культурные герои, считавшиеся родоначальниками народа, племени и т. п.
В отличие от непосредственных предков, деятельность Первопредков относилась к мифическим временам первотворения. Наиболее архаичны образы тотемных П. (Байаме у австралийцев и др.), часто имеющих зооморфный и зооантропоморфный облик (см. Тотемические мифы). Этот облик часто сохраняли герои этногенетических мифов (мифов о происхождении народа): ср. предка монголов Борте-чино («Сивый волк»), рождение П. в китайской мифологии — Чжуапъсюя от радуги-дракона (Радужный змей — типичный образ II. у австралийцев и многих др. народов Азии и Океании), прародителей Фу-си и Нюйва в полузмеином обличье и т. п. В ряде африканских традиций П.— демиург (см. Мулунгу, Мупуру, Ункулункулу и др.).
В роли Первопредков мог выступать также первочеловек — Maну в индийской традиции (в отличие от своего брата Ямы, первого умершего, царя предков), иранский Гайомарт (Йима), библейские прародители Адам и Ева и т. д.
Традиционный сюжет гибели первого мифического поколения людей (великанов и т. п.) связан с мотивом спасения Первопредков — Ноя в библейской мифологии (ср. Фу хай у ман и т. п.), чьи сыновья Сим, Хам и Иафет стали родоначальниками всех народов мира (ср. в иранской традиции трех сыновей Траэтаоны, трех сыновей Таргитая, трех П. в мифах ньоро — см. Руханга). Мотив трех II.— генеалогических героев — оставался характерным длт легендарных этногоний и генеалогий вплоть до средневековой эпохи: ср. Кия, Шекн и Хорива, генеалогических героев полян и т. п. Характерны представления о П.— эпонимах страны или народа (Хайк у армяк. Рому л у римлян, Огуз-хан у огузов), эпических героях (Джавгар, Гесер и др.), патриархах (праотцах).
Промежуточное положение между Первопредками — культурными героями — и предками, особенно царского рода, занимают основатели династий и государств, образы которых связаны с переходом от мифа к истории: ср. пять мифических государей П. У Ди у китайцев, Рюрик, Сикеус и Трувор в русской традиции, Ким Алъдою. у корейцев, Чипгис-хан (чей род был возведен к Борте-чино) у монголов и т. д. В качестве П., особенно царских родов, могли изображаться божества.
0.00 байт
Культурная археология идеи сверхчеловека в образе человеческого первопредка
В статье реконструируются наиболее архаические основания, легшие в основу формирования идеи сверхчеловека.