ПЕРЕХОДНЫЕ ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ

Найдено 1 определение
ПЕРЕХОДНЫЕ ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ
понятие, характеризующее одну из базовых методологий анализа всемирной истории и культуры с точки зрения смены отдельных стадий общественно-экономического развития. Проблема П. п. тесно связана с выработанной К. Марксом (1818— 1883) теорией общественно-экономической формации как общества, находящегося «на определенной ступени исторического развития», что явилось важным вкладом в выработанную европейской мыслью концепцию общественного прогресса, основанную на принципе единства истории и культуры всего человечества. Понятие П. п. оказалось связано с идеями преемственности и детерминизма, т.е. признания в качестве решающего фактора исторического развития причинно-следственных связей и зависимостей, которые определяют социально-экономические отношения, отношения между людьми и направленность их деятельности. Поэтому через понятие П. п. была обоснована и теоретически осмыслена общая линия движения цивилизации от первобытной эпохи, Древнего мира (Египет, Двуречье, Индия, Китай), греко-римской античности к средневековью и через эпоху Возрождения к Новому и Новейшему времени — периоду становления и развития капиталистической цивилизации. В связи с этим в истории и в теории культуры выработался довольно устойчивый перечень переходных периодов, означающих завершение одной общественно-экономической формации или культуры и начало, становление другой. Напр., таким переходным периодом считаются I—VIII вв. н.э., время кризиса Римской империи, «великого переселения народов», формирования средневековой феодальной Европы, Арабского Халифата, Византии, Киевской Руси, становления христианства и ислама как мировых религий. С другой стороны, традиционным примером П. п. является эпоха Возрождения, которая, как и античная культура, во многом определила развитие западного типа цивилизации в Новое время. Широко известна также точка зрения Маркса, который отстаивал идею о том, что капиталистическая формация, пройдя все этапы своего развития от зарождения до зрелости, закономерно должна достичь новой коммунистической стадии через определенный П. п., социалистическую стадию. В отечественной науке теория П. п. была разработана отечественным историком ак. Н.И. Конрадом (1891—1970), который в кн. «Запад и Восток» (1968) продемонстрировал необходимость глубокого изучения неевропейских цивилизаций для выявления общих исторических и культурных процессов, характеризующих всю человеческую цивилизацию. Так же как К. Ясперс (1883—1969) — автор теории «осевого времени», Конрад в качестве важнейшего выделял духовный импульс социокультурных перемен и рассматривал переходные эпохи как «революции умов». Конрадом было обосновано всеобщее значение культуры эпохи Возрождения не только для Западной Европы, но и для Востока. Опираясь на достижения отдельных научных культурно-исторических школ, плодотворно развивая идею о мировой всеобщности культур Запада и Востока, Конрад указал на методологический смысл фактора П. по линии Древность — Средние века — Новое время. Анализировал их с точки зрения взаимодействия во времени, он утверждал, что «конец одного большого этапа вливается в начало другого; начало нового этапа вытекает из последней стадии прежнего». Согласно этой концепции П., наиболее «чистые» и гармоничные формы культура приобретает в средний период той или иной большой эпохи. Наряду с этим с точки зрения Конрада, в качестве П. п. могут рассматриваться рубежи отдельных веков — переломные моменты в общественной жизни и культуре отдельных государств или регионов. Таким значительным в социокультурном отношении рубежом можно считать конец ХVI— нач. ХVII в., отмеченные завершением Возрождения и развитием на этой основе новых явлений в общественной, научной, культурной и духовной сферах. Общепризнанной переходной эпохой является конец XVIII—нач. ХIХ в., время завоевания Америкой своей независимости, а также трагических событий Французской революции, что вместе взятое приобрело общемировое значение. В свою очередь, конец ХIХ — первые десятилетия ХХ в. оценивались европейской философской мыслью (см., напр., Фр. Ницше, О. Шпенглер) как период глубокого общественного и духовного кризиса капиталистической цивилизации, что выразилось, в частности, в революционных событиях 1917—1918 гг. в России и Германии. Очевидно, что признаками П. обладали и последние десятилетия ХХ в., отмеченные новым этапом радикальных преобразований в области компьютерных технологий, коммуникационных и информационных систем, глобализацией социально-экономических и экологических процессов, кризисом социалистической цивилизации тоталитарного типа, обострением национально-этнических проблем вплоть до распада многонациональных государств (Югославия, CCCР).

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.