ПЕРВОПРИЧИНА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Первопричина
в схоластике и в новоевропейской философии Бога нередко называли первопричиной мира. У Бонавентуры причиной творения является Божественное совершенство; действуя (в творении) вне Себя, Бог ничего не теряет от Своей сущности, как и не добавляет к ней. В томизме, однако, Бог рассматривается как Первопричина существования вещей: Бог-Творец дарует вещам существование и не является их причиной в смысле Г. Лейбница и И. Канта. «Бог – это в такой же мере первопричина, как и последнее основание сущего, а вещи могут быть познаны лишь из своих причин и оснований» (Г. Лейбниц). И. Кант настаивал, что причинно-следственные отношения непригодны для понимания отношений Бога и мира: Бог дает миру смысл и охватывает его спасающей любовью, Он – Сверхпричина.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ПЕРВОПРИЧИНА

- в схоластике и в новоевропейской философии Бога нередко называли первопричиной мира: у Бонавентуры причиной творения является Божественное совершенство; действуя (в творении) вне Себя, Бог ничего не теряет от Своей сущности, как и не добавляет к ней. "Бог - это в такой же мере первопричина, как и последнее основание сущего, а вещи могут быть познаны лишь из своих причин и оснований" (Г.Лейбниц). И.Кант настаивал, что причинно-следственные отношения непригодны для понимания отношений Бога и мира: Бог дает миру смысл и охватывает его спасающей любовью, Он - Сверхпричина. В томизме, однако, Бог рассматривается как Первопричина существования (esse) вещей: Бог-Творец дарует вещам существование и не является их причиной в смысле Лейбница и Канта.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ПЕРВОПРИЧИНА
в трех западных религиях Бог: Элохим, Бог Отец, Аллах, — который сначала создал мир духов, а затем, после отпадения Люцифера, материальный мир и человека. Бог создал мир из ничего, а человека «по образу и подобию» своему из глины и вдохнул в него душу. Древнеиндийский Брахма-Творец (Прад-жапати — «господин творения») трактуется как единственный, охватывающий все существа. Согласно мифологии, существует семь Праджапати — предков или создателей человечества. Три бесплотных носят название «арупа», а четыре обладающих телом являются предками адамических рас. В других религиозных и мистических системах им соответствуют семь (включая Ахура Мазду) божественных сил или шесть ангелов во главе с Ахура Маздой, семь Духов или Ангелов во главе с Михаилом, семь Ангелов Присутствия у римских католиков, а также Строители (Космократоры) у гностиков. В маздеизме также известно семь или десять прародителей, соответственно семи или десяти сефиротам Каббалы. Эти семь эманаций Амашаспанд символизируют святость, благую мысль, истину, власть, благочестие, целостность и бессмертие. В ведической и индуистской мифологиях Вишвакарман, «Творец всего», является божественным Творцом Вселенной, созидателем и поэтом, всевидящим мудрецом и повелителем речи. Подобно Адаму, он дает всему имена. Тваштар, Вишварупа, в древнеиндийской мифологии — Демиург, творец всех существ и форм, третий сын Брахмы, вышедший из его уст, один из десяти прародителей человечества, посредник между богами и людьми. В свою очередь, Брихаспати — «дитя неба и земли», «первенец великого света», рожденный Вишварупой, — сотворил из ничего богов, став покровителем жертвоприношений и создателем поэтических размеров. Ахтарван Ангирас в ведической и индуистской мифологиях расценивается как родоначальник класса полубогов ангирасов. И наконец, Бхригу несет в себе сефирот — десять эманаций божества. В египетском пантеоне первопричиной творения является Птах, порожденный, но не рожденный Нефом. Самопорожденный Птах — это египетский Логос и Демиург. Он отец не только богов мистерий — кабиров, но и зачатого солнечным лучом священного быка Аписа. В одном аспекте он выступает как самосотворенная субстанция, Свабхават, а в другом — как мудрость «Первого разума» и «Божественная мудрость» — Махат. Аналогично самопорожденный Амон-Ра, один из великих богов Египта и владыка неба, трактуется как сокрытый, тайный бог, владыка миров и престолов земли, владыка истины, отец богов, создатель человека и зверей. Он также повелитель Бытия, своим огненным глазом породивший добро. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
138.18 кб

2006. 04. 032. Гранада М. А. Аристотель, Коперник, бруно: центральность, первопричина движения и пре

Сычев Ю. Ф., Яковлев В. А.

Похожие термины:

  • ПЕРВОПРИЧИНА, ПЕРВООСНОВА

    религиозно-философское понятие, распространяющее причинную обусловленность всех конечных природных процессов на мир в целом: раз эти процессы имеют свои причины, то должна быть причина появлени