(санскр., пал. papa — дурное, зло) — одно из основных обозначений негативного поведения и состояния бытия индивида в брахманистских, буддийских и джайнских текстах, основная оппозиция пуньи. Слово «П.» присутствует уже в «Ригведе» и в наиболее ранних текстах брахманической прозы.
В «Чхандогьяупанишаде» желающий зла знающему истину уподобляется кому земли, к-рый разбивается о камень (1.2.8).
В «Прашна-упанишаде» доброе деяние (пунья) ведет человека в добрый мир, зло - в дурной (papaloka), «смешанное» — в мир людей (III.7).
В пал. текстах П. также является антонимом пуньи (punfia). П. посвящена специальная глава знаменитого дидактического стихотворного текста «Дхаммапады»: от П. следует удерживать свой ум, а благое следует совершать скорее; накопление П. горестно, а благого - радостно; совершающие П. попадают в преисподнюю, а праведники - на небо (ст. 116-118,126).
В махаянских текстах представлены наиболее известные классификации П. Следует, напр., раскаиваться в проступках, совершенных лично, одобренных и поощренных молчаливым согласием (Бодхичарьяватарапанджика 28—29). П. и пунья образуют устойчивую оппозицию и в джайнских философских текстах.
В «Таттвартхадхигама-сутре» Умасвати модификации состояний души (асравы), благодаря к-рым в нее «вливаются» кармы, обеспечивающие ее дальнейшее перевоплощение, — соотносятся со злыми и добрыми действиями: дурная асрава обусловливается П., благая — добродетельными поступками (VI.3-4). Позднее П. включается в набор субстанций и приобретает устойчивый статус начала, обеспечивающего пребывание индивида в сансаре.
В «Йога-сутрах» два термина означают, соответственно, порок и добродетель (1.33). Рождение, продолжительность жизни и соответствующий опыт индивида «окрашены» радостью, если они обусловлены добродетельной, благой кармой (пунья) и, наоборот, страданием — если П. (11.14). Весьма важная интерпретация П. представлена в «Брихадараньякопанишадбхашья-варттике» ведантиста Сурешвары. Он считает, что слово papman в «Брихадараньяка-упанишаде» (IV.3.8) означает не только дурные, но и благие действия, поскольку и те и другие ведут к перевоплощениям (и, соответственно, должны быть «сняты»), следовательно, и «заслуга» в этом смысле является пороком. См. Пунья. В.К.Шохин
0.00 байт