ПАССИОНАРНОСТИ ТЕОРИЯ В КУЛЬТУРЕ

Найдено 1 определение
ПАССИОНАРНОСТИ ТЕОРИЯ В КУЛЬТУРЕ
(от лат. passio — страсть) — в широком смысле всякая способность к сверхнапряжению, неукротимая жажда деятельности. В психологии П. — термин, обозначающий отклонение от психической нормы на основе сильного однонаправленного желания или влечения. Развитие концепции П. в нач. ХХ в. на материале истории и теории культуры было обусловлено многочисленными попытками обосновать динамику социокультурных процессов факторами духовной деятельности человека, имеющей объективную подоплеку в его биопсихической и подсознательной сферах. Источником П. т. можно считать идеи А. Бергсона (1859—1941) о творческой эволюции через жизненный порыв, т.е. свободный и необратимый процесс роста, распространения энергии в пространстве и во времени. Реальные формы материи есть только отражение жизненного порыва, существующего до тех пор, пока не погаснет эта творческая энергия, проложив своими импульсами особый путь эволюции. Благодаря развитой духовной сфере и интеллекту, человек занял уникальное место среди других живых существ, т.к. его сознание, опираясь на интуицию, имеющую свободу проникновения в сферу жизненного порыва, способно постоянно преодолевать пассивность и инертность материи, улавливая незавершенную текучесть жизненных процессов. Большое значение для П. т. имело учение Н.И. Вернадского (1863—1945) о биохимической энергии живого вещества, что стало фундаментом биосферной теории развития цивилизации. В дальнейшем Л.Н. Гумилев (1912—1992), основываясь на трудах Вернадского, предложил свою теорию развития этносов и культур, центральным понятием которой стала П. Приведя в качестве примеров биографии выдающихся личностей типа Наполеона или Александра Македонского, совершавших поступки, часто противоречившие логике и реальной политике, Гумилев в самом общем виде охарактеризовал П. как «способность и стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, — к нарушению инерции агрегатного состояния», утверждая при этом, что «П. — атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности». Рассматривая человека как часть биосферы Земли, пронизанной энергией живого вещества, Гумилев анализировал судьбы этносов и культур как дискретный процесс, подчиняющийся факторам П. от ее зарождения, подъема, выброса пассионарной энергии вплоть до растраты и полного затухания этого пассионарного импульса. Понятие П. дает возможность подчеркнуть, что не только социальные, культурные, но и биологические, географические, геологические и космические процессы изменяют «природный психоэтнический поведенческий облик» отдельных людей и целых коллективов. Поэтому Гумилев предлагал понимать П. как «избыток энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению». Поэтому П. в качестве базовой характеристики поведения отдельного человека или коллектива представляет собой «эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность часто ради иллюзорной цели». С точки зрения П. т., человек, как и всякое живое существо, может являться источником свободной энергии, получаемой им извне, и, следовательно, подчиняясь законам равновесия всей биосферы, он должен участвовать во всеобщих процессах ее передачи, использования и переработки, часто преодолевая исконные инстинкты самосохранения. В то же время очаги П. не могут располагаться равномерно во времени и пространстве, что ведет к миграциям и экспансии находящихся в стадии пассионарного напряжения этносов на территории, где отсутствуют люди, готовые отдать свою жизнь за свои цели или общие идеалы. В истории человеческой цивилизации всегда появлялись отдельные регионы, которые, по терминологии Гумилева, порождали «субпассионариев — особей, пассионарный импульс которых меньше инстинкта самосохранения». Таким образом, фактор П., означающий исконную способность живых организмов накапливать и перерабатывать энергию, становится, согласно теории Гумилева, важнейшим двигателем многообразных и разнонаправленных исторических и социокультурных процессов, в русле которых живут отдельные люди, этносы, государства и целые цивилизации.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.