ПАНТЕИЗМ

Найдено 37 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАНТЕИЗМ
философское учение, отождествляющее Бога и мир.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

ПАНТЕИЗМ
доктрина, согласно которой все есть Бог; в частности, доктрина, в которой Бог отождествляется с миром.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ПАНТЕИЗМ
(от греч. pan — все и theos — бог) — религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой, со всем мирозданием.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Пантеизм
от греч. pan — все и theos — Бог) — философское учение, отождествляющее Бога и мир. «Природа есть не что иное, как Бог в вещах» (Дж. Бруно).

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

ПАНТЕИЗМ
философское учение, отождествляющее бога и мир, растворение бога в природе, натуралистические тенденции которого с большей силой проявились в эпоху Возрождения.

Источник: Тематический философский словарь

Пантеизм
(от греч. pan – все и teo – Бог) – религиозно-философское учение, рассматривающее Бога и природу как тождественные понятия, причем природу как воплощение божества.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Пантеизм
мировоззренческая позиция, согласно которой Бог тождествен миру, природе, а не является некой вне мира существующей личностью. Пантеистический характер присущ учениям Дж. Бруно, Б. Спинозы и др.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Пантеизм
греч. pantheion pan – все + theos – бог) религиозно-философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Пантеизм растворяет природу в боге.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Пантеизм
от греч. pan - все и theos - бог) - философское учение, согласно которому бог представляет собой некое безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею. Другими словами, пантеизм растворяет бога в природе, отвергая наличие какого-либо иного сверхприродного начала.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ПАНТЕИЗМ
(от греч. pan – всё + theos - бог) – мировоззрение, отождествляющее Бога и природу, что открывало путь для изучения природы. Бог, создав природу, растворился в ней, и поэтому постижение природы уже не предосудительно, поскольку является постижением Бога. Естествознание становится богоугодным делом, тогда как прежде богоугодным считалось только изучение библейских текстов.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Пантеизм
( pantheism) - доктрина о том, что все существа и материальные предметы являются формой, свойствами или явлениями одной единственной реальности или существования. Следовательно, природа и Бог отождествляются. Невзирая на то, что это понятие нередко ошибочно применяется для описания индийской мысли и других различных религий йоги, пантеизм является точной характеристикой многих новых религиозных движений и взглядов большинства мыслителей движения Новый Век.

Источник: Новые религиозные движения.

ПАНТЕИЗМ
греч. pan — все и theos — бог) — философское учение, максимально сближающее понятия “бог” и “природа” с тенденцией к их отождествлению. П. существовал в двух формах: натуралистический П. (стоики, Бруно, отчасти Спиноза) одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами, и как бы растворяет бога в природе (бесконечный разум, мировая душа и т. п.); мистический П. (Экхарт, Николай Кузанский, Беме, Мальбранш), или “панентеизм” (греч. pan en theo— все в боге), растворяет природу в боге.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Пантеизм
(θεός Бог) — буквально всебожие или такое представление Бога, которое сливает существо Божие с бытием мира. Пантеистическое представление божества повело многие религиозные верования к обоготворению произведений природы. В сущности пантеизм, смешивая божество с миром, ставит неправильное понятие и о мире; но в нем может преобладать одна из двух форм: или он будет уничтожать бытие мира в божестве, тогда происходит акосмизм (см.), или, наоборот, будет превращать божество в природу; тогда происходит натурализм.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Пантеизм
 (греч. — все и бог) — философское учение, согласно к-рому бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею. П. растворяет бога в природе, отвергая сверхприродное начало. Термин введен Толандим. Если раньше под видом П. нередко выступал, по существу, материалистический взгляд на природу (напр., у Бруно и, в особенности, у Спинозы), то ныне он превращен в идеалистическую теорию о существовании мира в боге и представляет собой попытку примирить науку с религией.

