ПЕДАГОГИКА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Педагогика
греч. paidagogike) – наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения. Включает теорию воспитания, дидактику, школоведение.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ПЕДАГОГИКА
от греч. pais - мальчик и agogos - руководитель) - учение о воспитании, искусство воспитания, наука о воспитании. Педагогика в широком смысле представляет собой совокупность явлений, относящихся к области воспитания и образования; см. Воспитание, Образование.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Педагогика
(παις дитя, αγω веду, άγογή руководство) — наука, излагающая правила воспитания и образования детей, с той целью, чтобы они, по достижении зрелости, могли продолжать свое самообразование и правильно пользоваться своими силами для выполнения своих обязанностей в обществе. Педагогика слагается из двух главных частей: из учения о воспитании, в тесном смысле слова, и дидактики или правил обучения. Кроме того, к составу ее относится сообщение систематических сведений и о той целесообразно устроенной среде, в которой сообщается воспитательное образование. К подобной среде относятся преимущественно семейство и воспитательно-учебное заведение.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

ПЕДАГОГИКА
искусство обучения и формирования индивидов. Принцип всякой педагогики — не только передавать знания, но формировать полноценных людей. Педагогика носит не только интеллектуальный, но и психологический характер. Ее первая задача — сделать преподавание живым, чтобы индивиды могли быть в максимальной степени «восприимчивыми». В 1960-е годы в основу реформы образования во Франции легло учение Песталоцци, нацеленное на все более и более тесную связь ученика с учителем. Поскольку цель педагогики состоит в том, чтобы позволить каждому реализовать себя, раскрыть свою личность и присущую ей форму интеллекта, современная педагогика тесно связана со школьной «ориентацией». Лечебная педагогика — это частное ответвление педагогики, касающееся детей с отклонениями (как следствие физического недостатка, умственной отсталости или отклонения аффективного порядка). Эта ветвь образования, на которую сильнее всего повлиял психоанализ и современная психология, пытается осуществить реадаптацию детей в их школьном и семейном окружении. Не следует путать педагога и ученого, учителя и исследователя, чьи призвания различны. См. Доцимология, Школьная и профессиональная ориентация.

