ПАПА

Найдено 1 определение
ПАПА
(санскр., пал. papa — дурное, зло) — одно из основных обозначений негативного поведения и состояния бытия индивида в брахманистских, буддийских и джайнских текстах, основная оппозиция пуньи. Слово «П.» присутствует уже в «Ригведе» и в наиболее ранних текстах брахманической прозы.
В «Чхандогьяупанишаде» желающий зла знающему истину уподобляется кому земли, к-рый разбивается о камень (1.2.8).
В «Прашна-упанишаде» доброе деяние (пунья) ведет человека в добрый мир, зло - в дурной (papaloka), «смешанное» — в мир людей (III.7).
В пал. текстах П. также является антонимом пуньи (punfia). П. посвящена специальная глава знаменитого дидактического стихотворного текста «Дхаммапады»: от П. следует удерживать свой ум, а благое следует совершать скорее; накопление П. горестно, а благого - радостно; совершающие П. попадают в преисподнюю, а праведники - на небо (ст. 116-118,126).
В махаянских текстах представлены наиболее известные классификации П. Следует, напр., раскаиваться в проступках, совершенных лично, одобренных и поощренных молчаливым согласием (Бодхичарьяватарапанджика 28—29). П. и пунья образуют устойчивую оппозицию и в джайнских философских текстах.
В «Таттвартхадхигама-сутре» Умасвати модификации состояний души (асравы), благодаря к-рым в нее «вливаются» кармы, обеспечивающие ее дальнейшее перевоплощение, — соотносятся со злыми и добрыми действиями: дурная асрава обусловливается П., благая — добродетельными поступками (VI.3-4). Позднее П. включается в набор субстанций и приобретает устойчивый статус начала, обеспечивающего пребывание индивида в сансаре.
В «Йога-сутрах» два термина означают, соответственно, порок и добродетель (1.33). Рождение, продолжительность жизни и соответствующий опыт индивида «окрашены» радостью, если они обусловлены добродетельной, благой кармой (пунья) и, наоборот, страданием — если П. (11.14). Весьма важная интерпретация П. представлена в «Брихадараньякопанишадбхашья-варттике» ведантиста Сурешвары. Он считает, что слово papman в «Брихадараньяка-упанишаде» (IV.3.8) означает не только дурные, но и благие действия, поскольку и те и другие ведут к перевоплощениям (и, соответственно, должны быть «сняты»), следовательно, и «заслуга» в этом смысле является пороком. См. Пунья. В.К.Шохин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
98.13 кб

В о й т ы л а к а р о л ь (Папа Римский Иоанн па- вел II). Личность и поступок: антропологический тр

Лешкова Ольга Олдржиховна
Читать PDF
243.20 кб

В каком смысле определения могут быть истинными или ложными: о работе А. Папа «Теория определений»

Оглезнев Виталий Васильевич, Суровцев Валерий Александрович
Рассматривается вопрос о возможности оценивать определения как истинные или ложные. Показано, что такого рода оценка к определениям не относится. Истинными или ложными бывают суждения или высказывания.

Похожие термины:

  • ГЕРБЕРТ ИЗ ОРИЛЬЯКА, папа Сильвестр II

    Gerben f Aurillac, Sylvester II) (ок. 945, вблизи Орильяка, Овернь—12мая 1003, Рим) — средневековый ученый и церковный деятель. Аббат Боббио (982), архиепископ Реймский (991), архиепископ Равенны (998), папа Римский (999—1003). Т
  • ПАПА—ПУНЬЯ

    санскр. papa—punya, соответственнозлое, порок и благое, заслуга) — обозначения неблагих и благих действий и их последствий в индийских мировоззренческих текстах, восходящие еще к Ригведе. По «Прашна-у
  • ПАПА-ПУРУША

    Санскр.) Букв., "Человек Греха": персонификация в человеческой форме всякого порока и греха. Эзотерически, тот, кто возрожден или перевоплощен из состояния Авичи - следовательно, "Лишенный Души".
  • ПАПА РИМСКИЙ

    лат. papa, от греч. pappas - отец) - глава католич. церкви и гос-ва-города Ватикан. Избирается кардинальской коллегией, как правило из числа кардиналов, большинством в ^з +1 голос при тайном голосовании. В Ва