Источник: Философский словарь. 1963

Пантеизм
философское учение, максимально сближающее понятия «Бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Концепция пантеизма исторически предшествует термину «пантеизм», который появился в XVIII веке, пантеистические идеи имелись уже в философии Древнего Мира, как западной, так и восточной. Но о зарождении собственно пантеистических идей можно говорить только начиная со Средневековья. Идеалистический (мистический) пантеизм утверждает, что природа растворяется в Боге (Н. Кузанский, Я. Беме). Материалистический (натуралистический) пантеизм утверждает, что Бог растворяется в природе (Дж. Бруно, Т. Кампанелла, Б. Спиноза).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ПАНТЕИЗМ
(греч. pan — всё + theos — бог) — религиозная философия Нового времени, трактующая роль и место Божественного в мире. П. утверждает, что Бог не существует вне природы, он во всем и всё в Боге. Природа, таким образом, сливается с Богом. Познавая природу и ее законы, человек познает Бога и учится управлять природой. Концепцию П., осужденную церковью как еретическую, разделял Дж. Бруно. Разновидностью П. было учение о «мировой душе», разлитой в природе. Подобно тому, как душа человека управляет телом и стимулирует его активность, «мировая душа» вносит закономерный порядок в природу и передает ей энергию, обеспечивающую ее вечное движение и развитие.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ПАНТЕИЗМ
философское учение, максимально сближающие понятия "бог" и "природа" с тенденцией к их отождествлению. Пантеизм существовал в разных формах: теологический (неоплатоники, Н.Кузанский), где пантеизм одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами, растворяя бога в природе. Расцвет пантеизма в Западной Европе относится к 16 – 17 в.в. Данный пантеизм можно назвать натуралистическим, он по своему выражению больше склонялся к материализму (Дж.Бруно, Б.Спиноза), утверждая, что бог не стоит выше природы и не существует вне ее; что бог – это другое название вечной, по самой уже своей сути божественной природы. В XX в. материалистический пантеизм также имел место, его разделяли некоторые ученые, например, такие, как М.Планк, Б.Паскаль, А.Эйнштейн и др.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ПАНТЕИЗМ
греч. pan - все и theos Бог) - учение о том, что все есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм). " Пантеизм - это прежде всего форма атеизма" (Шопенгауэр). Пантеизм имеет 4 осн. формы: 1) теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия (см. Акосмизм); 2) физиомонистический пантеизм, согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования (Оствальд, Геккель, Тэн); 3) трансцендентный (мистический) пантеизм, который обычно обозначают как панентеизм; 4) имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах (Спиноза, нем. идеалисты, Гете, Шлейермахер, Эйкен).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПАНТЕИЗМ
доктрина, согласно которой все есть Бог; в частности, доктрина, в которой Бог отождествляется с миром. К нему относят учение стоиков (для которых Бог — это жизненная сила, имманентная миру), Спинозы (чей знаменитый принцип Deus sive Natura отождествляет Бога и природу), Гегеля (описавшего самореализацию Бога не только в человеческой истории, но и в диалектической «истории природы»). Философский романтизм конца XVIII - нач. XIX вв. в Германии (его представителями были Нова-лис, Шлегель, Якоби, Шеллинг и вся натурфилософия) был глубоко затронут пантеистическими идеями. Христианская теология (возьмем, для примера, осуждение «атеизма» Спинозы) странным образом отождествила пантеизм с атеизмом только потому, что он отказывается от идеи личного Бога. При этом пантеизм все-таки остается концепцией божества, хотя оно и предстает в нем в форме безличной силы, наличествующей повсюду в мире и в нас. См. Теизм.

Источник: Философский словарь

Пантеизм
(от греч. pan и theos – бог) – учение, согласно которому бог не есть личность, стоящая над миром и творящая мир; он как бы растворен в мире, обнимая и объединяя его как духовное начало. История знает множество разновидностей пантеизма, но суть его именно в противоположности креационизму, трактующему бога как личность, сознательно творящую мир. Коррелятивная онтология в понимании трансцендентной реальности разделяет пантеистическое понимание духа, дополняя его последовательно апофатическим подходом и уточняя, что личностный характер трансценденции проявляется только в её неповторимости В то же время в ней не отрицается возможность внечеловеческой личностной креации, но – на уровне субъективной, а не трансцендентной реальности.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч. 1: Философия и жизнь. СПб. 1997. С. 142-147; Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 174-175.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ПАНТЕИЗМ
(от греч. pan - все и theos - бог) - учение о существовании бога не в «потустороннем» мире, а внутри самой природы, отождествление бога с природой, растворение бога в природе или, наоборот, природы в боге. Отсюда две формы П. - атеистическая, или приближающаяся к атеизму, и религ.-мистическая. Представители первой (Дж. Бруно, Б. Спиноза и др.) подчеркивали свое отрицат. отношение к личному богу, стоящему над природой, и заявляли, что природу никто не создал, что она всегда была, есть и будет и управляется присущими ей естеств. законами, что природа и есть бог. П. религ.-мистич. толка (Иоанн Скот Эриугена, Н. Мальбранш, Ф. Э. Д. Шлейермахер, совр. реакц. бурж. философы-персоналисты) утверждает, что бог существует во всех вещах, явлениях, естеств. процессах как некое сверхъестеств. начало. Тем самым протаскивается реакц. антинаучная идея о примате веры перед знанием, как, напр., это делают в США персоналисты, использующие П. для пропаганды «мировой религии». м. п. Васкин

