ПЕРЦЕВ Александр Владимирович

Найдено 1 определение
ПЕРЦЕВ Александр Владимирович
(р. 6.8.1954) — спец. в обл. истории заруб, филос. XIX-XX вв., истории полит, идей, переводчик филос. литературы; д. филос. н., проф. Р. в Нижнем Тагиле. Окончил филос. ф-т Уральского гос. ун-та (1976). С 1976 по наст. вр. работает на филос. ф-те того же ун-та: асе, ст. преп., доц., проф.; с марта 1995 — декан, с 2004 — проректор. Канд. дисс. — «Противоположность диалектико-материалистических и философско-антропологических принципов социального познания» (1981); докт. дисс. — «Пролетарский позитивизм: политическое инобытие философии» (1992). Д. ч. РАЕН (1998). Исполнительный директор 2-го Рос. филос. конгресса (Екатеринбург, 1999). Вицепрезидент РФО (1999). Почетный работник высшего образования (2005). Уже в канд. дисс, посвященной иссл. филос. антропологии в ФРГ, П. изучал «инобытие» филос. в жизни об-ва, воплощение филос. идей в политике и культуре. В монографии 1990 («Австромарксизм, позитивизм и рабочее движение», в соавт.) впервые показана социалистическая ориентация представителей «второго позитивизма» и Венского кружка. В работе «Типы методологий историко-философских исследований» (1991) осн. течениям в филос. поставлены в соответствие разл. типы жизненных стратегий человека. В работах П. обосновывается представление об истории филос. как антропологич. и гуманистически ориентированной дисциплине, предметом, изучения к-рой выступают не идеи, а люди и их отношения. Философствование — лишь одна из составляющих жизни мыслящего человека, неотрывная от др. и всегда переплетающаяся с ними. Вся филос, включая онтологию и гносеологию, есть специфическое обоснование и оправдание жизненной стратегии мыслителя, несущее на себе отпечаток его индивидуальности. В то же время филос. учение есть выражение индивидуально-неповторимого отношения мыслителя к нар. менталитету. Онтол. и гносеол. образы всегда выражают и это отношение. Ментальность народа должна не конструироваться умозрительно, а воссоздаваться с помощью особых методик; на документальной основе. П. отстаивает понимающий метод в историко-филос. иссл., в поел. вр. применяемый им для изучения ментальной истории России и проблем толерантности. Переводы П.: Ясперс К. Философская автобиография // Западная философия: Итоги тысячелетия. Екатеринбург; Бишкек, 1997; Брюнинг В. Философская антропология // Там же; Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург, 2001; работы К. Барта, Ю. Мольтмана, Д. Бонхеффера // В сб.: Западная теология XX века: Избранные тексты. Екатеринбург, 2001.
Соч.: Герменевтика, плюрализм и неофрейдизм // Герменевтика: История и современность. (В соавт.). М., 1985; Австромарксизм, позитивизм и рабочее движение. (В соавт.). Екатеринбург, 1990; Позитивистский социализм, или судьба одной утопии. (В соавт.) // Общественные науки. 1990. № 4; Типы методологий историко-философского исследования. Екатеринбург, 1991; Западный университет: философия жизни и философия образования // Урал. 1991. № 4; Врачующая философия К. Ясперса // Западная философия: итоги тысячелетия. Екатеринбург; Бишкек, 1997; Н. Гартман: немецкий рационализм после Канта и Гегеля // Там же; Философия толерантности // Толерантность и ненасилие: Теория и международный опыт. Екатеринбург, 2000. Ч. 2; Философия как веселая наука // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2000. № 3; Джон Локк: портрет толерантного человека на интеллектуальном фоне эпохи // «Послание о веротерпимости» Джона Локка: Точки зрения. Екатеринбург, 2002; Жизненная стратегия толерантности: проблема становления в России и на Западе. Екатеринбург, 2002; Сова Минервы над муравейником. (В соавт.). Екатеринбург, 2003; Душа в дебрях технологий. Екатеринбург, М., 2004; Наука поступать. Екатеринбург, 2005; Почему Европа не Россия. М., 2005; Фридрих Ницше у себя дома: Опыт реконструкции жизненного мира. М., 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009