перводвигатель (бог как перводвигатель)
перводвигатель (бог как перводвигатель)
важное понятие онтологии, преимущественно религиозной или деистической (см. Деизм). Понятие п. Впервые появилось в телеологии аристотеля для обоснования и придания цельности более-менее динамической картине мира (см. Учение о четырех причинах). В роли такого п. Выступал бог – чистая форма и потому чистая действительность (за наличие в объекте чего-то возможного «отвечала» его материальная составляющая, которой бог как высшее совершенство был, естественно, лишен). Поскольку движение, по аристотелю, это переход из возможности в действительность, то бог является неподвижным. Но миру в целом нужен, как и любой вещи, источник его движения (физическая и общефилософская «догма аристотеля» - все движимое движется чем-то иным), очевидно, сам неподвижный, следовательно, нематериальный, следовательно, речь идет о том же самом боге. Отсюда следует главная проблема теологии и телеологии аристотеля – как нечто неподвижное может двигать чем-то, тем более всем мирозданием (которое, впрочем, так же вечно, как и сам этот п.), если не способно непосредственно сообщить ему энергию движения, как мы видим в случае конкретных материальных тел? Ответ аристотеля изящен – бог движет миром как предмет любви (и, кроме того, как предмет мысли в случае человека). Бог не испытывает никакой любви ни к чему и не может ее испытывать в принципе по определению. Ведь любовь к чему-то – стремление восполнить собственную недостачу этого, стремление, присущее кому-то или чему-то хоть в каком-то аспекте несовершенному, неполному, но бог – это абсолют, всеполнота, законченное совершенство, которому не может недоставать ничего. И именно поэтому все сущее «любит» бога, стремится к нему, то есть пытается уподобиться ему через реализацию хотя бы каких-нибудь имманентно заложенных возможностей. Бог как п. Движет самим фактом своего существования. В теологии фомы аквинского учение о боге как о п. Составляет суть одного из пяти доказательств бытия этого бога, причем речь о неподвижности уже не идет (кроме того, признается, что бог есть любовь). В деизме понятие п. Использовалось для объяснения возникновения в мире исходного количества движения (бог – творец, но не промыслитель), для объяснения «первотолчка» и «запуска в действие естественных законов природы».
Источник: Краткий философский глоссарий