ПАРСОНС ТОЛКОТТ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Парсонс Толкотт
1902-1979) – американский социолог. Развивал социологию действия, определяющую действие тем смыслом или резонансом, которое индивидуальное действие находит внутри некоторой группы, т.е. не существует действие «без группы».

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ПАРСОНС ТОЛКОТТ

американский социолог (р. Колорадо-Спрингс, 1902-1979). Развивал «социологию действия», определяющую действие тем смыслом или резонансом, которые индивидуальное действие находит внутри некоторой группы. Не существует действия без «группы».

Источник: Философский словарь

ПАРСОНС Толкотт
1902-1979) — амер. бурж. социолог, один из создателей структурно-функциональной школы в социологии. П. сводил соц. структуру к взаимодействию людей в рамках определенных институтов, к-рыс устанавливают нормы поведения индивидов. Религия рассматривалась П. как центр, аспект культуры, обеспечивающий интеграцию общества. В работах по социологии религии П. рассматривал прогрессирующую секуляризацию общества как результат его структурной дифференциации, к-рая приводит ко все большему обособлению религ. институтов. Теоретич. установки П. оказали влияние на амер. социологов Л.Шнайдера, Т. О. Динг, М. Ингера и др.

Источник: Атеистический словарь

ПАРСОНС Толкотт
(1902-1979) американский социолог, основатель школы структурного функционализма. Один из представителей социологической школы в культурологии, которая ищет истоки культуры в общественной природе человека и в организации общества. В центре внимания оказывается само общество, его структура и социальные институты, организация их деятельности. Для Парсонса культура выступает как результат общественно обусловленных действий людей на уровне двух систем: социальной и собственно культурной. В основе более «низкой» социальной системы лежат совместные действия людей, движимых целями своего биологического самосохранения в условиях определенной общественной среды. Здесь главными целями являются: адаптация, интеграция, релаксация и т.д. Во второй системе, лишенной биологической обусловленности, культура выступает как система символов и норм, которые постоянно совершенствуются и усложняются. Парсонс стремился создать общую теорию общества, где культура выступает как важнейший регулятор жизнедеятельности людей. Работы Парсонса: «Социальная система» (1959), «Социальная система и эволюция действия» (1977) и др.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

ПАРСОНС ТОЛКОТТ

1902- 1979) - американский социолог. Создатель теории действия и системно-функциональной школы в социологии. Парсонс пытался построить общую аналитическую логико-дедуктивную теоретическую систему, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии. Специфику человеческого действия Парсонс усматривал в символичности (то есть в наличии таких символических механизмов регуляции, как язык, ценности и т. п.), в нормативности (то есть в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм), в волюнтаристичности (то есть в известной иррациональности и независимости от условий среды, но в зависимости от субъективных «определений ситуации»). Парсонс исследует ситуацию взаимодействия социальных субъектов, связанных между собой системой «взаимных ожиданий» в том смысле, что их действия ориентированы на ожидания партнера. Четкое аналитическое развитие потребностей и ценностей позволило Парсонсу развести и разграничить такие подсистемы действия, как личность и культура. Парсонс показал несостоятельность как представлений о полностью независимой спонтанной личности, так и представлений о жестко культурно запрограммированных индивидах. В работах 60-х годов Парсонс обратился к проблемам эволюции обществ, положив в основу, своей эволюционной доктрины идею дифференциации. Парсонс различает три типа обществ: «примитивные», «промежуточные» и «современные». На примитивном уровне дифференциация отсутствует. Развит тие происходит путем последовательного развертывания эволюционных универсалий. Переход к «промежуточной» фазе определяется появлением письменности, социальной стратификации и культурной легитимизации. Переход к «современному» типу совершается с отделением правовой системы от религиозной, формированием административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы. В 70-е годы Парсонс сосредоточился на завершении разработки теории системы человеческого действия, а затем на анализе ее взаимосвязей со средой, то есть такими подсистемами мироздания, как мир физических объектов, биосфера и трансцендентный мир «конечных смыслов бытия».

