(пал. Petakopadesa - «Наставление в [истолковании] канонических текстов») - экзегетическое руководство тхеравадинских абхидхармистов, приписываемое ученику Будды Махакаччане, но составленное скорее всего в 1 в. до н.э. Этические понятия «П.» представлены в контексте объяснения методов истолкования текстов Палийского канона. Так, в гл. 4 рекомендуется координировать «неблагоприятные» понятия с «благоприятными», но отмечается, что не во всех случаях это возможно.
В качестве примера приводится понятие «дружба», к-рое не находится в отношении взаимоотрицания с понятием «вожделение». А в таком каноническом пассаже гл. 5, как: «Живые существа «загрязняются» вследствие определенной причины или условия... и «очищаются» также вследствие определенной причины или условия», причины и условия предлагается интерпретировать в ракурсе трех аспектов «пути» (magga): нравственного поведения (см. Шила), медитативного сосредоточения и «мудрости».
В этой же главе рекомендуется интерпретировать канонические пассажи с учетом динамических слоев - индивидуального существования (скандхи), элементов познавательного процесса (дхату), чувств, способностей, истин и зависимого происхождения состояний индивидуального существования (пратитьясамутпада).
В качестве примера приводится слой ощущений (vedana); последние составляют основу желания, ненависти и «ослепления» (см. До- ши, Клеши) и классифицируются далее, как: а) доставляющие удовольствие, б) доставляющие страдание и в) «нейтральные». Все три варианта сопоставимы и связаны с первой из «четырех благородных истин» — о страдании (см. Духкха).
В гл. 6 рассматривается аффектирован ность сознания (kilesa), к-рая соотносится с девятью дурными «корнями» сансарного существования (см. Лкушала). Среди них после неправильных взглядов и жажды становления и перед четырьмя «искажениями» перечислены желание, ненависть и «ослепление». Возможности избавления от этой аффектированности соотносятся с противоположностями этих дурных «корней», в числе к-рых отсутствие желания, ненависти и «ослепления». Четыре «колеса», на к-рых можно покинуть сансарное существование, соответствуют проживанию в благоприятном месте, посещению «благородных», правильно поставленной самодисциплине, а также аккумуляции «заслуги» (см. Пунья).
В той же главе описываются девять последовательных медитативных достижений, в т.ч. четыре классические стадии созерцания - дхьяны (на первой стадии присутствуют и интеллектуальная активность, и положительная эмоциональность; на второй интеллектуальная активность «снимается»; на третьей «снимается» и эмоциональность; на четвертой предполагаются безэмоциональная «собранность» и «покой»), четыре «сверхсозерцания» и полное «прекращение» (nirodha). Первая медитативная стадия - отторжение семи «препятствий»: чувственные удовольствия (препятствуют видению «нечистоты» сознания), злонамеренность (препятствует дружественности), инертность (препятствует подлинному успокоению), сонливость (препятствует притоку энергии), возбужденность (препятствует спокойствию), раскаяние (препятствует безмятежности), растерянность (препятствует обретению мудрости). Различаются и семь типов лиц, к-рым трудно преодолеть пять препятствий для вхождения в медитативные состояния: подверженные желанию, ненависти, «ослеплению», желанию и ненависти одновременно, желанию и «ослеплению», ненависти и «ослеплению» и всем трем «корневым аффектам». Лит.: Bond G.D. Petakopadesa // Encyclopedia of Indian Philosophies. \fol. VII / Eds. K. H. Potter, RE. Buswcll, PS. Jaini, J.R. Reat. Delhi: Motilal Banarsidass, 1996. P. 381-401. В.К.Шохин