ПЕЙН Томас

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПЕЙН Томас
1737 1809) идеолог англо-амер. Просвещения, участник франц. и амер. бурж. революций 18 в., представитель бурж. свободомыслия. Обосновывая неотъемлемое прано народа па ниспровержение тиранич. обществ. институтов (франц. абсолютизма, брит. колониальной системы, рабства в Америке), П. резко критиковал церковь и все мир. религии как идейно-политич. формы поддержания тирании, разоблачал библ. мифологию как плод невежества, заблуждения и прямого обмана. Нередко П. поднимается до прямых атсистич. выводов, однако сто критика религии не была последовательной. Гл. антирелиг. соч. - «Век разума» (1794-.1795).

Источник: Атеистический словарь

Пэйн Томас
(Paine, Thomas, 1737- 1809) - деист и американский революционер. Пэйн родился в Англии в семье квакеров; в 1774 г. он эмигрирует в Америку, где становится ведущим агитатором Американской революции. Его книги «Здравый смысл» (Common Sense, 1776) и «Права человека» (The Rights of Man, 1791-1792) - это страстный призыв к демократическому республиканству, а «Век разума» (The Age of Reason, часть первая: 1794; часть вторая: 1796), написанная во французской тюрьме для революционеров, являет собой сокрушительный удар по религиозному вероучению. Пэйн - мыслитель, которым многие пренебрегали - стал предшественником современных кри- [ тиков религии, в том числе Людвига Фейербаха (1804-1872), [ Карла Маркса (1818-1883) и Зигмунда Фрейда (1856-1939). Его скептицизм оказал большое влияние на человечество, начиная с Джозефа Смита (1805-1844) и заканчивая преподавателями методистских воскресных школ Англии, которые, прочитав его книги, потеряли веру. Внимательное изучение произведений Пэйна показывает, что он, кроме всего прочего, содействовал распространению религии природы, впоследствии трансформировавшейся в неоязычество (Джек Фрухтман Мл. «Томас Пэйн и религия природы» (Jack Fruchtman Jr., Thomas Paine and the Religion of Nature, 1993)).

Источник: Новые религиозные движения.

ПЕЙН Томас
(Pain, 1737-1809) америк. просветитель-демократ, деист, активный участник бурж. революций XVIII в. в Сев. Америке и Франции. Свои филос. и антирелиг. взгляды П. изложил в «Веке разума» (ч. 1—2, 1794—1795) и в т. н. «Теологич. сочинениях» (статьи 1797—1809). Согласно П., мир бесконечен и материален, материя первична, а мышление вторично; природа развивается по внутренне присущим ей законам, к-рые человек может познать. Однако метафизич. материализм П. являлся родом деизма - он признавал существование бога как первопричины Вселенной и проповедовал «истинную религию» (деизм), свободную от тайн, чудес, веры в загробный мир. «Неистинные религии» - христианство и др., - по его мнению, возникли в результате обмана духовенством невежеств. людей. П. продолжал линию критики Библии, начатую Т. Гоббсом, Б. Спинозой и англ. деистами, высмеивал выдумку о божественности Христа, о его воскресении и вознесении. П. резко критиковал библ. мораль как бесчеловечную и противопоставлял ей мораль бурж. общества, к-рую пропагандировал в форме т. н. религии гуманности. Воинств. деизм П. обусловил ненависть к нему клерикалов, к-рые ставили имя П. в ряд с дьяволом, запрещали верующим читать «Век разума». В 1806 П. как автору «греховных писаний» было отказано в праве участвовать в выборах. Квакерская община запретила хоронить П. на своем кладбище. «Избр. соч.» П. изданы в русском переводе (М., 1959). Я. М. Гольдбере

