ПЕГИ Шарль

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПЕГИ Шарль
7 января 1873, Орлеан — 5 сентября 1914, Вийеруа) — французский философ, поэт, публицист. Образование получил в Высшей нормальной школе и в Сорбонне. Убит в чине лейтенанта в битве на Марне. Считал себя учеником Бергсона, испытал влияние Паскаля, Леруа, Ламенне. В начале своей литературной и философской деятельности находился под воздействием социалистических идей; в 1900 основал журнал «Cahiers de la Quinzaine» (Двухнедельные тетради), в котором сотрудничали Ж. Жорес, Р. Роллан, Д. Галеви и др. Пеги называют бергсонианцем христианства: он воспринял бергсоновское учение о длительности и тезис о духовном начале мира, идеи о непосредственной интуиции и истине, памяти и времени. Особое -значение он придавал понятию «длительность», опираясь на которое обосновывал необходимость временного воплощения бесконечного духа, «человеческого присутствия Христа». К социалистическим идеям шел от утопизма Фурье; его идеалом было гармоническое общество, где существует истинный культ труда, где все трудятся в святости и радости; историческое движение сродни воплощению замысла художника, поэтому историк в своем познании должен опираться на искусство, «ученый и художник должны объединиться». При этом Пеги был сторонником «внутренней революции», понимая ее как моральное, интеллектуальное, религиозное совершенствование каждого отдельного человека, ведущее к коренному преобразованию человеческого общества в целом. Многие идеи Пеги легли в основу французского персонализма.
Соч.: Oeuvres completes, t. 1-20. P., 1916-55; Note sur M. Bergson et la philosophie bergsonienne. P., 1914; Notes politiques et sociales. P., 1957.
И. С. Вдовина