Источник: Человек и общество. Культурология

ПАРСОНС Толкотт
13.12.1902, КолорадоСпрингс, Колорадо - 8.5.1979, Мюнхен), амер. социолог-теоретик, один из гл. представителей структурно-функционального направления в бурж, социологии.
П. опирался на работы М. Вебера, Э. Дюркгейма, А. Маршалла, В. Парето, а также использовал совр. системные, кибернетич. и символикосемиотич. представления. П. отстаивал необходимость построения общей аналитич. логико-дедуктивной теории человеч. действия как основы решения частных эмпирич. задач. Человеч. действие, по П., есть самоорганизующаяся система, специфику к-рой, в отличие от систем физич. и биологич. действия, он усматривал, во-первых, в символичности, т. е. в наличии таких символич. механизмов регуляции, как язык, ценности и т. д.; во-вторых, в нормативности, т. е. в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм; наконец, в волюнтаристичности, т. е. в известной иррациональности и независимости от познаваемых условий среды и в то же время зависимости от субъективных «определений ситуации». На основе этого П. строил абстрактную формализованную модель системы действия, включающую культурную, социальную, личностную и организмич. подсистемы, находящиеся в отношениях взаимообмена. Одной из главных составляющих концепции П. является т. н. инвариантный набор функциональных проблем: адаптации, целедостижения, интеграции, воспроизводства структуры и снятия напряжений, решение к-рых обеспечивается специализиров. подсистемами. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономич. подсистема, функцию целедостижения - политич. подсистема, функцию интеграции - правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры - система верований, мораль и органы социализации (включая семью и институты образования).
Введенная П. система понятий оказала значит. влияние на амер. социологию, в т. ч. эмпирич. исследования. Вместе с тем его теория подвергается критике со стороны эмпирически ориентированных или радикально мыслящих бурж. социологов за ее интеллектуальную усложненность и консерватизм (Ч. Р. Миллс). Социологимарксисты критикуют теорию П. за формализм, внеисторичность, идеалистич. направленность, недооценку значения социальных конфликтов и противоречий, апологетич. установки, показывают несостоятельность притязаний его концепции структурного функционализма на роль всеобъемлющей социологич. и антропологич. теории.

Источник: Советский философский словарь

ПАРСОНС Толкотт
(1902—1979) — амер. социолог, представитель структурно-функционального направления в социологии, автор теории соц. действия (см. Действие социальное). П. опирался на работы М.Вебера, Э.Дюркгейма, В.Парето, а также использовал совр. системные, кибернетические и семиотические представления. П. отстаивал необходимость построения общей аналитич. теории чел. действия как основы решения частных эмпирич. задач. Чел. действие, по П., есть самоорганизующаяся система, включающая в себя ряд подсистем с присущими им специфическими функциями. В трудах «Социальная система» (1951), «К общей теории действия» (1951) П. продолжает разрабатывать общую модель действия, к-рая включает в себя: действующее лицо (actor) и ситуационное окружение. Системы действия, по П., явл. открытыми системами, и чтобы продолжать свое существование, они должны удовлетворять четырем функционально необходимым условиям: адаптации, целеполагания, интеграции, латентности (сохранности структуры). В системе действия П. выделяет четыре подсистемы: систему организма (выполняющую функцию адаптации), систему личности (функция целеполагания), соц. систему (функция интеграции), систему культуры (функция сохранения структуры), к-рые делают возможным существование действия и ограничивают пространство выбора. На основе этого П. строил абстрактную формализованную модель системы действия, включающую культ., соц., личностную и органическую подсистемы, находящиеся в отношениях взаимообмена. В кн. «Структура социального действия» (1937) чел. действие рассматривается как самоорганизующаюся система, описываемая следующими специфическими чертами: 1) символичность — регуляция осуществляется при помощи языка, ценностей и т.д.; 2) нормативность — зависимость действия от общепринятых норм и ценностей; 3) волюнтаристичность — независимость действия от внешн. условий среды, но при этом зависимость от субъективных «определений ситуации». Одной из гл. составляющих концепции П. явл. т.н. инвариантный набор функциональных проблем: адаптации, целедостижения, интеграции, воспроизводства структуры и снятия напряжения, решение к-рых обеспечивается специализированными подсистемами. Так, внутри соц. системы функцию адаптации обеспечивает экон. подсистема, функцию целедостижения — полит. подсистема, функцию интеграции — правовые ин-ты и обычаи, функцию воспроизводства структуры — система верований, мораль и органы социализации (включая семью и ин-ты образования). Соч.: Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. М., 1965. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПАРСОНС ТОЛКОТТ