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ПЕЙН Томас
29.1.1737, Тетфорд, Великобритания - 8.6.1809, Нью-Йорк), англо-амер. политич. мыслитель, философ-просветитель, революц. демократ, представитель радикального крыла амер. Просвещения. Активный участник Великой франц. революции и нац.-освободит. борьбы Сев. Америки против Великобритании. В 1776 П. анонимно издал памфлет «Здравый смысл» (рус. пер. 1959), направленный против англ. монархии и призывавший к борьбе за освобождение Америки от колон, зависимости. В политич. трактате «Права человека» (1791, рус. пер. 1959) П. выступил с обоснованием бурж.-революц. политич. принципов. Для социологич. взглядов П. характерно четкое различение общества и rocва, а также естеств. и гражд. (основанных на обществ. договоре) прав. Признавая политич. равноправие всех граждан и принцип народоправия («суверенности народа»), П. идеализировал бурж. демократию.
Осн. филос. произв. П. «Век разума» (pt 1-2, 1794- 1795, рус. пер. 1959) - воинственный антирелиг. трактат, признанный «библией амер. Просвещения». П. призывает к «революции в системе религия», решительно противопоставляя силу разума религиозным заблуждениям, знание - вере. Однако П. не был последовательном атеистом и признавал бога и бессмертие души.
Филос. позиция П. - непоследоват. метафизич. материализм. Допуская божеств. первопричину, он признает объективную реальность материального мира и непреложность царящих в нем физич. законов. П. глубоко убежден в безграничной способности человеч. разума к объективному познанию существующих вещей. За политич. радикализм и антирелиг. деятельность П. подвергался преследованиям.

Источник: Советский философский словарь

ПЕЙН Томас
29 января 1737, Тетфорд, Великобритания — 8 июня 1809, Нью-Йорк) — англо-американский философ и писатель эпохи Просвещения, участник борьбы североамериканских колоний за независимость и Французской революции 18 в. Родился в бедной семье ремесленника, получил лишь начальное образование и с 13 лет помогал отцу, став сборщиком акцизного налога на табак и алкогольные напитки. В 1772 он потерял работу, т. к. публично выступил за увеличение окладов. Оказавшись в очень трудном финансовом положении, он воспользовался советом Б. Франклина в Лондоне переехать в Америку. В 1774 прибью в Филадельфию и получил место помощника редактора газеты. В эти годы стали выходить его статьи по различным проблемам жизни в североамериканских колониях. Именно Пейн первым опубликовал идею о необходимости бороться за независимость колоний от Англии. Его знаменитый памфлет «Здравый смысл», опубликованный 10 января 1776, открыл дорогу к принятию 4 июля 1776 Декларации независимости США. Огромную роль в поддержании боевого духа участников войны за независимость сыграли 16 статей Пейна под общим названием «Американский кризис». Они были высоко оценены генералом Вашингтоном. Кроме того, Пейн стал организатором бескорыстной материальной поддержки солдат молодой американской армии, что способствовало победе американской революции. За заслуги в войне за независимость колоний Пейну была подарена ферма в Нью-Рочелле. В 1787 он вновь приезжает в Европу, где его особенно привлекают события во Франции.
В 1791 Пейн выпускает в Лондоне 1-ю часть работы «Права человека» (которая выдержала 8 изд. только в 1791), а позднее издает и 2-ю часть этой работы. Поскольку книга содержала резкую критику социальных условий в европейском обществе и выдвигала революционные планы по введению народного образования, искоренению нищеты и безработицы, ее немедленно запретили, а предложения Пейна были названы «кровавой революцией». Сам Пейн смог избежать ареста, перебравшись во Францию, где его избрали депутатом Национального Конвента. Он горячо поддержал свержение монархии во Франции, но после безуспешной попытки спасти королю жизнь был заключен революционными властями Парижа в тюрьму.
В 1794—96 Пейн публикует антирелигиозный трактат «Век разума», а в 1797 работу «Аграрная справедливость». Обе работы только увеличили круг недоброжелателей Пейна. В 1802 он возвращается в США, где к этому времени успели забыть о его заслугах. Он скончался в Нью-Йорке в 1809 и был похоронен на своей ферме в Нью-Рочелле.
Философское мировоззрение Пейна наиболее полно отражено в труде «Век разума», признанном своеобразной «библией американского Просвещения». Как и большинство просветителей, Пейн был сторонником деизма, но в его философии бог из сверхъестественного существа превратился в моральный идеал, олицетворение этических ценностей. «Я не верю в религии, — писал Пейн, — исповедуемые еврейской, римской, греческой, турецкой, протестантской церквями... Мой собственный ум — моя церковь» (Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959, с. 247/ Высшим смыслом «религиозности» Пейн считал «практическое подражание нравственной благости бога» (там же, с. 287), что с необходимостью приведет к возрождению «чистого деизма».
Соч.: The Complete Writings of Thomas Paine, v. 1-2. N. Y, 1945; Избр. соч. M., 1959; Американские просветители, Избр. произведения, т. 2. М„ 1969.
Лит.: Гольденберг Н. М.Т. Пейн. М., 1969; Aldridge A. D. Man of Reason. Phil.-N.Y., 1959.
В. Ф. Коровин

