризмы" (1840–41), развивались в духе объективного идеализма. К этому же времени П. изучил большую часть произведений Фурье и Сен-Симона. Его волновали социально-экономические проблемы, поставленные Радищевым, декабристами и особенно Белинским. К сер. 40-х гг. П. становится на позиции материализма: "... в мироздании... нет ничего сверхъестественного, такого, чего бы не заключалось в его природе и из нее не развивалось" (Филос. и обществ. политич. произв. петрашевцев, 1953, с. 320). П. отстаивает мысль о том, что "... всякое явление природы имеет узаконенную продолжительность, свое начало и конец" и вместе с тем все возникает, развивается и "... исчезает в бесконечности..." (там же, с. 308, 383). Гл. задачу познания П. видел в раскрытии законов природы, в применении открытых законов к практич. деятельности человека, в освобождении его от суеверий и религ. догм. Материализм П. глубоко атеистичен. В решении вопросов социальной жизни П. не вышел за пределы историч. идеализма. Статьи П. в "Карманном словаре", его "Проект об освобождении крестьян" (1848), выступления на происходивших по пятницам регулярных собраниях петрашевцев свидетельствуют о новом этапе в развитии антикрепостнич. взглядов П. и переходе его на позиции революц. демократизма и утопич. социализма в области политич. и экономич. преобразований, что было связано с углублением кризиса крепостного строя, ростом крест. выступлений в России во 2-й пол. 40-х гг., назреванием и развертыванием бурж. революций на Западе. В отличие от декабристов, П. в это время ставит задачу вовлечения в освободит. движение нар. масс, признает историч. закономерность крест. войн в России и в Европе. В этом его взгляды совпадают со взглядами Спешнева, Головинского и др. революц. петрашевцев. Но П. разошелся с ними в оценке роли различных социальных сил в борьбе за преобразование России и особенно в оценке степени классового самосознания крепостного крестьянства, в понимании характера крестьянской революции. П. указывал на то, что "... в крестьянах самосознание своего положения совсем не так велико, как утверждает Головинский..." ("Дело петрашевцев", т. 3, 1951, с. 427). П. предлагал своим единомышленникам развернуть агитацию и пропаганду новых идей в городских слоях населения, "действовать на ремесленный класс народа" как более способный к организации и политич. борьбе. Политич. просвещению П. отводил решающую роль. "Главная цель состоит в том, – говорил он, – чтобы идеи и желания укоренились в массах народа, а когда будет чего желать целый народ, тогда против него ничего не может войско" (там же, с. 409). Не находя в тогдашней России сил для победоносной революции, свои надежды П. возлагал на реформу, видя в ней начало ликвидации крепостнических отношений, которую в будущем завершит народная революция. П. был выдающимся представителем рус. социалистич. мысли в 1-й пол. 19 в. "С о ц и а л и з м не есть изобретение новейшего времени, хитрая выдумка XIX века,... – он всегда был в природе человека и в ней пребудет до тех пор, пока человечество не лишится способности развиваться и усовершенствоваться" (Филос. и общественно-политич. произв. петрашевцев, с. 423). Возникновение социализма Фурье, Сен-Симона и Р. Оуэна он прямо связывал с развитием противоречий капиталистич. об-ва, ростом нищеты трудящихся. Разумеется, утопич. социалист П. был далек от того, чтобы рассматривать социализм как движение раб. класса, но, будучи революционером, осуществление социализма он связывал с борьбой нар. масс за установление своей собств. власти. Поборник передовых общественно-политич. и филос. идей своего времени, П. объединил вокруг себя сторонников уничтожения крепостничества и установления респ. строя в России, создал крупнейшую для того времени библиотеку запрещенной лит-ры, развернул пропаганду идей утопич. социализма. В 1848–49 вместе с Н. А. Спешневым, Н. А. Момбелли и др. П. пришел к идее о необходимости создания тайного общества, к-рое должно было сплотить революц. силы страны. В апреле 1849 вместе с другими членами кружка П. был арестован. Ему было предъявлено обвинение в том, что он "первый возымел замысел на ниспровержение нашего государственного устройства с тем, чтобы основать оное на безначалии". В декабре 1849 П. был приговорен к смертной казни, замененной затем бессрочной каторгой. Отбывал каторгу на Шилкинском и Александровском заводах в Вост. Сибири. В 1856 П. был переведен на поселение в Иркутск. До конца своей жизни П. оставался непримиримым врагом самодержавно-крепостнич. строя и глубоко убежденным социалистом. На каторге и в ссылке поддерживал дружеские отношения с др. политич. ссыльными, в т.ч. с декабристами; добивался пересмотра всего дела петрашевцев. В 1860 П. был выслан в с. Шушенское Минусинского округа, а затем в еще более далекое с. Бельское Енисейского округа, где и умер. Соч.: Мои афоризмы или обрывочные понятия мои обо всем, мною самим порожденные; Запас общеполезного, в кн.: Дело петрашевцев, т. 1, М.–Л., 1937, с. 546–49, 552–58; О значении образования в отношении благосостояния общественного; Карманный словарь иностр. слов, вошедших в состав рус. яз.; Цроект об освобождении крестьян; Письмо к П. А. Кузьмину; Черновик письма К. И. Тимковскому (В чужой монастырь с своим уставом не ходят); Как следует поступать по этому делу, по моему мнению? [Объяснение о системе Фурье и о социализме]; [Показание] и отрывки из некоторых писем, в кн.: Филос. и общественно-политич. произв. петрашевцев, М., 1953. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 7, с. 26; Арефьев В., М. В. Буташевич-Петрашевский в Сибири, "Рус. старина", 1902, т. 109, [No l]; [Энгельсон В. ?.], П., в кн.: А. И. Герцен, Полн. собр. соч. и писем, под ред. М. К. Лемке.т. 6, П., 1919, с. 502–19; Семевский В. И., М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы, ч. 1, М., 1922; Бешкин Г., Идеи Фурье у П. и петрашевцев, М.–П., 1923: Берви-Флеровский В., Записки революционера-мечтателя, М.–Л., 1929, с. 12–19; Никитина Ф., Обществ.-политич. и филос. взгляды М. В. Буташевича-Петрашевского, в сб.: Из истории рус. философии XVIII–XIX вв., М., 1952; Огарев Н. П., Предисл. [к сборнику "Рус. потаенная лит-ра XIX века"), в его кн.: Избр. социально-политич. и филос. произв., т. 1, М., 1952; Герцен А. И., Собр. соч., т. 1–30, М., 1954–65 (см. указат.); Записка о деле петрашевцев. Рукопись Ф. Н. Львова с пометками М. В. Буташевича-Петрашевского. Публикация В. Р. Лейкиной-Свирской, в кн.: Лит. наследство, т. 63, М., 1956; [Мартыновская В. С.], Социально-экономич. воззрения петрашевцев, в кн.: История рус. экономич. мысли, т. 1,ч. 2, М., 1958, гл. 15; Волк С. С., Петрашевцы, БСЭ, 2 изд., т. 32, [М., 1955]. В. Евграфов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Похожие термины:

  • БУТАШЕВИЧ-ПЕТРАШЕВСКИЙ Михаил Васильевич

    1(13).11.1821, Петербург - 7(19). 12.1866, Бельское Енисейского окр.) - организатор кружка молодежи ("пятниц") во 2-й пол. 40-х гг. XIX в. в Петербурге (Петрашевцы). Дворянин, сын хирурга. Окончил Александровский лицей, с