13 декабря 1902, КолорадоСпрингс — 8 мая 1979, Мюнхен) — американский социолог, глава школы структурного функционализма. Образование получил в Лондонской школе экономики и Гейдельбергском университете. С 1927 преподавал в Гарвардском университете, с 1944 — профессор, а с 1946 — руководитель отделения социальных отношений в Гарвардском университете. При разработке своей общей логико-дедуктивной теоретической системы человеческой реальности опирался на идеи Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера, а также английского экономиста А. Маршалла. Специфику социального действия Парсонс видел в его символическом характере (о чем свидетельствует использование таких механизмов регуляции, как язык, ценности и др.), в его нормативности (зависимости от общепринятых норм и ценностей), наконец, в его волюнтаризме (некоторой иррациональности, зависимости от субъективного видения ситуации). Исходными для теории социального действия являются понятия «деятель», «ситуация», «ориентация деятеля на ситуацию». Рассматривая мотивационную структуру социального действия, Парсонс выделил познавательную (когнитивную) ориентацию, включающую способность выделить в окружающем мире отдельные объекты по их свойствам, месту и т. п., катектическую ориентацию-способность выделить объекты, имеющие для субъекта положительную ценность с точки зрения удовлетворения его потребностей, оценочную ориентацию-способность произвести дальнейший отбор объектов с точки зрения их первоочередности. Кроме того, для характеристики социального действия важна способность субъекта ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению, а также предвидеть, к чему могут привести изменения в ситуации. Вводя понятие экспекгации, Парсонс обозначил тот факт, что социальное действие ориентировано на ожидания других партнеров по ситуации и зависит от них. Наконец, ценностная ориентация, задаваемая культурой, регулирует действие в зависимости от объективно существующих «внешних символов» — ценностей или норм. Т. о., Парсонс различал в социальном действии относительно автономные сферы личности с ее потребностями и культуры.
Разрабатывая общеметодологические принципы социологии в духе системного и функционального подходов, Парсонс главной считал проблему сохранения общественного равновесия (понятие, заимствованное у Парето), поддержания общественного порядка, данного стабильного состояния. Социальные конфликты, революции и пр. потрясения суть проявления болезненного состояния общества. С позиций функционализма Парсонс рассматривал каждое общественное явление с точки зрения его роли в поддержании стабильности и равновесия в обществе и сформулировал набор функциональных проблем, решение которых необходимо для сохранения целостности общественной системы. Среди них проблемы: адаптации системы к внешним объектам, достижения целей, интеграции общества и воспроизводства структуры и поддержания культурных образцов, а также снятия напряжений.
На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостюкения — политическая, интеграции — правовые институты, а воспроизводства структуры — культура (система верований, мораль, органы социализации индивида).
Структурно-функциональный анализ Парсонса был сосредоточен гл. о. на исследовании механизмов функционирования общества. Обратившись в конце жизни к проблеме общественного развития, Парсонс рассматривал его в духе эволюционной теории, положив в основу принцип функциональной дифференциации. Появление качественно нового в ходе общественного развития в сущности отрицалось.
Теоретико-методологические концепции Парсонса оказали значительное влияние на современную западную социологию и продолжают развиваться и уточняться. Вместе с тем консерватизм и чрезмерная усложненность его концепции стали объектом критики радикально настроенных социологов.
Соч.: Общетеоретические проблемы социологии.— В кн.: Социология сегодня. М-, 1965; Система современных обществ. М., 1997; The Structure of Social Action. N. Y, 1937; The social System. N. Y, 1951; Societies: Evolutionary and comparative Perspectives. Englewood Cliffs (N. J.), 1966; Action Theory and the Human Condition. N. Y, 1978.
В. Осипова

