ПЕГИ Шарль

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПЕГИ Шарль
7 января 1873, Орлеан — 5 сентября 1914, Вийеруа) — французский философ, поэт, публицист. Образование получил в Высшей нормальной школе и в Сорбонне. Убит в чине лейтенанта в битве на Марне. Считал себя учеником Бергсона, испытал влияние Паскаля, Леруа, Ламенне. В начале своей литературной и философской деятельности находился под воздействием социалистических идей; в 1900 основал журнал «Cahiers de la Quinzaine» (Двухнедельные тетради), в котором сотрудничали Ж. Жорес, Р. Роллан, Д. Галеви и др. Пеги называют бергсонианцем христианства: он воспринял бергсоновское учение о длительности и тезис о духовном начале мира, идеи о непосредственной интуиции и истине, памяти и времени. Особое -значение он придавал понятию «длительность», опираясь на которое обосновывал необходимость временного воплощения бесконечного духа, «человеческого присутствия Христа». К социалистическим идеям шел от утопизма Фурье; его идеалом было гармоническое общество, где существует истинный культ труда, где все трудятся в святости и радости; историческое движение сродни воплощению замысла художника, поэтому историк в своем познании должен опираться на искусство, «ученый и художник должны объединиться». При этом Пеги был сторонником «внутренней революции», понимая ее как моральное, интеллектуальное, религиозное совершенствование каждого отдельного человека, ведущее к коренному преобразованию человеческого общества в целом. Многие идеи Пеги легли в основу французского персонализма.
Соч.: Oeuvres completes, t. 1-20. P., 1916-55; Note sur M. Bergson et la philosophie bergsonienne. P., 1914; Notes politiques et sociales. P., 1957.
И. С. Вдовина

Источник: Новая философская энциклопедия

ПЕГИ Шарль
(1873, Орлеан – 1914, Вильруа) – философ-мистик, поэт, публицист. Образование получил в Высшей нормальной школе и в Сорбонне. Погиб в битве на Марне. Считал себя учеником А. Бергсона, испытал влияние Б. Паскаля, П. Леру, Ф.Р. Ламенне; в начале своей литературной и философской деятельности находился под воздействием социалистических идей; в 1900 основал журнал «Cahiers de la Quinzaine» («Двухнедельные тетради»), в котором сотрудничали Ж. Жорес, Р. Роллан, И. Галеви и др. П. называют бергсонистом в христианстве: он воспринял бергсоновское учение о длительности и тезис о духовном начале мира, идеи о непосредственной интуиции и истине, памяти и времени. Особое значение П. придавал понятию «длительность», опираясь на которое обосновывал необходимость временного воплощения бесконечного духа, «человеческого присутствия Христа». Вместе с тем понятие длительности, говорящее о постоянном возобновлении жизни, в философии требует перехода от неподвижных принципов науки и стереотипов общественно-политической деятельности к чуткому восприятию и поэтическому (как это имеет место у Бергсона) выражению сокровенного движения жизни. К социалистическим идеям П. шел от утопизма Ш. Фурье; его идеалом было гармоничное общество, где существовал бы истинный культ труда, где все трудились бы «в святости и радости»; историческое движение он уподоблял воплощению замысла художника и считал, что историк в своем познании должен опираться на искусство: «ученый и художник должны объединиться». При этом П. был сторонником «внутренней революции», понимая ее как моральное, интеллектуальное, религиозное совершенствование каждого отдельного человека, ведущее к коренному преобразованию человеческого общества в целом. Проповедовал идеи интернационализма и всеобщего братства людей. Многие идеи П. легли в основу французского персонализма.
Соч.: Наша юность. Мистерия о милосердии Жанны д’Арк. СПб., 2001; Note sur M. Bergson et la philosophie bergsonienne. P., 1914; Note conjointe sur Descartes. P., 1924; Clio. P., 1932; Notes politiques et sociales. P., 1957. Лит.: Вдовина, И.С. Эстетика французского персонализма. М., 1981; Ее же. Французский персонализм. М., 1990; Тайманова, Т.С. Пеги: философия истории и литература. СПб., 2006; Карташев, П.Б. Шарль Пеги о литературе, философии, христианстве. М., 2009; Mounier, E., Péguy, M., Izard, G. La pensée de Ch. Péguy. P., 1931; Péguy, M. Le destin de Ch. Pé- guy. P., 1946; Duployé, P. La religion de Péguy. P., 1956; Leroy, G. Péguy entre Tordre et la révolution. P., 1981; Teyssier, A. Charles Peguy: une humanité française. P., 2009. И.C. Вдовина