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ПАНТЕИЗМ

(по-греч. "все есть Бог") - термин введен в начале XVIII в. Толандом для обозначения веры или философских концепций, признающих тождественность Бога и мира (природы, космоса, универсума). Пантеистичны гилозоизм (божественное действует в глубине жизни во Вселенной), имманентизм; ряд видов монизма; Индуизм (Веданта и Санкхья), стоицизм (учение о божественном и космичном Логосе), философия Дж.Бруно ("Бог есть действующая и финальная причина всего существующего, его начало, середина и конец, вечность и бесконечность"), Б.Спинозы ("Deus sive Natura" - "Бог или Природа"), Г.Гегеля (Абсолютная Идея пребывает в основании мира). Утонченным пантеизмом часто называют неоплатонизм. В ХХ в. пантеистические идеи встречаются в русском космизме и экософии. Пантеизм непригоден для осмысления высших видов духовного опыта человека и несостоятелен в обосновании этики: если "все есть Бог", то Он - и добро, и зло. Неприемлем он и для христианской веры, которая говорит о трансцендентности Бога и сверхкосмичности человека: если Бог безличен и не имеет любви к миру и замысла о нем, то Он поставлен просто ниже человека. Христианство признает присутствие Бога в мире, но не объясняет способ этого присутствия.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ПАНТЕИЗМ
(Pantheismus; от греч. — «учение о том, что все есть Бог») — учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм). «Пантеизм есть сокровенная религия немцев» (Шлейермахер). «Пантеизм — это прежде всего форма атеизма» (Шопенгауэр). Слово «пантеизм» исходит от Дж. Толанда, опубликовавшего в 1720 произведение под названием «Panteisticon». Пантеизм имеет 4 основные формы: 1) теомонистический пантеизм, наделяющий существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия (см. Акосмизм); 2) физиомонистический пантеизм, утверждающий, что существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования (Оствальд, Геккель, Тэн); 3) трансцендентный (мистический) пантеизм, который обычно обозначают как панентеизм; 4) имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах (Спиноза, немецкий идеализм, Гёте, Шлейермахер, Эйкен).
G. В. Jäsche. Der Р. nach seinen verschiedenen Hauptformen, 1826—1832; W. Dilthey. Der entwicklungsgesch. P., in: Ges. Schriften, II, 1914; W. Hellpach. Те Deum. Laienbrevier einer Pantheologie, 1947; Kronabel. Die Aufhebunng der Begriffsphilos. — Anton Günther und der R, 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПАНТЕИЗМ
философское учение, утверждающее, что бог и природа тождественны, полностью совпадают друг с другом, составляют единое неразрывное целое. В разные времена и в различных философских системах П. выражал как материалистические, так и идеалистические взгляды. Идеалистический П. (Иоанн Скот Эри угена, Мальбранш и др.) рассматривал бога как сверхприродное начало (божественный дух или волю), вмещающее в себя все существующее, весь мир. Он тесно смыкался с мистикой. Материалисты-пантеисты (Бруно, Спиноза и др.) учили, что бог не стоит выше природы, не является каким-то всемогущим, сверхъестественным домировым существом, что бог — это другое название вечно существующей, никем не сотворенной, развивающейся по своим естественным законам природы. Их взгляды носили атеистический характер, были «вежливым атеизмом». Церковь и церковники резко выступали против П. такого рода, делавшего излишним храмы, молитвы и прочие атрибуты религии. В наше время материалистическая тенденция П. свойственна взглядам ряда буржуазных ученых-естествоиспытателей, основой мировоззрения к-рых является непоследовательный и односторонний естественно-научный материализм. Идеи, характерные для идеалистического П., используются сейчас, напр., философией персонализма.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ПАНТЕИЗМ
греч. pan - все и theos - Бог) - философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. В П. Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней. П., - согласно Шопенгауэру, - это прежде всего форма атеизма. И хотя термин П. введен лишь в начале 18 в. (Толанд и И. Фай), однако в облике идей гилозоизма он присущ был уже древнегреческой философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), а также древнеиндийской (брахманизм, индуизм) и древнекитайской (даосизм) мысли. В средние века религиозный П. был присущ системе Иоанна Скотта Эриугены, материалистическую же его трактовку дал Давид Динанский, отождествляя материю, разум и Бога. В эпоху Возрождения широко проявляются натуралистические тенденции П. Николай Кузанский, сблизив Бога с природой, пришел к выводу о бесконечности Вселенной. В 16-17 вв. усиливаются материалистические тенденции в П., который составил основу большинства натуралистических учений (Кампанелла, Бруно, Спиноза). У Бруно "природа... есть ни что иное, как Бог в вещах", а у Спинозы Бог и природа сливаются в единую субстанцию, которая является причиной самой себя. В 20 в. материалистический П. был присущ таким ученым, как Геккель, М. Планк, А. Энштейн и др.
А.А. Круглов