Источник: Новая философская энциклопедия

ПЕЙН Томас

(29 янв. 1737 – 8 июня 1809) – англо-амер. революц. демократ, активный участник франц. бурж. революции и войны за независимость сев.-амер. колоний против Великобритании, крупнейший представитель радикального крыла амер. бурж. философии, антирелиг. мыслитель. Род. в Англии в семье ремесленника. В 1774 с рекомендательным письмом, полученным в Лондоне от Франклина, уехал в Америку, где работал в филадельфийском журнале "Pennsylvania Magazine". Изданный им (анонимно) в 1776 политич. памфлет "Здравый смысл" ("Common sense"), содержавший критику англ. монархии и призыв к непримиримой борьбе за освобождение Америки от колониальной зависимости, сыграл огромную роль в идеологич. подготовке нац.-освободит. войны. В течение одного месяца вышли издания памфлета тиражом 120 тысяч – популярность совершенно необычайная для того времени. В годы освободит. войны П. служил в армии генерала Грина и в это время опубликовал серию из 16 боевых памфлетов под общим названием "Американский кризис" ("The American crisis"), способствовавших развитию нац. самосознания и укреплению боевого духа армии, к-рая вела тяжелую, справедливую войну. По окончании войны П. вернулся на родину, где вступил в активную идейно-политич. борьбу против англ. реакционеров, стремившихся опорочить начавшуюся франц. бурж. революцию и призывавших к ее подавлению. В 1791 в Лондоне вышла из печати первая часть политич. трактата П. "Права человека" ("The rights of man"), посвященного им первому президенту США Дж. Вашингтону. Трактат заключал в себе резкую отповедь Берку, его памфлету, враждебному франц. революции, и яркую апологию бурж.-революц. политич. принципов. Для социологич. взглядов П. характерно четкое различение общества и гос-ва, а также естеств. и гражд. (основанных на общественном договоре) прав, в числе к-рых право частной собственности. Признавая политич. равноправие всех граждан и принцип народоправия ("суверенности народа"), П. вместе с тем идеализировал бурж. демократию. Он осуждал захватнич. войны и верил, что со временем война исчезнет как средство разрушения споров между гос-вами, но оправдывал справедливую борьбу народов за независимость. П. смело боролся против колониального гнета и, один из первых в США, выступил против рабства негров. Первый тираж книги П. в Англии был сожжен, а сам он, находясь уже в то время в революц. Франции, где был встречен с триумфом, заочно осужден. Во Франции П. включился в активную революц. деятельность. Будучи выдвинут в четырех департаментах кандидатом в Конвент, он был избран в 1792 депутатом от Кале и принял участие в разработке проекта конституции франц. республики. Однако П., неверно оценивший политич. обстановку и примкнувший к жирондистам, в период якобинского господства был подвергнут тюремному заключению и провел 10 месяцев в Люксембургской тюрьме. Выйдя из тюрьмы после гибели Робеспьера, он остался верен своим революц. убеждениям и решительно выступал против термидорианской реакции. В годы пребывания во Франции П. создал свое осн. филос. произведение (вторая часть написана в люксембургской тюрьме) – воинственный антирелиг. трактат "Век разума" ("The age of reason", pt 1–2, P.–N. Y.