Источник: Философский словарь

ПЕДАГОГИКА
(Pädagogik; от греч. pais — «ребенок» и agogos — «руководитель») — учение о воспитании; искусство воспитания, наука о воспитании. Педагогика в широком смысле представляет собой совокупность учений, относящихся к области воспитания и образования; см. Воспитание, Образование. Особенно большую роль в разработке научной педагогики нового времени сыграли Песталоцци, Гербарт, Фрёбель, Дистервег, Кершенштейнер, Литт, Ноль, Шпрангер. В настоящее время педагогика стоит перед новым, не во всем бесспорным этапом своего развития. Так, влияния других предметных областей порождают стремления возложить присущую ей фактическую функцию в первую очередь не на живого учителя, обладающего средствами духовного воздействия, а на «обучающие машины». Кроме того, модели воспитания предлагаются ныне специалистами-теоретиками, мало внимания обращающими на опыт педагогов-практиков, зачастую они основываются на идеологических представлениях типа тех, которые подчеркивают, например, значение так называемого антиавторитарного воспитания.
W. Böhm (Hg.). Wörterbuch der P., 1988 (KTA 94, begr von W. Hehlmann, 1931); W. Flitner. Allg. P., 1950; F. Blättner. Gesch. d. P., 1951; O. F. Bollnow. Gesch. d. P., 1952; O. F. Bollnow. Existenzphilosophie und R, 1959; T. Wilhelm. P. der Gegenwart, 1959 (KTA 248); T. Wilhelm. Systematische P., 1962; F. Nicolin. P. als Wissen, 1969; H. Kanz. Einf. in die pädagog. Philos., 1971; T. Ballauff. P. Eine Gesch. der Bildung und Erziehung, I—III, 1969—1973; W. Fischer. Schule und Kritische P, 1972; R. Schweyen, G. Veronese. Philosophie und humanist. P, 1973; L. Rössner. Erziehungswiss. und Kritische P, 1974; J. Derbolav. P. und Politik, 1975; J. Detbolav (Hg.). Grundlagen und Probleme der Bildungspolitik, 1977; H. Rombach (Hg.). Wörterbuch der P., I—III, 1977; H. H. Groothoff. P, 1980; J. Oelckers (Hg.). P, Bildung und Wissenschaft, 1982; D. Brenner. Allg. P, 1987; H. Kanz. Einf. in die Erziehungsphilosophie, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПЕДАГОГИКА
наука, объектом изучения которой является образование как особая область социокультурной действительности. Относительно этого объекта П. создает один или несколько научных предметов. П. - научная дисциплина, обеспечивающая средствами и знаниями те процессы и институты в обществе, которые задают преемственность поколений и воспроизводство самого общества как в имеющихся формах его существования, так и в новых, определяющих его развитие. По своей сути П. - это практическая философия. До сих пор среди педагогов и теоретиков П. широко распространено убеждение, что создание учебников, задачников, методических пособий по тем или иным учебным предметам, проектирование новых программ обучения и воспитания и т.п. и есть собственно научная задача П., ее научный продукт. Тем самым П. определяется ими как инструмент, своеобразное "техническое приспособление" по передаче информации. Но когда вопрос ставится таким образом, возникает вполне оправданный и обоснованный условиями контртезис, что П. вообще не наука, а технология. Характер научных предметов, которые складываются и должны сложиться в П., в известных границах зависит от многообразия задач, решаемых в педагогической практике, одновременно подчиняясь своей автономной логике. П. не есть некое специфическое знание учителя или педагога. Ее предмет - изучение содержания и особенность протекания базовых образовательных процессов. Рефлексия и разработка новых педагогических представлений идет либо с ориентацией на преемственность, воспроизводство и задание всеобщности функций образования, воспитания и подготовки, либо с ориентацией на их развитие, уникальность и подчеркивание различий. Всякая педагогическая система - даже там, где она выдает себя сама за чисто эмпирическую науку, - есть приложение к жизни философских воззрений ее автора. История образования фиксирует, что новые педагогические системы создавались и вводились философами-профессионалами (Я.А. Коменский, Дьюи), а история П. есть отражение истории философии (Платон, Локк, Руссо, Спенсер, Песталоцци, Кант и др.). Гессен отмечает, что даже самые частные и конкретные вопросы П. возводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам, и что борьба различных педагогических течений между собой есть только отражение более глубоких философских противоположностей. Такое понимание (вслед за Наторпом) позволяет ему назвать П. прикладной философией, т.е. наукой, основанной на знании основ бытия. Вместе с тем, школа является одним из наиболее инерционных социальных институтов. Эта черта относится и к учебному процессу, который, по характеристике известного социолога Тоффлера, несет на себе следы конвейерной организации труда раннего этапа индустриального производства. Исследования показывают, что на протяжении последних лет в разных странах мира нетрадиционным для педагогов является построение обучения в контексте непрерывного образования, курс на создание для учащегося возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто "усваивать" предлагаемый учителем (программой, учеником) материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. По сути речь идет о смене парадиг-мальных оснований образования: ведущим в деятельности педагога становится реализация деятельностного подхода. В современных условиях педагог - это не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится; не тот, кто учит ребенка жить, транслируя нравственные нормы (поучает), а тот, кто чувствует жизнь ребенка как свою и тактично помогает его внутреннему, душевному росту, кто растет сам, развивая окружение детей, способствуя укреплению сообщества детей и взрослых. Поэтому настоящим педагогом становится сегодня не просто человек знающий, а человек, способный к культурному саморазвитию и творческому содружеству, сотрудничеству с детьми и взрослыми. В самом общем виде можно выделить идеальные типы организации педагогической деятельности и соответствующие им следующие виды П.: естественная П., П. культуры, П. идеала, элитарная П., эгалитарная П., информационно-кибернетическая П., дифференциальная П. В настоящее время в педагогической литературе актуальными называются деятельностная П., П. развития, приходящие на смену П. воспроизводства и трансляции культуры. Построение науки П. - одна из основных задач нашего времени, на решение которой уйдут, наверное, силы нескольких поколений, т.к. система обучения и воспитания как объект изучения намного сложнее, чем объекты таких наук, как физика, химия, биология: к анализу и описанию объектов такой сложности человечество только подходит. Намечая программу предстоящей работы, следует иметь в виду, что разные стороны и части системы воспитания и обучения уже анализировались и описывались, с одной стороны, в философии, а с другой - такими науками, как психология, логика, социология, культурная антропология и др. В них накоплены знания о разных сторонах этих процессов, весьма существенные для дальнейшей работы. Поэтому, строя педагогическую науку, необходимо учитывать общефилософские и специальные - социологические, логические, психологические и т.п. - знания о процессах образования. П. выступает как комплексная наука, которая должна, с одной стороны, объединить, а с другой стороны, снять в себе знания и методы всех указанных наук - и социологии, и логики, и психологии, - поскольку они касаются процессов обучения и воспитания. Это - важнейшая принципиальная установка, определяющая подход к построению науки П.. Она кардинально отличается от использования данных социологии, логики и психологии в педагогической работе, ибо при таком подходе строится единый предмет П. и разрабатывается единая система специфически педагогических методов, которые затем условно могут быть разложены на "Педагогико-социологичеекие", "Педагогико-логические", "Педагогико-психологические". П. - одна из профессиональных деятельностей в обществе и, как все другие деятельности, она имеет свои нормы, свои специфические средства для анализа и оценки реализации этих норм в тех или других условиях. Теоретические предпосылки П., лежащие в основе педагогических норм, базируются как минимум на двух группах наук: одна -психология и физиология, т.е. науки о человеке; вторая, группа - теоретические науки, отвечающие на вопросы о целях образования, которые зачастую представляющиеся нам слишком очевидными, близкими и обманывают нас своей видимой несомненностью. Наряду с психологией и физиологией, - как минимум, антропология, эпистемология, семиотика, логика, диалектика, теория деятельности, праксеология, герменевтика, социология, а также риторика и гомилетика должны быть включены в учебный план подготовки специалистов-педагогов, ибо П. как раз и составляет материал этих и некоторых других наук плюс еще конструируемые на их основе технические принципы и методы. Построение П. как сложной комплексной науки невозможно без объединения и кооперации усилий представителей разных наук, использующих различные научные языки, различные методы и по-разному представляющих себе общий для них объект. Здесь, следовательно, чтобы организовать совместную работу, нужен какой-то специальный метаязык и специальное, обобщающее все точки зрения видение объекта изучения. Обычно средства такого рода вырабатываются в методологии. Таким образом, П. и систему образования необходимо понимать как такие средства общества, с помощью которых оно определяет свое будущее и управляет, если может, самим собой. Сейчас деятельность по обучению и воспитанию подрастающего поколения уже становится, а в ближайшие десятилетия станет основной отраслью общественного производства: она будет отвлекать на себя значительную часть сил любой нации, непосредственно в ней и в обслуживающих ее областях будут заняты десятки миллионов людей. Производство средств обучения и воспитания составит значительную часть от всего промышленного производства. Еще более существенным является то, что от качества системы образования, от уровня и интенсивности обучения и воспитания во многом зависит будущее любого социума, его судьба.
С.Б. Савелова