Источник: Новейший философский словарь

Пантеизм
(от греч. pan — все, theos — бог) — философское учение, отрицающее существование надприродного личного бога и признающее существование безличного духа, внутренне присущего природе, сливающее природу и бога в единое целое. П., истоком к-рого была философия стоиков и неоплатоников, сыграл прогрессивную роль в период феодализма, будучи оппозицией официальн. религ. идеологии не только из-за отклонений от церк. догм, но и в силу содержащихся в нем натуралистических и материалистических тенденций. Логическим выводом из П. являются идеи несотворенности мира богом во времени, бесконечности Вселенной, естественной закономерности в природе. П. не был однородным. Выделяют атеистический и религиозно-мистический П. Первый представляли Бруно и Спиноза. У Дж. Бруно под пантеистической оболочкой скрывается материализм. Б. Спиноза, отождествляя понятия «бог» и «природа», также выступает с материалистических позиций. Церковь запрещала и преследовала любые проявления П. В данное время П. исчерпал свою некогда прогресс. роль и используется идеалистами (напр., персоналистами) для примирения науки и религии. Наблюдается и тенденция к обновлению религии посредством введения элементов П. Среди верующих усиливаются пантеистические настроения, что свидетельствует о кризисе совр. религ. сознания.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ПАНТЕИЗМ
pan - все, thcos - бог) - филос. учение, сближающее или полностью сливающее в единое целое бога с природой. В различных филос. системах П. выражает как натуралистич. и материалистич., так и идеалистич. тенденции. П. в виде идей гилозоизма имел место в др. философии. Средневек. натуралистич. П. противостоит религ. представлениям о боге как предвечной сверхприродной личности, идее свободного творения мира из ничего. Мистич. П. учит о безличном боге, непосредственно постигаемом через раскрытие божественного в каждом индивиде без помощи церкви. Мистич. П. (И. Эккарт, Т. Мюнцер, анабаптисты) служил обоснованию программ плебейско-демократич. движений. В период Возрождения усиливаются материалистич. тенденции в П., достигая расцвета в 16—17 вв. (Г. Кампанелла, Дж. Бруно, Б. Спиноза). У Бруно природа выступает как «бог в вещах», к-рый немыслим вне природы, не является ее творцом, а лишь внутр. деятельной силой; у Спинозы бог и природа сливаются в единую субстанцию, к-рая есть причина самой себя. Материалистич. П. противостоит деизму, дуализму и креационизму теизма. Религ. П. (Н. Мальбранш, персонализм кон. 19 - нач. 20 в.) рассматривает все сущее содержащимся в боге и творимым им. В 20 в. идеи материалистич. П. присущи ряду бурж. ученых (Э. Геккель, М. Планк, А. Эйнштейн), стоявших на позициях естеств.-науч. материализма.

