ПЕЧЕНЕВ Вадим Алексеевич

Найдено 1 определение
ПЕЧЕНЕВ Вадим Алексеевич
(8.6.1940-19.3.2004) - философ, политолог; д. филос. н., проф. Действ, гос. советник РФ 1-го класса. Р. в г. Махачкала Дагестанской АССР. Окончил филос. ф-т МГУ (1962) и асп. Ин-та мировой экономики социалистической системы АН СССР (1967). Преподавал филос. в Северо-Кавказском горно-металлургическом ин-те (г. Владикавказ), работал ст. н. с. в моек, ин-тах АН СССР, консультантом в международном ж. «Проблемы мира и социализма» (г. Прага), рук. группы консультантов ЦК КПСС (при Л. И. Брежневе и Ю. В. Андропове), помощником Генерального секретаря ЦК КПСС (при К. У. Черненко), зам. гл. ред. ж. «Политическое образование», зав. сектором Совета Национальностей Верховного Совета России, зам. и первым зам. министра по делам национальностей РФ, являлся зам. нач. территориального управления Администрации Президента России и рук. его Гл. программно-аналитического управления. Был зам. преде. Совета Ассамблеи народов России, проф. Рос. академии гос. службы. Канд. дисс. — «Революционизирующее воздействие мировой системы социализма на национальноосвободительное движение (проблемы методологии)» (1967); Докт. дисс. — «Социалистический идеал и реальный социализм (социально-политические и гносеологические аспекты проблемы)» (1985). П. неоднократно являлся ред. или членом ред. колл. разл. науч. сб. и колл. монографий, ж. Создал информац.-аналитический ж. «Этнополис» («Этнопо литический вестник России») и был в 1992-94 его первым гл. ред. Общее направление науч. иссл. — филос. отеч. истории, общая политол. и этнополитология. Разрабатывал проблемы: истоки и характер противоречия между социалист, идеалом и соц. действительностью; соотношение морали и политики; этнополит. проблемы рус. народа в России и вне ее; место 90-х годов XX века в истории Рос. гос-ва. В обл. филос. отеч. (рос.) истории, будучи последователем концепции ист. рус. правдоискательства, обосновывал и развил, начиная с 1980-х, идею о том, что центр, пунктом и узловым синтетическим понятием, объясняющим историю России в XX веке, включая сов. период, является категория правды (в ее уникальном рус. значении, не имеющем идентичных аналогов в др. языках). Причем, в отличие от некрых сторонников этой идеи в прошлом (Н. К. Михайловский), давал не дву-, а триединое понимание сущности и смысла рус. правдоискательства. В своих работах П. стремился доказать, что сердцевиной рус. толкования лучшего, идеального, совершенного об-ва, к-рое лежит в основе революц. исканий и действий рос. интеллигенции XIX-XX вв., является правда, понимаемая и как истина теор. (науч.), и как соц. (а не только сугубо персональная) справедливость, и как высокая нравственность, как «жизнь по совести», «по-божески». На его взгляд, именно эти ценности, по сути дела, объединяли и объединяют те великие, неискоренимые идеалы или утопии, к-рые исповедовали (хотя и очень по-разному) и рус. социалисты (от Герцена до Плеханова с Лениным), и рус. анархо-коммунисты, антиэтатисты (от Бакунина с Кропоткиным до «батьки» Махно), и рус. христиане-философы (от протопопа Аввакума до Николая Бердяева). В обл. политол., опираясь на практич., личный опыт работы в высших звеньях сов. авторитарного гос-ва (включая Политбюро ЦК КПСС), а также в Администрации Президента Ельцина, обосновывал идею ист. личности как системного явления. В первом в Сов. Союзе теоретико-мемуарном произведении о М. Горбачеве на конкретном материале показывал, что Горбачев (вопреки распространенному о нем на Западе мнении) — демократ скорее поневоле, чем по убеждению, видя в этом один из гл. ключей к пониманию взлета и падения этой полит, фигуры. 90-е гг. XX в. в истории России как гос-ва рассматриваются П. как своего рода «испытание катастрофой» рус. народа, исторически сыгравшего решающую роль в создании этого гос-ва. Здесь он видел два драматических момента. Первый: крах на рубеже 198090-х не просто государственно-администрат. социализма, его полит, режима, а развал гос-ва как такового, ускоренный под влиянием личного полит, противоборства Ельцина с Горбачевым, а также неудачной радикал-демократической политики команд Гайдара-Чубайса перестроить Россию на основе принципов идеологии экон. либерализма, развалившей и соц. расслоившей страну. Все это обрушило Россию как супервеликую державу, отбросив экономически в число второразрядных гос-в. Второй: превращение рус. народа (25 миллионов к-рого внезапно оказались не по своей воле в рамках иностр. гос-в) в расколотую, фактически разделенную нацию, а России в ее нынешнем географическом виде (без Крыма, северных территорий Казахстана и так далее) в страну, к-рая не в состоянии ни вернуть исторически рус. территории в свое лоно, ни обеспечить возвращение их населения на свою ист. родину. Придавая огромное значение гл. движущей силе ист. поведения рус. народа — «рус. нац. идее» — он так определял в своих работах осн. составляющие, к-рые вытекают из его понимания рус. ист. правдоискательства: державность, патриотизм, государственничество и соц. справедливость. В 2001 П. был разработчиком первого в истории России проекта федерального Закона «О русском народе».
Соч.: Взлет и падение Горбачева глазами очевидца. М., 1996; Россия многонациональная: Опять на распутье? М., 1999; Владимир Путин — последний шанс России? М., 2001.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009