Источник: Новая философская энциклопедия

ПАРСОНС ТОЛКОТТ

(р. 13 дек. 1902) – амер. бурж. социолог-теоретик. Уроженец США, образование получил в Лондоне (Лондонская школа экономики, где слушал лекции Хобхауза и Гинсберга) и в Гейдельберге (степень доктора социологии за дисс. "Понятие капитализма у М. Вебера и В. Зомбарта" – "„Capitalism“ in recent German literature: Sombart and Weber", 1927, опубл. в "Journal Political Economy", 1928, v. 36; 1929, v. 37). С 1944 – профессор и в 1944–46 – руководитель социологич. отделения, а с 1946 – отделения социальных отношений Гарвардского ун-та, ставшего центром теоретич. социологии в США. П. принадлежит большое число работ по теоретич. социологии, а также по эмпирич. исследованию социальной стратификации, социологии профессий и др. Он перевел на англ. яз. работу М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" ("Protestant ethic and spirit of capitalism", N. Y., 1930). Концепции, развиваемые П., группируются по двум направлениям. 1) Попытка разработать теоретич. схему "социального поведения" (см. Поведения социального концепция), в социального действия теории, приводящая к психологизации социологич. проблем. 2) Разработка общеметодологич. принципов и понятийного аппарата социологии. Гл. проблема, к-рую пытается решить П., – это проблема удержания общества в данном стабильном состоянии. Вслед за Спенсером и Парето, П. считает центральным в социологии понятие "равновесия". Его концепции не чужд телеологизм: общество, по П., всегда стремится к состоянию некоего "абс. равновесия", а социальные конфликты и борьба тенденций представляют явления "болезни" общества. П. развивает эти идеи на основе принципов функционализма в социологии, согласно к-рым существо каждого элемента и явления в жизни общества определяется его ролью в поддержании "равновесия". В связи с этим П. формулирует т.н. "функциональные предпосылки" общества: удовлетворение биологич. и психологич. нужд достаточной части членов данного общества; эффективная деятельность органов "социального контроля", воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами; соответствие индивидуальных мотиваций членов общества этим нормам, в связи с чем данные индивиды выполняют предписанные им обществом роли и задачи. Консервативная идейная направленность концепций П. на сохранение существующего в обществе порядка, status quo препятствует науч. проведению принципа функционального рассмотрения явлений и процессов обществ. жизни. В учении П. также затушевывается, а в большинстве случаев прямо отвергается функциональный подход для установления путей изменения общества и соотношения различных его элементов в процессе этого изменения. Рассмотрение П. таких проблем, как "социализация", т.е. приобретение индивидом норм и ценностей данного общества, "социальный контроль", "социальное изменение", "социальное отклонение" (нарушение индивидом норм данного общества), характеризуется последоват. проведением позиции консерватизма. Рассматривая "социальную структуру", П. делает центром внимания проблему поддержания существующего социального деления. В учении о "социальной стратификации" П. не выходит за рамки существующих бурж. теорий, выдвигая в качестве "специфически-социологич." понятия социального расслоения деление общества на "группы престижа", "группы уважения" и т.д., вместо социально-экономич. групп. П. выступает в качестве одного из ведущих представителей "социологии институтов", уделяя гл. внимание рассмотрению экономич. институтов, семьи и политич. институтов. Согласно П., в основе всех закономерностей в жизни общества лежат те или иные изменения в форме обществ. сознания, прежде всего психологич. и этич. явлений – изменения ценностей, норм, обычаев и т.д. Их структуру П. объявляет существом структуры "социальных институтов". Так, существование собственности – результат наличия в обществе ценностей, признающих ее "естественность". Представления П. о явлениях распределения власти, классов в т.д. в амер. обществе лежат в рамках "теорий технократии": согласно П., власть в США сосредоточена " руках "специалистов", отнявших в результате "мирной революции" власть у собственников. Теории П. представляют собой последоват. апологию капиталистич. общества. Выступая сторонником "социального порядка" и обосновывая его как "естеств. форму" общества, П. тем самым санкционирует господствующие в США формы бюрократич. организации общества. Соч.: The structure of social action, N. Y.–L., 1937, 2 ed., Glencoe (Ill.), 1949; Essays in sociological theory pure and applied..., Glencoe (Ill.), 1949, 2 ed., Glencoe (Ill.), 1954; Toward a general theory of action (ed. with E. A. Shils), Camb., 1951; The social system, Glencoe (Ill.), 1952; Working papers in the theory of action, Glencoe (Ill.), 1953 (соавтор); Psychology and sociology, в кн.: Becker H. [а. о.], For a science of social man. Convergences in anthropology, psychology and sociology, ed. J. P. Gillin, N. Y., 1954; Family socialization and interaction process, Glencoe (Ill.), 1955; Economy and society, Glencoe (Ill.), 1956 (совм. с N. J. Smelser); An approach to psychological theory in terms of the theory of action, в кн.: Psychology. A study of a science, ed. S. Koch, N. Y.–Toronto–L., 1959; Structure and process in modern societies (A collection of essays) Glencoe (Ill.), 1960; Theories of society, ed. T. Parsons [a. o.], v. 1–2, Glencoe (Ill.), 1961; Social structure and personality, N. Y., 1964; в рус. пер. – Общетеоретич. проблемы социологии, в кн.: Социология сегодня, М., 1965; Многочисл. ст. в журн.: "American Sociological Review"; "American Journal of Sociology"; "Social Forces", "Psychiatry" и др. Лит.: Новиков Н. В., Совр. амер. капитализм и "теория социального действия" Т. П., "ВФ", 1963, No 3; Здравомыслов А. Г., Проблема интереса в социологич. теории, Л., 1964; Sоrоkin P., Fads and foibles in modern sociology and related sciences, Chi., 1956; Mills Сh. Wr., The sociological imagination, ?. ?., 1959; The social theories of Talcott Parsons, ed. by M. Black, N. Y., 1961; Вauman Z., Parsons czyli konserwatyzm skodyfikowany, в кн.: Filozofia i socjologia XX wieku, pod red. B. Baczko, Warsz., 1962. H. Новиков. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
459.16 кб