Источник: Атеистический словарь

ПАНТЕИЗМ
термин, введенный в начале XV111 в. английским философом Д. Толандом. Этот термин стали применять для обозначения многочисленных учений, отрицавших личного Бога и приближавших его к природе (в противоположность деизму, поднимавшему Бога над ней) и иногда отождествлявших их. Такое отождествление не превращало Бога только в синоним природы, не перечеркивало его духовной сути, понимаемой как глубинное единство всего бесконечно сложного бытия, в которое органически включен и человек. В определенном смысле пантеизм можно усматривать и в политеистических представлениях мифологии и религии, но более адекватно этот термин применим к монотеистическому пониманию Бога. В Древней Индии, античном мире и даже в эпоху Средневековья с присущим ей господством религии личного внеприродного Бога существовало множество пантеистических представлений и даже учений, обычно оппозиционных церкви, «еретических». Такого рода учения обычно развивались в контексте органицнзма и натурализма. В философии пантеизм впервые появляется у древних стоиков, считавших, что Бог-логос неотделим от материи, присущ природе. В европейской философии Нового времени на основе пантеизма были разработаны такие глубокие системы воззрений, как учения Бруно и Спинозы. Весьма значительны элементы пантеизма в философии Шеллинга (особенно в его натурфилософии). Пантеистические мотивы бесчисленны в мировой поэзии едва ли не всех времен.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Пантеизм
Вера в такого Бога, который является всем сущим, или в сущее, которое является Богом. Таким образом, Бог предстает миром (стоики) или природой (Спиноза: «Deus sive Natura»), и другого Бога нет и быть не может. Отсюда понятно, почему пантеистов столь часто обвиняли в атеизме, хотя с тем же успехом пантеизм может быть и религией имманентности.
Иногда в истории философии различают пантеизм, утверждающий, что все сущее есть Бог, и панэнтеизм, согласно которому все сущее – в Боге. Именно последнее убеждение, по мнению Геру (191), разделял Спиноза. Подобный подход позволяет провести дистанцию между Богом, или субстанцией, с одной стороны, и его модусами, с другой – между природой порождающей, как иногда говорят, и природой порожденной. С точки зрения экономичности системы это выглядит разумным – Спиноза никогда не верил, что птицы или цветы суть Бог. Однако, если допустить, что эта дистанция как таковая существует только в Боге, если природу порождающую не связывает с природой порожденной никакая трансцендентность, тогда я не уверен, что подобное различение продолжает оставаться осмысленным. «Чем больше познаем мы единичные вещи, – пишет Спиноза, – тем больше мы познаем Бога» («Этика», часть V, теорема 24). Мне представляется, это нечто большее, чем панэнтеизм. Хотя подобный взгляд не отменяет предположения, что Бог и Природа суть одно: не только все сущее есть в Боге, но и Бог присутствует во всем сущем (потому что ничего иного нет). Если это не пантеизм, то что это?

Источник: Философский словарь.

Пантеизм
(от греч. pan – все и theos – Бог) – философское учение, отождествляющее Бога и мир, обожествляющее Вселенную, природу; учение о том, что «все есть Бог». В пантеистических концепциях подчас скрывались натуралистические тенденции, растворявшие Бога в природе, и поэтому эти учения нередко выступали в форме оппозиции по отношению к господствующему теистическому религиозному мировоззрению, где Бог понимался как личность, возвышающаяся над природой и человеком. В противоположность теистическим представлениям о божественном сотворении мира из ничего пантеисты развивали концепции вечного, вневременного порождения природы безличным Богом. Пантеизм развивал учение о безличном мировом духе, скрытом в самой природе, опираясь на неоплатоническое учение об эманации. Религиозный пантеизм ярко представлен в системе Иоанна Скотта Эриугены (810 – 872), средневекового философа, стремившегося сблизить христианство и неоплатонизм. По его мнению, Бог живет в вечно осуществляющемся творении, особенно в искании и познании Бога людьми, непосредственно преисполненными Бога. Натуралистические тенденции пантеизма начинают проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошел к пантеизму Н.Кузанский (1401 – 1461). Рассматривая бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как к ограниченному максимуму, он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Расцвет пантеизма в Западной Европе относится к 16 – нач. 17 вв., когда он лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоящих креационизму господствующей христиан- ской теологии (напр. Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно и др.).