–L., 1794–95). Трактат П. призывал к "... революции в системе религии" (см. вкн.: Избр. соч., М., 1959, с. 248), решительно противопоставляя силу разума религ. заблуждениям, знание – вере. "Все национальные церковные учреждения, – пишет П., – будь то еврейские, христианские или турецкие представляются мне не чем иным, как человеческим изобретением, предназначенным для того, чтобы запугивать и порабощать человечество, монополизировать власть и доходы" (там же, с. 247). П. не был атеистом, признавал бога и бессмертие души, однако, в отличие от англ. деистов, его деизм не являлся мягкой и удобной формой преодоления религии, а имел непримиримый, боевой характер, близкий по духу к франц. материализму. Он отвергал достоверность мифов "Священного писания", уподобляя их измышлениям Гомера и басням Эзопа и противопоставляя им подлинные истины, подобные изложенным в геометрии Эвклида. Подвергнув обстоятельной критике книги Ветхого и Нового завета, П. приходил к обоснованному выводу, что все их содержание "обман и подделка" (см. тамже, с. 380). Он доказывал не только полную несовместимость библейских россказней с требованиями разума, но и с требованиями морали. "Итак, – заключал П. свой анализ, – я прошел через всю Библию, как человек с топором проходит лес, валя деревья. Вот они лежат..." (там же, с. 347). Филос. позиция самого П. – непоследовательный метафизич. материализм. Допуская божеств. первопричину, он твердо уверен в объективной реальности материального мира и в непреложности царящих в нем вечных физич. законов, не допускающих никаких чудес. П. глубоко убежден в безграничной способности человеч. разума к объективному познанию существующих вещей: "Человек не может создать эти принципы (существования вещей. – Ред.); он может только открыть их" (там же, с. 269). В 1802 П. вернулся в США. Его политич. радикализм и особенно антирелиг. деятельность вызвали недоброжелательное к нему отношение и даже преследования со стороны правящих кругов амер. буржуазии. Соч.: The writings, v. 1–4, ?. ?., 1894–96; The complete writings, ed. Ph. S. Foner, v. [1–2], N. Y., [1945]. Лит.: История философии, т. 2, [M.], 1941, раздел 5; Баскин М. П., Философия амер. просвещения, М., 1955; Воронов В. В., Социологич., социально-политич. и филос. взгляды Т. П., в кн.: Труды кафедры обществ. наук [Пермский гос. медицинский ин-т], вып. 1, т. 2, Пермь, 1959; его же, Прогрессивные тенденции социологич. воззрений Т. П., "ФН" (НДВШ), 1959, No 3; его же, Т. П. – враг войны и колониализма, "ВИМК", 1960, No 3; Гончаров Л. Н., Общественно-политич. идеи Т. П., Фрунзе, 1959; Громаков Б. С., Политич. и правовые взгляды Т. П., М., 1960; Гольдберг ?. ?., Критика религии Т. П., в сб.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, [т.] 4, М.–Л., 1960; его же, Свободомыслие и атеизм в США. XVIII – XIX вв., М.–Л., 1965, гл. 4; Сабиров Х. Ф., Амер. просветители и их совр. фальсификаторы, в сб.: Критика совр. бурж. философии и социологии, М., 1961; его же, Социальная философия амер. просветителей и ее значение в coвp. идеологич. борьбе в США, М., 1961. (автореф. дисс); Паррингтон В. Л., Основные течения амер. мысли, т. 1, М., 1962; Conway M. D., The life oi Th. Paine, v. 1–2, N. Y., 1892; Fay В., L´esprit r?volutionnaire en France et aux ?tats-Unis ? la fin du XVIII si?cle, P., 1925; Best M. ?., Th. Paine, prophet and martyr of democracy, ?. ?., [1927]; Morais H. M., Deism in eighteenth century America, N. Y., 1934; Pearson H., T. Paine, friend of mankind, N. Y.–L., 1937; Woodward W. ?., T. Paine, N. Y., 1945; Aldridge A. O., Man of reason. The life of Th. Paine, Phil. – N. Y., [1959]; Aptheker H., The American revolution, N. Y., 1960; Fennessy R. R., Burke, Paine and the rights of man, The Hague, 1963. Б. Быховский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.