ПЕРСЕЙ ИЗ КИТИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПЕРСЕЙ из Кития
ок. 300 — ок. 243 до н. э.) — греческий философ-стоик, ученик и воспитанник Зенона Китайского (по одной из версий, был его рабом). Долгое время жил при дворе Антигона Гоната и был назначен комендантом Коринфа (где, возможно, погиб). От его сочинений, посвященных преимущественно политике, этике и теологии («О царской власти», «Спартанское государственное устройство», комментарий на «Законы» Платона, «Беседы», «Застольные рассуждения», «Этические чтения», «О богах» и др. — всего 14 названий) сохранились незначительные фрагменты, которые не позволяют судить об особенностях позиции Персея по основным вопросам. Считал, видимо, что традиционные боги возникли в результате обожествления полезных для человечества вещей или их изобретателей (SVF 1448). Фрагм.: SVF 1435—462; Столяров. Фрагменты I, с. 151—159. Лит.: см. к ст. Стоицизм.
А. А. Столяров

Источник: Новая философская энциклопедия

ПЕРСЕЙ ИЗ КИТИЯ

(ок. 300 - ок. 243 до н. э.), стоик, ученик и воспитанник Зенона из Кития (согласно господствующей версии, был его домашним рабом - D. L. VII 36; Athen. IV, 162b). Долгое время жил при дворе Антигона Гоната и был назначен комендантом Коринфа (где, возможно, погиб) (Pausan. II 8, 4; Plut. Arat. 18; 23). От сочинений П., посвященных преимущественно политике, этике и теологии, - «О царской власти» (???? ?????????), «Спартанское государственное устройство» (???????? ????????), комментарий на «Законы» Платона в 7 кн., «Беседы» (?????????), «Этические чтения» (?????? ??????), «О видах любви» (???? ??????), «О супружестве», «О богах», «О нечестии», «Застольные рассуждения» (?????????? ????????; неоднократно цитируются Афинеем), «Полезные изречения» и др. (всего известны 14 названий) - сохранились незначительные фрагменты. В большинстве отношений П., видимо, следовал учению Зенона; о собственных его взглядах известно очень мало. П. полагал, в частности, что традиционные боги возникли в результате обожествления полезных для человечества вещей или их изобретателей («О богах»; SVF I 448), с похвалой отзывался о законодательстве Ликурга («Спартанское государственное устройство»; I 454), и, возможно, допускал, что мудрец тоже может ошибаться и поддаваться страстям (I 449; 461). Комментарий П. к «Законам» показателен как свидетельство его интереса к Платону, что более характерно для периода Средней Стой, но необычно для Ранней Стой (кроме П. комментирующие и полемические сочинения о Платоне писал только Хрисипп, ср.: SVF III 157; 288; 313; 455). Фрагм.: SVF I 435-462. Рус. пер.: СТОЛЯРОВ, Фрагменты. Т. I, 1998. См. общ. лит. к статье Стоицизм. А. А. СТОЛЯРОВ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь