ПАРЕТО ВИЛЬФРЕДО

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПАРЕТО ВИЛЬФРЕДО
(1848—1923) — итальянский социолог и политэконом. Стремился применять строгий метод, заимствованный у математики и физики, для исследования экономических и социальных сил и положений экономического равновесия. Специфический динамический фактор социального организма — «элита», богатая инстинктами, создающая и усовершенствующая идеологию. Закон (распределение) П. упрощённо интерпретируют так: в государстве 10 % богатых должны быть богаче 10 % самых бедных не более чем в 10 раз.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ПАРЕТО Вильфредо
итальянский социальный философ. Пытался применить строгий и точный метод, заимствованный у математики и физики, для исследования экономических и социальных сил и положений экономического равновесия. Мышление человека, согласно Парето, определяется его деятельностью, структура общества и структура действия являются производными от развитого всюду инстинкта. Уподобил общество пирамиде, наверху которой всегда оказываются вожди, элита, способная благодаря выдвигаемой ею системе идей управлять массами, при этом, однако, подчеркивал, что никакая элита не способна управлять обществом абсолютно эффективно и оставаться у руля очень долго, потому что всегда действует в своих собственных односторонних и не осознанных до конца интересах, хотя убеждена в рациональных основаниях своей власти. История, по Парето, является круговоротом элит.
Даты жизни. Родился 15.7.1848 в Париже. С 1894 профессор в Лозанне. Умер 20.8.1923 в Селиньи (близ Женевы).

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ПАРЕТО Вильфредо
швейцарский политэконом; р. 15.7.1848 (Париж) — ум. 20.8.1923 (Колиньи); профессор в Лозанне (с 1894). Отвергнув исторический материализм, Парето пытался применить строгий и точный метод, заимствованный у математики, соответственно физики, для исследования экономических и социальных сил и положений равновесия. Мышление человека определяется его деятельностью, структура общества и структура действия являются «производным» (итал. derivazioni), и именно от разлитого всюду инстинкта. Мыслительные системы такого «выведения» являются «скрыто-идеологическими». Специфическим динамическим фактором социального организма являются «элиты», богатые инстинктами, создающие и усовершенствующие идеологию. Осн. соч.: Les systèmes socialistes, 2 vol., 1902; L’économie et la sociologie, 1907; Manuel d’économie politique, 1909; Fatti e teorie, 1920; Trattato di soziologia generale, 3 vol., 1923; Transformazione délia democrazia, 1921.
-H. Bousquet. P., le savant et l’homme. Lausanne, 1960; R. Hamann. P.s Elitentheorie und ihre Stellung in der neueren Soziologie, 1964; G. Eisermann. V. P. — Ein Klassiker der Soziologie, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПАРЕТО Вильфредо
15.7.1848, Париж - 20.8.1923, Селиньи, близ Женевы), итал. социолог и политэконом, представитель математич. школы в бурж. политэкономии. Социологич. концепция П. соединяет В себе противоречащие друг другу моменты - логическиэкспериментальную методологию, требующую точности и направленную против оценочнопсихологич. и умозрит. подхода к обществ. явлениям, и тезис о том, что основу обществ. процессов составляют человеч. поступки, определяемые преим. иррациональным, инстинктивным, т. е. тем, что в принципе невозможно точно описать и рационально объяснить.
Являясь одним из лидеров психологич. направления в социологии, П. утверждал, что социальное развитие определяется поступками людей, к-рые делятся на логические (целесообразные, руководимые осознанными целями) и нелогические, т. е. неосознанные, инстинктивные. Движущей силой обществ. развития служат нелогич. поступки, в основе к-рых лежит комплекс побудит. инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих устой чивую психологич. константу любого нелогич. поступка. Этот комплекс П. назвал «остатком» (residue), Имея в виду то, что остается, если из всей Совокупности социальных действий и мыслей удалить все несущественное и поверхностное. Но человеку изначально задана и потребность в логич., вернее псевдологич., обосновании постфактум своего поведения. Поэтому каждый нелогич. поступок обязательно содержит и изменчивые интерпретации «остатков», к-рые объясняют, но в то же время и маскируют их. Эти элементы П. назвал «производными» (derivazioni). Их наличие не говорит о сознат. лицемерии, ибо человек, как правило, верит в истинность указанных обоснований. Охватывая массы, «производные» могут превращаться в идеологии и религ. доктрины. Классификацию «остатков» и «производных» П. положил в основу объяснения всех обществ. явлений, считая, что их комбинациями конкретно определяется тот или иной социальный процесс или феномен. Исходя из этой искусств.схемы, П. строил объяснение механизмов обществ. жизни.
Общество, по П., это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистич. интересы, отд. слоев и классов парализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным распределением «остатков» среди них. В частности, способностью к руководству обладают немногие - те, кто составляет элиту. П. мыслит общество как пирамиду, наверху к-рой находятся немногие высокоодаренные люди - вожди. История, по П. - арена постоянной борьбы элит за власть. «Циркуляция элит» является непреложным законом обществ. жизни и определяется комбинациями «остатков» у правящего слоя. Каждый тип элит обладает лишь огранич. преимуществами и не удовлетворяет всем требованиям руководства и управления обществом, поэтому сохранение социального равновесия требует постоянной смены элит, осуществляемой с помощью насилия. «Производные» - в форме социальных теорий и филос.-историч. учений - являются лишь средством в борьбе элит и способствуют, по П., принуждению масс к повиновению. Резко враждебно относясь к марксизму и революц. движению рабочего класса, упрекая марксизм за переоценку экономич. факторов, П. в то же время враждебно относился к идеалам бурж. демократии. Это было использовано впоследствии идеологами фашизма, хотя сам П. отрицательно отнесся к фашизму. Наивысшим принципом политич. жизни П. считал власть безотносительно к этич. оценке тех приемов, с помощью к-рых она достигается.

Источник: Советский философский словарь

ПАРЕТО Вильфредо
(1848—1923) — итал. социолог, политэконом и политолог, один из представителей теории элит. Получил классич. гуманит. и техн. образование; по окончании Политехн. шк. в Турине (1869) защитил магистерскую дис. по математике «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах». Проф. каф. политэкономии Лозаннского ун-та (с 1894). Осн. соч.: «Курс политической экономии» (1896—7), «Социалистические системы» (2 т., 1902), «Экономика и социология» (1907), «Руководство по экономической социологии» (1909), «Факты и теория» (1920), «Компендиум общей социологии» (1920), «Трансформация демократии» (1921). Наряду со мн. социологами своего времени пытался преодолеть «соц. метафизику» (к к-рой относил и марксистский истор. материализм (см. Материализм исторический)) на основе применения методов биологии к исследованию соц.-полит. сферы. В отличие от ведущих теоретиков биологизма (Конт, Спенсер и др.), П. считал возможным строго матем. моделирование соц. процессов через описание функциональных взаимосвязей между эмпирич. достоверными фактами соц. взаимодействия, полагая при этом, что основой чел. деятельности явл. иррациональные инстинкты («псих. предиспозиции»). Рациональные построения любого рода (в т. ч. полит. теории и идеологии) есть лишь средство маскировки истинных мотивов поведения индивидов и соц. групп. Для обозначения разл. вариантов идеологии как ложного сознания П. ввел термин «деривация» (итал. derivazio, от лат. derivatus — выведенный, производный), получивший широкое распространение в совр. соц.-гуманит. науке. Согл. П., деривации выполняют двойную функцию: самооправдание субъекта соц.-полит. действия и репрезентация его действий в виде, приемлемом для массового сознания; они формируются по принципу зеркального соответствия действительным мотивам: низменные побуждения выражаются в форме религии, эгоистические — в проповеди альтруизма, аморальные — в морализаторстве и т.п. Устойчивые чувства, коренящиеся в иррациональных слоях психики («остатки»), делятся на шесть осн. классов: «инстинкт комбинаций» (стремление к соц. изменениям), «постоянство агрегатов» (стремление к воспроизводству существующих соц. структур и отношений), «эмотивизм» (стремление проявлять чувства и личную заинтересованность во взаимоотношениях с окружающими), чувство социальности, инстинкт собственности и половой инстинкт. Об-во в целом П. рассматривал как систему, находящуюся в динамическом равновесии, к-рое поддерживается благодаря циклической ротации правящих элит. Элиты объединяют индивидов, способных наиболее рационально направлять действия «остатков» и производить деривации, позволяющие эффективно манипулировать массами посредством обмана («элита лис») или угрозы насилия («элита львов»). Функционирование элит также подчиняется з-ну циклического развития, проходя стадии от формирования, расцвета и стабилизации к загниванию и распаду (вытеснению конкурирующими элитами). Наряду с жесткой критикой идеологии П. указывает на ее мобилизационные и организационные функции, считая полит. деятельность в совр. условиях фактически немыслимой без идеологич. манипулирования. Ряд идеологов итал. фашизма считали П. своим учителем и использовали его авторитет для оправдания режима Муссолини, хотя сам он придерживался либерально-республиканских взглядов. Югославский социолог и экономист Дж.Джуран на основе т.н. «з-на П.» сформулировал «принцип П.» (1941), согл. к-рому экон. блага в совр. об-ве распределяются так, что 20% собственников (или людей, контролирующих производство и распределение к.-л. продуктов) распоряжаются 80% материальных ресурсов (благ, производимых продуктов) об-ва. Соч.: Компендиум общей социологии. М., 2007. Лит.: История политических и правовых учений / Под ред. В.С.Нерсесянца. М., 1997; Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПАРЕТО ВИЛЬФРЕДО

(15 июля 1848 – 20 авг. 1923) – итал. бурж. социолог и политэконом. В 1893–1906 – проф. политич. экономии Лозаннского ун-та. В социологич. концепции П. противоречиво соединены логически- эксперимент. методология, направленная против оценочно-психологич. и умозрит. подхода к обществ. явлениям, и тезис о том, что источник обществ. развития – психология человека. Все филос., моральные и политич. предпосылки, по П., должны исключаться из социологии, равно как и претензия на абсолютность науч. истины. Для П. характерно отрицание монистич. причинного подхода. Социология и политич. экономия, с его т. зр., как и любая точная наука, имеет дело только с выяснением функциональной зависимости между явлениями, к-рые все выступают как равнозначные. П. выдвинул требование вскрыть за сплетением идей реальные силы, определяющие поведение людей. Он считал, что человек не поступает так, как он думает, а думает так, потому что он так поступает; для него первично не мышление, а поступки. Последние делятся П. на логические и нелогические; первые определяются осознанными целями, вторые – неосознаны, иррациональны. По П., обществ. развитие обусловлено нелогич. действиями. Каждый нелогич. поступок П. разлагал на три элемента: внешнее протекание действия, обоснование поведения, имеющееся у действующего, и фактич. психич. состояние действующего, определяющее осуществление действия. Комплекс побудит. инстинктов, стремлений, чувств и интересов составляет, по П., относительно устойчивую психич. константу любого нелогич. действия, к-рую он назвал остатком (residue). Вторым осн. элементом нелогич. действий являются изменчивые интерпретации этих остатков, к-рые объясняют их, но в то же время и маскируют. Этот тип явлений П. называл производными (derivazioni) и связывал их с тем, что человеку, как существу чувства, веры, а не разума, изначально присуща потребность в логическом или, вернее, псевдологическом обосновании post factum своего иррационального поведения. Человек, как правило, верит в истинность этого обоснования. Возрастая и охватывая массы, "производные" могут достигать уровня идеологий, религ. представлений. В основу объяснения всех обществ. явлений П. положил определ. классификации "остатков" и "производных", к-рые, вступая во взаимодействия друг с другом, и определяют конкретно тот или иной социальный процесс или явление. Исходя из этой искусственной и ненауч. схемы, П. строил объяснение механизмов обществ. жизни. Общество, с его т. зр., является системой, находящейся в равновесии, поскольку выступает как результат взаимно парализующих друг друга антагонистич. интересов отд. слоев и классов. Антагонизм вызывается социальным неравенством людей, связанным с неравномерным распределением "остатков" среди них. В частности, способностью руководить обладают лишь немногие (элита). П. выдвинул идею, согласно к-рой история является ареной постоянной борьбы элит за власть. Процесс смены элит ("циркуляция элит") связан с комбинациями "остатков" у правящего слоя. Согласно П., любой обществ. процесс распадается на три цикла: политический, экономический и идеологический. Каждый цикл определяется двумя осн. типами элит – в политике это "львы" и "лисы", в э к о н о м и к е – "рантье" и "спекулянты", в и д е о л о г и и – "оптимисты" и "скептики". Соответственно типу элит, обществ. развитие то ускоряется, то замедляется. "Львы" – политич. вожди, убежденные в абсолютности своей веры в идеальные цели, – используют власть для их осуществления. Для этого типа элит характерен консерватизм в правлении. Правящий класс со временем вымирает и пополняется отд. представителями из неправящего класса. Этот процесс ведет к перераспределению остатков, в результате чего возникает второй тип элит – "лис" – вождей, не верящих в абсолютность своих целей и использующих для достижения власти обман и политич. спекуляцию. Каждый тип не удовлетворяет вечным проблемам руководства; поэтому необходима постоянная смена элит, к-рая осуществляется с помощью насилия. Творч. сила элит, по П., – основа всех обществ. процессов. "Производные" в форме социальных теорий и философско-историч. концепций являются лишь средством в борьбе элит и служат тому, чтобы принудить массы к согласию и повиновению. Для совр. капиталистич. общества, по П., характерна фаза господства элиты "лис" (к-рую он назвал "демагогич. плутократией"). Резко враждебно относясь к марксизму и революц. движению рабочего класса и повторяя "обвинения" против марксизма в переоценке экономич. фактора, П. в то же время враждебно относился и к идеалам бурж. демократии, что впоследствии было использовано идеологами фашизма. (Муссолини называл П. своим учителем; сам П. относился к фашизму резко отрицательно). Наивысшим принципом политич. жизни П. считал власть, безотносительно к способу ее достижения. Идеи П., особенно теория элиты, оказали большое влияние на бурж. социологию. Однако начиная с 40-х гг. растет число социологов, критикующих реакц. направленность и антиинтеллектуализм социологии П., ее схематичность и абстрактность. Соч.: Cours d´?conomie politique, v. 1–2, Lausanne, 1896–1897 (пер. на итал. яз. – Torino, 1961); Le p?ril socialiste, [P.], 1900; Corrispondenza, Padova, 1948; Forma ed equilibrio sociale..., Bologna, 1959. Лит.: Беккер Г., Босков ?., Совр. социологич. теория, пер. с англ., М., 1961; Eisermann G., V. Pareto als National?konom und Soziologe, T?bingen, 1961. И. Добронравов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ПАРЕТО (Pareto) Вильфредо (1848-1923)
итальянский мыслитель, социолог и экономист, внесший оригинальный вклад в экономическую теорию и социологическую науку. Профессор в Лозанне (с 1894). Основные сочинения: "Трактат всеобщей социологии" (1916), "Экономика и социология" (1907) и др. Член т.наз. "Лозанской экономической школы", занял в ней особое место своими разработками проблем потребностей, обосновав понятие "полезность" как критерий потребностей человека, разработал экономическую модель "кривых безразличия", по которой можно абстрактно рассчитать пропорции между количеством двух различных товаров по определенным ценам таким образом, что при данном уровне доходов потребитель наконец найдет такую комбинацию, которая может считаться наиболее благоприятной для удовлетворения его потребностей. Своими графически изображенными конструкциями П. связывал представления возможных производителей и потребителей. По П., эта модель применима для любого общества. В социологии П. известен прежде всего своей теорией "циркулирующей элиты" и концепцией "нелогического действия". Подвергнув критике "гуманитарные", "позитивистские", "механистические" социологии, П. ставил задачу разработки "исключительно экспериментальной" социологии, подобно химии, физике и другим аналогичным наукам. Предметом социологии, по П., является поведение людей. Он подчеркивал иррациональный и алогичный характер человеческого поведения. Все поступки людей П. разделил на логические и нелогические. Первые - это целесообразные, руководимые осознанными целями, поступки. Вторые - это неосознанные, инстинктивные поступки. В самой жизни оба типа выступают всегда в смешанной форме. Движущей силой общественного развития служат нелогические поступки, в основе которых лежит комплекс побудительных инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих устойчивую психическую константу любого нелогического действия. Этот комплекс П. назвал "остатком" (residue). Но человеку изначально задана и потребность в логическом, вернее, псевдологическом, обосновании постфактум своего поведения. Поэтому каждый нелогический поступок обязательно содержит и изменчивые интерпретации "остатков", которые объясняют, но и в то же время маскируют их. Эти элементы П. назвал "прозводными" (derivazioni). "Остатки" П. разделил на шесть следующих классов: 1) инстинкт комбинаций, он чаще всего встречается у добивающихся успеха политиков; 2) постоянство агрегатов, которое обусловливает, например, длительное существование династий, опирающихся на "законность" и устойчивость религиозных взглядов; 