Под этими словами обыкновенно разумеются открытия в конце семидесятых годов нынешнего [XIX] столетия развалин колоссального жертвенника, сооруженного в пергамском акрополе царем Евменом II (196–157) и посвященного Зевсу в память победы, одержанной названным государем над галлами, и фрагменты скульптурных произведений, украшавших этот жертвенник. Почин в деле открытия этих памятников искусства был сделан немецким инженером Гуманом, который по поручению турецкого правительства прибыл в 1864 г. в деревню Бергамо – пункт, где находилась столица древнего Пергамского царства, – для устройства в той местности мостов и дорог. Систематические раскопки Пергама были, однако, предприняты лишь в сентябре 1878 г., когда Гуману удалось убедить германское правительство в важности исследования открытых развалин. Раскопки продолжались до марта 1880 г. В настоящее время благодаря предложенной немецким архитектором Рихардом Боном реставрации Пергамского жертвенника мы можем составить себе ясное понятие о виде и размерах этого памятника.
Пергамский жертвенник представлял собой обширное квадратное сооружение, каждая сторона которого имела до 70 м длины. Нижняя его часть состояла из массивной стены высотой в 5 м, поставленной на три мраморные ступени и обрамленной сверху и снизу карнизом. С южной стороны в нее врезалась широкая лестница, которая вела на обширную платформу, где в центральной части, по всей вероятности, и помещался сам жертвенник. С трех сторон платформы шел портик ионийского стиля, украшенный внутри скульптурным мраморным фризом в 1,74 м высотой, с изображением сцен из древнейших преданий Пергамского. героического цикла, главным действующим лицом которого является Телеф, сын Геракла. Нижние стены здания, составлявшие его базу, не исключая и частей, которые соприкасались с лестницей, были покрыты непрерывным рядом рельефов высотой в 2,75 м, сюжет которых заимствован из сказаний о борьбе богов с гигантами (гигантомахии).