Источник: Новая философская энциклопедия

ПЕГИ Шарль

(7 янв. 1873 – 5 сент. 1914) – франц. философ-мистик, поэт и публицист. В ранние годы писал под псевд. Pierre Baudouin и Pierre Deloire. Род. в Орлеане в семье бедных ремесленников. Образование получил в Высшей нормальной школе и Сорбонне. Убит в чине лейтенанта в битве на Марне. Испытал влияние философии Паскаля и особенно Бергсона (учеником к-рого себя считал), а также Леру и Ламенне. П. написал две филос. работы: "Заметки о Бергсоне и бергсоновской философии" ("Note sur M. Bergson et la philosophie bergsonienne", P., 1914), в к-рой подчеркивает исключительную для него ценность бергсоновской трактовки "свободы" и "реальности", и "Обобщенные заметки о Декарте" ("Note conjointe sur Descartes", P., 1924). П. известен больше как публицист и поэт. Широкую популярность творчество П. получило после его смерти, особенно в годы 2-й мировой войны и Сопротивления. В поэзии П. преобладают героич. и религиозно-мистич. тона, своеобразно сочетающиеся с социалистич. убеждениями. Эти идеи нашли наиболее полное выражение в драме "Жанна д´Арк" ("Jeanne d´Arc", P., 1897) и ее более позднем, расширенном варианте – "Мистерия о милосердии Жанны д´Арк" ("Le myst?re de la charit? de Jeanne d´Arc", P., 1910), где П. создает возвышенный образ героини и святой, в то же время сохраняя в ее облике реалистич. черты трудолюбивой франц. крестьянки. Религиозно-мистич. пафосом проникнуты и наиболее известные сборники его стихов "Ковер святой Женевьевы и Жанны д´Арк" ("La tapisserie de Sainte-Genevi?ve et de Jeanne d´Arc", P., 1912), "Ковер Богоматери" ("La tapisserie de Notre Dame", P., 1913) и поэма "Ева" ("Eve", P., 1913). В начале своей лит. деятельности П. находился под влиянием социалистич. идей и сам называл себя социалистом. В 1895 он организует в Орлеане социалистич. группу – "Groupe d´?tudes sociales d´Orlean". В 1897 в журн. "Revue socialiste" (No 152) выходит его первая статья "О социалистич. гос-ве" ("De la cit? socialiste"). Как представитель левой публицистики он активно выступал в рядах защитников Дрейфуса. В 1898 П. открыл в Париже книжную лавку "Librairie socialiste", в 1900 основал журн. "Cahiers de la Quinzaine" ("Двухнедельные тетради"), в к-ром сотрудничали Ж. Жорес, Р. Роллан, А. Сюарес, Д. Галеви и др. и где сам П. опубликовал почти все свои работы. "Тетради" проповедовали интернационалистич. идеи и братство народов. Позднее, утвердившись на позициях религ. мистицизма, П. использует журнал для борьбы против антиклерикального социализма и ортодоксального католицизма. П. шел к социализму не от учения Маркса, а от утопизма Фурье. Он мечтал о создании гармоничного гос-ва как высшей стадии организации общества, путь к к-рому лежит через социалистич. гос-во как его необходимый этап. Однако "социализм" П. неразрывно связан с его религиозно-мистич. мировоззрением. Борьба П. против политики и офиц. церкви за религию без компромиссов, против мира денег за гармоничное гос-во легли в основу совр. франц. персонализма и оказали большое влияние на главу этого течения Мунье. Соч.: Oeuvres choisies. 1900–1910, [4 ?d., P., 1915]; Oeuvres compl?tes, t. 1–20, P., 1916–55; Lettres et entretiens, [t. 1], P., [1954]; Une amiti? fran?aise. Correspondance entre Ch. P?guy et Romain Rolland, pr?sent?e par A. Saffrey, P., 1955; Oeuvres po?tiques compl?tes, [P., 1957]; Oeuvres en prose. 1909–1914, [P., 1957]; Notes politiques et sociales, P., 1957; Oeuvres en proses. 1898–1908, [P., 1959]; Correspondance [entre Ch. P?guy et A. Suar?s], pr?sent?e par A. Saffrey, P., 1961. Лит.: Селибер Г., Ш. Пеги, "Рус. мысль", 1915, кн. 10; Рыкова Н. Я., Совр. франц. лит-ра, Л., 1939; Яхонтова ?. ?., Черневич M. H., Штейн А. Л., Очерки по истории франц. лит-ры, М., 1958; Porch? Fr., P?guy et les Cahiers, P., 1914; Suar?s ?., P?guy, P., 1915; Воudon V., Avec Ch. P?guy de la Lorraine ? la Marne, [P.], 1916; ?haraud J. et J., Notre cher P?guy, P., 1926; P?guy M., La vocation de Ch. P?guy, P., [1926]; его же, Le destin de Ch. P?guy, P., 1946; Mounier E., P?guy M., Izard G., La pens?e de Ch. P?guy, P., [1931]; Hal?vy D., P?guy et les Cahiers de la Quinzaine, P., [1941]; Secr?tain R., P?guy, soldat de la v?rit?, 5 ?d., P., [1943]; Mebille de Poncheville ?., Jeunesse de P?guy, P., [1943]; его же, Vie de P?guy, [P., 1944]; Rolland R., P?guy, v. 1–2, P., 1944; Gillet L., Claudel. P?guy, P., [1946]; Fоssier ?., Tables analytiques des oeuvres de P?guy, P., [1947]; Guyon В., L´art de P?guy, [6 ?d.], [P., 1948]; (в серии: Cahiers de l´amiti? Ch. P?guy, M" 2); его же, P?guy, P., [1960]; Jоhannet R., Vie et mort de P?guy, P., [1950]; Suire P., Le tourment de P?guy, P., [1956]; ?nimus J., P?guy et le myst?re de l´histoire, P., 1958 (в серии: Cahiers de l´amiti? Ch. P?guy, No 12); Delaporte J., Connaissance de P?guy, [2 ?d.] [t.] 1–2, P., [1959]; Isaac J., Exp?riences de ma vie, [t.] 1, P., [1959]; Nelson R. J., P?guy po?te du sacr?. Essai sur la po?tique de P?guy, P., 1960; Barb?ris P., P?guy: actualit? et signification, "Nouvelle critique", 1963, No 144; Quillemin ?., Malheureux P?guy,"Europe", 1964, No 419–420–425; P?guy reconnu, "Esprit", 1964, No 330; P?guy, "Table ronde", 1964, No 202; Duplоy? P., La r?ligion de P?auy, P., 1965. T. Сахарова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
4.27 мб

Шарль Пеги: от социалистической утопии к историческим пророчествам

Тайманова Т. С.
The article describes Charles Pcguy's longjournay from his Utopian thought and his passion for Socialism in the younger years to the mature comprehension of world history through his political and philosophical views.
Читать PDF
270.50 кб

Шарль Пеги о смысле и задачах науки о литературе и литературной критики

Карташев П. Б.
During recent years the translated works by Sharle Pegy, the thinker, poet and publicist have been published. Pegy was a confirmed opponent of the application of positivist research methods in art and literature.