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
459.87 кб

Философия и педагогика

Стрельченко Василий Иванович
В статье осуществляется попытка реконструкции проблематического поля взаимодействия наук, указанных в названии работы.
Читать PDF
336.52 кб

Провиденциальная природа воспитания и педагогика невмешательства

Гагаев Андрей Александрович, Гагаев Павел Александрович
Воспитание со стороны целеполагания рассматривается как феномен, не подлежащий рациональному описанию, как реалия, открывающаяся человеку лишь своими общими (духовно-ценностными) очертаниями.
Читать PDF
2.00 мб

Педагогика «Заботы о себе» Пифагора и пифагорейцев

Пичугина Виктория Константиновна
В статье раскрыта сущность античного феномена «заботы о себе» и обоснована логика его исторического развития в аспекте зарождения представлений о перманентном образовании у Пифагора и пифагорейцев.
Читать PDF
1.67 мб

Религиозная философия и просветительство (отсутствующая педагогика Льва Шестова)

Крикунов А. Е.
Читать PDF
339.11 кб

Диалогическая педагогика Пауло Фрейре

Бухараева Л.
Читать PDF
347.51 кб

Культурологическая педагогика А. А. Ухтомского

Голубева Л. Н.
Автор рассматривает культурологическую педагогику А.А. Ухтомского, его оригинальное учение о формировании человека, ориентации его сознания на освоение культурно-исторических идеалов.Culturological pedagogics by A.A.
Читать PDF
115.92 кб

2002. 02. 038. Петерс М. Описание я: витгенштейн, исповедь и педагогика. Peters M. writing the self:

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
476.17 кб

Феноменологическая педагогика в проблемном поле онтологии

Иванова Даниэла Николаевна
Феноменологическая педагогика как философия диалога ориентирована на творчество. Она направлена не на создание систем, а на подготовку человека к непредсказуемым жизненным ситуациям.
Читать PDF
130.92 кб