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

ПЕГИ Шарль

(7 янв. 1873 – 5 сент. 1914) – франц. философ-мистик, поэт и публицист. В ранние годы писал под псевд. Pierre Baudouin и Pierre Deloire. Род. в Орлеане в семье бедных ремесленников. Образование получил в Высшей нормальной школе и Сорбонне. Убит в чине лейтенанта в битве на Марне. Испытал влияние философии Паскаля и особенно Бергсона (учеником к-рого себя считал), а также Леру и Ламенне. П. написал две филос. работы: "Заметки о Бергсоне и бергсоновской философии" ("Note sur M. Bergson et la philosophie bergsonienne", P., 1914), в к-рой подчеркивает исключительную для него ценность бергсоновской трактовки "свободы" и "реальности", и "Обобщенные заметки о Декарте" ("Note conjointe sur Descartes", P., 1924). П. известен больше как публицист и поэт. Широкую популярность творчество П. получило после его смерти, особенно в годы 2-й мировой войны и Сопротивления. В поэзии П. преобладают героич. и религиозно-мистич. тона, своеобразно сочетающиеся с социалистич. убеждениями. Эти идеи нашли наиболее полное выражение в драме "Жанна д´Арк" ("Jeanne d´Arc", P., 1897) и ее более позднем, расширенном варианте – "Мистерия о милосердии Жанны д´Арк" ("Le myst?re de la charit? de Jeanne d´Arc", P., 1910), где П. создает возвышенный образ героини и святой, в то же время сохраняя в ее облике реалистич. черты трудолюбивой франц. крестьянки. Религиозно-мистич. пафосом проникнуты и наиболее известные сборники его стихов "Ковер святой Женевьевы и Жанны д´Арк" ("La tapisserie de Sainte-Genevi?ve et de Jeanne d´Arc", P., 1912), "Ковер Богоматери" ("La tapisserie de Notre Dame", P., 1913) и поэма "Ева" ("Eve", P., 1913). В начале своей лит. деятельности П. находился под влиянием социалистич. идей и сам называл себя социалистом. В 1895 он организует в Орлеане социалистич. группу – "Groupe d´?tudes sociales d´Orlean". В 1897 в журн. "Revue socialiste" (No 152) выходит его первая статья "О социалистич. гос-ве" ("De la cit? socialiste"). Как представитель левой публицистики он активно выступал в рядах защитников Дрейфуса. В 1898 П. открыл в Париже книжную лавку "Librairie socialiste", в 1900 основал журн. "Cahiers de la Quinzaine" ("Двухнедельные тетради"), в к-ром сотрудничали Ж. Жорес, Р. Роллан, А. Сюарес, Д. Галеви и др. и где сам П. опубликовал почти все свои работы. "Тетради" проповедовали интернационалистич. идеи и братство народов. Позднее, утвердившись на позициях религ. мистицизма, П. использует журнал для борьбы против антиклерикального социализма и ортодоксального католицизма. П. шел к социализму не от учения Маркса, а от утопизма Фурье. Он мечтал о создании гармоничного гос-ва как высшей стадии организации общества, путь к к-рому лежит через социалистич. гос-во как его необходимый этап. Однако "социализм" П. неразрывно связан с его религиозно-мистич. мировоззрением. Борьба П. против политики и офиц. церкви за религию без компромиссов, против мира денег за гармоничное гос-во легли в основу совр. франц. персонализма и оказали большое влияние на главу этого течения Мунье. Соч.: Oeuvres choisies. 1900–1910, [4 ?d., P., 1915]; Oeuvres compl?tes, t. 1–20, P., 1916–55; Lettres et entretiens, [t. 1], P., [1954]; Une amiti? fran?aise. Correspondance entre Ch. P?guy et Romain Rolland, pr?sent?e par A. Saffrey, P., 1955; Oeuvres po?tiques compl?tes, [P., 1957]; Oeuvres en prose. 1909–1914, [P., 1957]; Notes politiques et sociales, P., 1957; Oeuvres en proses. 1898–1908, [P., 1959]; Correspondance [entre Ch. P?guy et A. Suar?s], pr?sent?e par A. Saffrey, P., 1961. Лит.: Селибер Г., Ш. Пеги, "Рус. мысль", 1915, кн. 10; Рыкова Н. Я., Совр. франц. лит-ра, Л., 1939; Яхонтова ?. ?., Черневич M. H., Штейн А. Л., Очерки по истории франц. лит-ры, М., 1958; Porch? Fr., P?guy et les Cahiers, P., 1914; Suar?s ?., P?guy, P., 1915; Воudon V., Avec Ch. P?guy de la Lorraine ? la Marne, [P.], 1916; ?haraud J. et J., Notre cher P?guy, P., 1926; P?guy M., La vocation de Ch. P?guy, P., [1926]; его же, Le destin de Ch. P?guy, P., 1946; Mounier E., P?guy M., Izard G., La pens?e de Ch. P?guy, P., [1931]; Hal?vy D., P?guy et les Cahiers de la Quinzaine, P., [1941]; Secr?tain R., P?guy, soldat de la v?rit?, 5 ?d., P., [1943]; Mebille de Poncheville ?., Jeunesse de P?guy, P., [1943]; его же, Vie de P?guy, [P., 1944]; Rolland R., P?guy, v. 1–2, P., 1944; Gillet L., Claudel. P?guy, P., [1946]; Fоssier ?., Tables analytiques des oeuvres de P?guy, P., [1947]; Guyon В., L´art de P?guy, [6 ?d.], [P., 1948]; (в серии: Cahiers de l´amiti? Ch. P?guy, M" 2); его же, P?guy, P., [1960]; Jоhannet R., Vie et mort de P?guy, P., [1950]; Suire P., Le tourment de P?guy, P., [1956]; ?nimus J., P?guy et le myst?re de l´histoire, P., 1958 (в серии: Cahiers de l´amiti? Ch. P?guy, No 12); Delaporte J., Connaissance de P?guy, [2 ?d.] [t.] 1–2, P., [1959]; Isaac J., Exp?riences de ma vie, [t.] 1, P., [1959]; Nelson R. J., P?guy po?te du sacr?. Essai sur la po?tique de P?guy, P., 1960; Barb?ris P., P?guy: actualit? et signification, "Nouvelle critique", 1963, No 144; Quillemin ?., Malheureux P?guy,"Europe", 1964, No 419–420–425; P?guy reconnu, "Esprit", 1964, No 330; P?guy, "Table ronde", 1964, No 202; Duplоy? P., La r?ligion de P?auy, P., 1965. T. Сахарова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.