3) потребность в демонстрации собственных чувств, скажем, через ритуальные или культовые действия или сохранение форм проявления почтения при иерархическом строе; 4) инстинкт общительности, с которым связана, например, потребность в признании социальной группой; 5) инстинкт целостности индивида, направленный на обеспечение безопасности собственности и личности, стремящейся к тому же получить предпочтение со стороны общества; 6) инстинкт сексуальности, на который накладывается табу с помощью мифов или требования публично демонстрировать добродетели. "Производные" П. тоже классифицировал на четыре группы: 1) простые утверждения; 2) утверждения, подкрепленные каким-либо авторитетом; 3) утверждения, опирающиеся на манипулятив-ное использование чувств, например, заигрывание с народом в личных или партийных интересах; 4) утверждения, зависящие исключительно от словесных доказательств. Каждый класс "остатков" состоит из многих элементов, а четыре класса "производных" состоят из семнадцати различных форм. Пятьдесят два "остатка" (П. перечислил именно столько) могут вступать в различные сочетания друг с другом и с семнадцатью формами "производных". Следовательно, вполне логичны упреки критиков П. о "неустойчивости", "противоречивости" и "несовместимости компонентов" его системы логических и нелогических мотивов, всей его теории "социального равновесия". Классификацию "остатков" и "производных" П. положил в основу объяснения всех общественных явлений, считая, что их комбинациями конкретно определяется тот или иной социальный процесс или феномен. Так, разрабатывая и демистифицируя различные "производные", П. показывает, что юридические теории являются не обоснованием действительного применения законов, а всего лишь использованием ложных аргументов в соответствии с корыстными целями. Моральные "производные" служат сокрытию аморальных целей, религиозные - прикрывают низменные чувства, общие всем эпохам и народам. Методологическую основу его теории "циркулирующей элиты" тоже составляет парадигма "остатков" и "производных". Именно они лежат в основе объяснения классовых отношений, социальных противоречий, общественного неравенства, смены политической власти, эволюции ее форм, государства и т.п. Общество, по П., это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы отдельных слоев и классов нейтрализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным распределением "остатков" среди них. В частности, способностью к руководству обладают немногие - те, кто составляет элиту. Деление на способную к управлению элиту и неэлиту П. считает существенной чертой всех человеческих обществ, а "круговорот" элит, их стабилизацию и иерархию, - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Согласно этой концепции, индивиды, наделенные от рождения "остатками", т.е. предрасположенностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана ("лисы") или способностью применения насилия ("львы"), создают два различных типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчезновения соответствующих "остатков" с последующей деградацией элиты, приводящей ее к упадку. Если правящая элита не противодействует этому путем кооптации новых членов из низших классов, в изобилии обладающих соответствующими качествами, то наступает социальная революция, весь смысл которой, согласно П., заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки - элиты общества. В области хозяйственной деятельности "львам" и "лисам" соответствует типы "спекулянтов" и "рантье", прототипами которых являются бизнесмены и их противоположность - робкие вкладчики, живущие стрижкой купонов. Преобладание в обществе "рантье" - свидетельство стабилизации общества, переходящей затем в загнивание. Преобладание "спекулянтов" предопределяет развитие в социальной и экономической жизни, чреватое катаклизмами. Стабильность достигается именно за счет их последовательной смены - "круговорота элит". В концепции П. политические и экономические изменения связаны с циклами духовного производства - интеллектуального, религиозного, художественного и т.п. Здесь происходит ритмическая смена периодов веры и скептицизма, в основе которых в конечном счете лежат "остатки" первого и второго классов. Идеи социологической теории П. ныне широко используются политологами, сторонниками структурно-функционального анализа, исследователями средств массовой коммуникации и др.
Г.П. Давидюк

Источник: Новейший философский словарь