ПАРТИЙНОСТЬ ФИЛОСОФИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ПАРТИЙНОСТЬ ФИЛОСОФИИ
безусловная принадлежность любого философа, любой философской школы или течения к одному из двух противоположных направлений — материализму или идеализму. Непримиримая борьба между этими двумя направлениями, «партией науки» и «партией религии», «линией Демокрита» и «линией Платона», проходит красной нитью через всю историю философии, отражая в конечном счете интересы противоположных общественных классов. Представители многих школ современной буржуазной философии пытаются замаскировать свою принадлежность к идеализму, для чего либо отвергают правомерность деления философов на два лагеря, либо стремятся выдать свои концепции за некую «третью линию» в философии, стоящую «выше» противоположности материализма и идеализма и борьбы между ними. В отличие от буржуазной философии, диалектический материализм принципиально отвергает возможность нейтральной, беспартийной позиции в решении основного вопроса философии. «Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет тому назад. Борющимися партиями по сути дела, прикрываемой гелертерски шарлатанскими новыми кличками или скудоумной беспартийностью, являются материализм и идеализм» (Ленин). Принцип П. ф. был сформулирован Марксом и Энгельсом и получил дальнейшее развитие в трудах Ленина, особенно в «Материализме и эмпириокритицизме». Он требует от Сторонников марксистской философии быть принципиальными и последовательными в развитии основных положений материалистического мировоззрения, непримиримыми в борьбе с идеализмом, учит их умению обнаруживать отступления от материализма и уступки идеализму во всех их проявлениях.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ПАРТИЙНОСТЬ ФИЛОСОФИИ
объективно-закономерная социальная направленность всякого мировоззрения, приверженность философских учений одному из противостоящих друг другу осн. направлений — материализму или идеализму, диалектике или метафизике. Социальную ориентированность философии нельзя понимать упрощенно, как непременную принадлежность философа к той или иной политической партии или ориентацию на определенные социальные силы об-ва. Социальная направленность философских концепций носит сложный опосредствованный характер. Испытывая воздействие общественно-исторических условий своего времени, философская мысль вместе с тем развивается относительно самостоятельно, используя накопленную культуру философского анализа. Опираясь на мыслительный опыт прошлого, философия стремится выработать такую т. зр., к-рая вытекает из строго научного, выверенного высшими ценностями, ответственного решения ею собственных проблем, но никогда не остается “нейтральной”. Ее П. вытекает из диалектики социального прогресса, из объективных противоречий общественного развития. Такое научно-объективное понимание П. ф., характерное для взглядов Маркса, Энгельса, Ленина, противостоит ее вульгарному, субъективистскому истолкованию. Суть субъективистской П. ф. в том, что она превращает философию в средство для целей, норм и принципов, не сформулированных ею на основе познания объективного хода истории, а привносимых извне как готовые нормы. Философия низводится субъективизмом до положения служанки догм и стоящих за ними социальных сил и институтов. Напротив, объективная П. ф, есть результат последовательности в познании истины; она требует следовать только тем выводам и оценкам, к-рые получены самим познанием, ибо “правда не должна зависеть от того, кому она должна служить” (Ленин В. И. Т. 54. С. 446), требует все без изъятия подвергать суду разума и духовных ценностей. Поэтому она противоположна не только субъективизму, но и объективизму. Совпадение П. ф. с научной объективностью обеспечивается систематическим исследованием действительности, в особенности ее диалектической противоречивости, неустанным поиском истины, следованием требованию: не только верность принципам, но и верность принципов. В философской литературе долгое время преобладали вульгарно-догматические, во многом примитивные трактовки П. ф., -принесшие огромный вред развитию марксистской философии. На самом же деле П. не только не исключает, но и предполагает разнообразие позиций, мнений, выражений интересов. Именно такое многообразие является условием развития научной и художественной культуры и выражением богатства его результатов. Поэтому такая П. не только не враждебна свободе научных дискуссий, но предполагает ее, защищая творческий поиск истины от косности мысли, от догматизма.

Источник: Философский энциклопедический словарь