диалог Платона, написанный в основном до 2-й сицилийской поездки. Назван по имени представителя элейской школы Парменида. В диалоге воспроизводится беседа, которую на Великие Панафинеи в 450 вели в доме Пифодора, слушателя Зенона Элейского, 65летний Парменид, 40летний Зенон, 20летний Сократ и юноша Ари
стотель, впоследствии - один из тридцати тиранов. Беседу со слов Пифодора излагает для некоего Кефала из Клазомен младший сводный брат Платона Антифон, с к-рым Кефала сводят родные старшие братья Платона Адимант и Главкон.
«П.» - наиболее трудное для понимания из всех соч. Платона. В диалоге, помимо введениярамки, две самостоят. части: 1) Сократ против тезиса Зенона о невозможности многого выдвигает учение об идеях; 2) Парменид его критикует и - не отвергая окончательно - говорит о необходимости для философа диалектич. упражнений; 3) Парменид в беседе с Аристотелем развивает диалектику единого.
Против теории идей Парменид выдвигает три возражения: 1) вещи не могут приобщаться к идее в целом, поскольку, оказавшись сразу во многих вещах, единая Идея будет отделена от себя самой; но они не могут приобщаться и к части идеи, поскольку тогда единая идея окажется многим; 2) созерцая, напр., идею великого и великие вещи, мы должны порождать новую идею великости в качестве того третьего, к-рому были бы подобны и данная идея, и вещи, и так до бескнечности; 3) идеи и вещи существуют независимо друг от друга (раб не может быть рабом идея господина), поэтому знание вещей не дает Знания идей, а знание идей- знания вещей: люди не могут знать идей, а боги - вещей чувств. мира; однако отказ от идей уничтожает всякую возможность рассуждения. Такова 1-я часть, так или иначе свидетельствующая о кризисе теории идей у Платона, тогда как 2-я говорит о его стремлении заново очертить возможности диалектич. метода.
Во 2-й части рассмотрены 8 предпосылок («гипотез»), или, точнее, тезисы и антитезисы четырех антиномий: что следует для единого и для иного, если единое а) существует и б) не существует . Если единое существует, оно - единое, а не многое: значит. у него нет частей, начала, конца, середины, очертаний, оно не находится в ином и в себе самом, лишено движения и вообще изменения, тождества, различия, подобия, числа, меры и времени; но тогда оно никак не причастно бытию, т. е. не существует и как единое; 2) но если единое существует, оно причастно бытию, и тогда ему можно приписать все предикаты, отвергнутые в 1-м случае; 3) при этом иное оказывается множеством, причастным в каждой своей части и в целом единому; 4) но если единое и иное совершенно отдельны друг от друга, то иное не причаство единому и единое не существует для него; 5)если единого не существует, оно одновременно оказывается причастным и непричастным разным идеям, но в то же время 6) ничего не претерпевает; 7) при этом иное также будет причастно противоположным идеям, и даже 8) вообще ничего иного не будет.
2-я часть диалога еще в античности вызывала споры: тем, кто видел в ней всего лишь диалектич. упражнение, возражали неоплатоники, к-рые в последовательности «гипотез» «П.» видели изображение структуры универсума. Плотин связывал с первыми тремя «гипотезами» учение об едином, уме (нусе) и душе. Амелий 8 гипотез диалога понимал как иерархию единого, ума, разумных душ, неразумных душ, материи, могущей принять формы, упорядоченной материи, чистой материи я формы, соединенной с материей. Порфирий и Ямвлих выделяли 9 «гипотез» (получавшиеся при делении 2-й на две); Плутарх Афинский предложил деление 2-й части на 5 и 4 гипотезы: в первых пяти речь идет о боге, уме и душе, овеществленных формах и материи; в последних четырех изображается то, что реально не существует - поскольку ничто не может существовать без единого. Эту схему уточйил Сириан и разработал Прокл, построивший на основе «П.» свою «Теологию Платона». Неоплатонич. толкование 1-й гипотезы «П.» повлияло на Псевдо-Дионисия Ареопагита, а через него - на всю ср.-век. мысль и философию Возрождения (Николай Кузанский, Фичино). Гегель видел в «П.» величайшее достижение антич. диалектики.