Материя образования: педагогика Климента Александрийского и начала платонической космологии

Ноговицин Олег Николаевич
Статья посвящена исследованию того преобразования, которое претерпела античная педагогическая модель в сочинениях раннехристианского мыслителя Климента Александрийского.
Читать PDF
3.17 мб

От философии Канта - к «Педагогике культуры»: становление философско-педагогической концепции Си. Ге

Лещинский В. И., Седова Е. Е.
Читать PDF
176.59 кб

Философско-социологические основания «Новой педагогики» В. П. Вахтерова

Волков Юрий Константинович
Читать PDF
11.57 мб

Теоретико-методологическое развитие педагогики Германии и ФРГ (конец XIX В. - 90-е гг. Xx века)

Федотова О. Д.
Читать PDF
153.61 кб

2007. 03. 032. Лебеденко А. А. Философия сердца в концепции гуманной педагогики. - М. : МГПУ, 2005.

Ремезова И. И.
Читать PDF
1.21 мб

Философские основания гуманистической педагогики

Пашковская И.Н.
Читать PDF
1.59 мб

Место и роль христианской педагогики в современной духовной и культурно-исторической ситуации

Т. А. Костюкова

Похожие термины:

  • ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА

    греч. ethika, paidagogike) - общественные дисциплины, имеющие различные предметы исследования, но тесно связанные между собой. Теория морали - Э. анализирует общие законы развития моральных отношений и пред
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

    направление в педагогике, идеал воспитания которого определяется социально-этическими мотивами, а осн. задачей является воспитание из детей граждан.
  • ПЕДАГОГИКА ИНЖЕНЕРНАЯ

    отрасль педагогики, занимающаяся организацией технического образования и методикой преподавания в высших учебных заведениях технического профиля. Философский аспект П. и. связан с общим пониман
  • ФИЛОСОФИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

    метанаука, предметом которой являются педагогические науки, а также вопросы образования, взятые в общекультурном аспекте. Вся история философии отмечена печатью интереса к педагогике. В западных
  • ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ)

    1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
  • НЕПРЕРЫВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

    заключительный этап педагогической практики. Непрерывная педагогическая практика включается в учебные планы специальностей и является обязательной для прохождения студентами выпускного курса
  • ИЗМЕРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

    измерение знаний, умений и навыков испытуемых с помощью тестов (педагогических измерительных материалов).
  • РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    республиканская отраслевая библиотека педагогического профиля, один из лидеров библиотечной политики Республики. За годы своей плодотворной деятельности библиотека снискала заслуженный автор
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

    совокупность теоретических и практических дисциплин, направленных на разработку концепций эффективного образования и воспитания различных слоев населения общества в соответствии с накопленны
  • НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

    [англ. teaching staff]1) сотрудники, персонал, занимающийся научно-исследовательской и преподавательской деятельностью; 2) профессорско-преподавательский состав учебных заведений.
  • Педагогический аспект взаимоотношения культуры и натуры

    образование – процесс передачи знаний и воспитание – процесс приобщения к ценностям.
  • СЦЕНАРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

    целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей и приемов. Педагогический сцен
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

    система оценочных действий по присуждению ученых степеней кандидата, доктора наук, доктора философии и присвоению ученых званий доцента и профессора, обеспечивающая единство требований к их сои
  • РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

    головное учреждение в системе повышения квалификации Республики Казахстан, включающее в себя 14 областных и 2 городских (гг. Астана, Алматы) институтов повышения квалификации педагогических кадро
  • ПРОГРАММА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

    документ, в котором представлен план последовательных действий и требований к результатам научно-педагогического эксперимента, как правило, состоящий из следующих пунктов, дающих наиболее полну
  • ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

    процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Различают три уровня пе
  • ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

    специально организованный комплекс научных исследований, направленных на получение достоверной опережающей информации о развитии соответствующих педагогических объектов с целью оптимизации с
  • Воспитание в узком педагогическом значении

    специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
  • Филантропическая педагогия

    Базедова, возникшая в 1774 году под влиянием Локка и Руссо. Отличительные черты ее отчасти объясняются теми недостатками современного общества на Западе, которым, по своему разумению и, пользуясь не
  • Филантропическая педагогия Базедова

    возникшая в 1774 году под влиянием Локка и Руссо. Отличительные черты ее отчасти объясняются теми недостатками современного общества на Западе, которым, по своему разумению и, пользуясь некоторыми