или Петр де Алиако (Petrus de Alliaco, Pierre d’Ailly) (1350, Компьень – 1420, Авиньон) – философ-номиналист, чье творчество охватывает также сферы теологии, естественнонаучных и политических теорий, канонического права, мистических учений и др. Учился в Наваррской коллегии при Парижском университете. Магистр искусств (1368), доктор и профессор теологии (1381), ректор Наваррской коллегии (1384), канцлер Парижского университета (1389); епископ Ле Пюи (1395), архиепископ Камбре (1397), кардинал (1411), папский легат в Авиньоне (после 1417). Как активный деятель Соборного движения П.А. считал, что поскольку непогрешимость есть свойство всей Церкви в целом, решения ее Генерального консилиума должны доминировать над мнением папы. Среди его главных работ: вопросы на «Сентенции» Петра Ломбардского (Quaestiones super Sententias), «Компендиум созерцаний» (Compendium contemplationis) и трактат «О душе» (Tractatus de anima). Постулируя разные уровни достоверности в процессе познания, П.А. различал так называемый «естественный свет», дающий человеку знание несомненного, и рассудок, ограниченный в возможности достичь абсолютной достоверности в силу того, что опытное познание необходимо обусловлено незыблемостью обычного хода природных явлений и, следовательно, бессильно в случае, если Бог пожелает изменить этот ход или, уничтожив все существующие вне нас предметы, сохранить в наших душах представления о них. Однако абсолютное могущество Бога (potentia absoluta) отнюдь не всегда вторгается в область Его упорядоченного могущества (potentia ordinata), где действуют естественные законы, являющиеся предметом изучения эмпирических наук. П.А. утверждал также, что подобно тому как в предметной области лишь божественная воля, а не сущность самого объекта, определяет качества последнего, в области этической ничто не может быть хорошим или плохим само по себе, но является таковым по той причине, что Бог пожелал, чтобы оно таким было. Кроме того, П.А. занимался реформой календаря; благодаря книге «Образ мира» (Imago mundi), служившей непререкаемым авторитетом для Х. Колумба, он внес косвенный вклад в открытие Америки; в «Согласовании астрономии и теологии» (Concordantia astronomiae cum theologia) им был предсказан приход Антихриста в 1789. Самым известным его учеником был Жан Жерсон (1363– 1429).
Соч.: Imago mundi, t. 1–3 (lat. et fr.). P., 1930; Quaestiones super Sententias. Frankfurt a.M., 1960; Tractatus et sermones. Frankfurt a.M., 1971; Conceptus et insolubilia. Dordrecht, 1980. Лит.: Bernstein, A.E. Pierre d’Ailly and the Blanchard Affair. Leyde, 1978; Kennedy, L. Peter of Ailly of the Harvest of Fourteenth Century Philosophy. L., 1986; Meller, B. Studien zur Erkenntnislehre der Peter von Ailly. Fribourg, 1954; Oakley, F. The Political Thought of Pierre d’Ailly. New Haven, 1964. А.М. Шишков