Структурный функционализм Толкотта Парсонса

Батыгин Геннадий Семенович
The paper is presented in a form of a Sociology textbook chapter and is devoted to Talkott Parsons' theory main concepts analysis.
Читать PDF
385.61 кб

Толкотт Парсонс и развитие теории организации

Мацкевич Ирина Владимировна
Статья посвящена рассмотрению места и роли социальной организации в «Общей теории действия и социальной системы» Т.Парсонса. Обсуждается оценка вклада Т.
Читать PDF
268.57 кб

Теория политической системы Толкотта Парсонса

Галактионов Василий Иванович
Представлен анализ теории политической системы Толкотта Парсонса, ее влияние на современную российскую политологическую науку и ее изучение. Рассмотрена история возникновения данной теории в России.
Читать PDF
375.50 кб

РОЛЬ И МЕСТО СИМВОЛА В СОЦИОЛОГИИ ТОЛКОТТА ПАРСОНСА

Кармадонов Олег Анатольевич
Статья посвящена анализу одной из наиболее разработанных и перспективных трактовок символического в социологии, данной Толкоттом Парсонсом.
Читать PDF
191.11 кб

Бщая теория действия Толкотта Парсонса и ее роль в развитии юридической мысли

Кучеренко П.А.
Рассматриваются проблемы «общей теории социальных систем» или системного функционализма Толкотта Парсонса.
Читать PDF
644.29 кб

98. 02. 006. Герхардт У. Толкотт Парсонс и трансформация германского общества в конце второй мировой

Фомичев П. Н.