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

ПАНТЕИЗМ
(греч. pan – всё, theos – Бог) – учение, рассматривающее Бога в качестве безличной силы, постоянно присутствующей в мире. П. противоположен креационизму , предполагающему принципиальное различие Творца и творения, запредельность Бога миру. Само творение креационизм понимает как личностный волевой однократный акт создания конечного мира «из ничего». Для П. божественное творчество непрерывно и вневременно.
Термин «П.» был введен в самом начале XVIII в., однако пантеистические идеи прослеживаются в философских учениях Древней Греции, Китая и Индии. Чаще всего П. существовал в форме гилозоизма – учения, считающего живым всё существующее. Так, для Платона сам космос представлял собой живой организм. Сходные идеи можно обнаружить у стоиков. В неоплатонизме П. выражен в идее эманации – самопроизвольно изливающейся в мир творческой мощи безличного божественного начала.
Традиционно различают П. натуралистический, растворяющий Бога в природе (Дж. Бруно, Т. Кампанелла, Ф. Патрици, Б. Спиноза ), и П. мистический, растворяющий всю природу в Боге (Иоанн Скот Эриугена, Мейстер Экхарт, Я. Бёме и др.). В XIX в., стремясь отделить религиозно-мистический П. от натуралистического, немецкий философ Ф. Краузе ввел термин «панентеизм», в содержании которого объединены признаки пантеизма и теизма.
Несколько иная классификация видов П. принадлежит русскому религиозному философу В. В. Зеньковскому , который выделяет П. статический и П. динамический. Последний в трансформированном виде признаёт различие Бога и мира и приближается к идее творения мира, обращаясь к процессу эманации, хотя и не признаёт личного Бога и творение как направленный акт (Плотин ). П. статический, ярче всего проявившейся в идеях Б. Спинозы, предполагает тождество Бога и мира. Различие их – чисто логическое и происходит в нашем сознании: рассматривая мир с точки зрения вечности, мы созерцаем Бога вне времени и пространства; рассматривая же мир в пространственно-временных границах, мы имеем дело с природой как совокупностью конечных вещей.
Пантеистические идеи были распространены в немецкой философии. Их можно обнаружить в трудах Шеллинга и Гегеля ; к пантеистам относят немецких романтиков, Гёте, Гердера . Идеи П. присутствовали в работах некоторых представителей русского космизма . П. часто выступает как основа эстетического мироощущения.

Источник: Краткий философский словарь.

пантеизм
(от греч. «пан» – все и «теос» – бог) – учение, отождествляющее бога с природой, т.е. Трактующее его как нечто имманентное, но не трансцендентное миру. Бог в пантеистических доктринах не является творцом мира, а в большинстве вариантов пантеизма (исключая стоический и гегелевский) – и промыслителем. Впервые пантеизм как принципиальная модель был разработан ксенофаном (элейская школа), выдвинувшего тезис: «бог есть ум, а вместе с тем и весь мир». По сути, ксенофан отождествил бога с интеллигибельным единством мира, тем его (мира) свойством, которое открывается только уму (как тут не вспомнить кантовскую доктрину, что источником и принципом единства мира является познающий субъект, своей деятельностью объединяющий сами по себе «разрозненные» внешние элементы в единую систему, картину мира путем подведения чувственного многообразия под «трансцендентальное единство самосознания»!). Единство мира, бытия как некоей целостности было объявлено божественным. Похожие идеи в философии уже эллинистического периода развивали стоики, разработав в своем роде уникальный вариант п., соединив его с материалистической, по сути, онтологией (т. Наз. Спиритуалистическим материализмом). Объединяющее условие мироздания – мировая душа, пневма, состоящая из тончайшей, все пронизывающей материи, сущность, как таковая, разумная (см. Гилозоизм). Богом стоики фактически называют мир, взятый с точки зрения его разумности и целесообразности (пантеистический тезис «бог есть мир»), но бог – это одновременно и сам разумный план эволюции этого мира (см. Провиденциализм, фатализм). П. Стал господствующим течением в философии эпохи возрождения, выступив в качестве одной из форм философствования, стремящегося освободиться от диктата ортодоксально-религиозного мировоззрения средневековья. Тогда и сложились два основных варианта п. – натуралистический, растворявший бога в природе (тяготевший к материализму, дж. Бруно), и мистический, имевший тенденцию к растворению природы в боге (н. Кузанский). Очередное появление п. На переднем крае философских исследований связано с именами спинозы и гегеля. Тогда же п. Смыкается с панлогизмом (метафизическим у спинозы и диалектическим у гегеля). Классической становится формулировка спинозы «бог, или субстанция, или природа» (очевидно, спиноза имеет в виду природу вообще, синоним реальности как таковой, а не материальную, объективную природу только лишь вещей). Весьма оригинально преломление идей п. В абсолютном идеализме гегеля. Если назвать абсолютную самопознающую идею богом (развивающимся и конструирующим самого себя в процессе конструирования реальности), то на стадии философии природы (второй этап диалектической эволюции мирового разума-бога), бог действительно тождественен природе. В целом же в системе гегеля природа – не сам по себе бог во всей полноте его существенных определений (как в традиционном п.), а одна из объективных стадий развития бога, стадий (фаз) его самореализации, способ существования бога на определенном этапе (см. Идеализм). В этой доктрине можно увидеть и аллюзии (притом, что гегель, в отличие от индийских мыслителей, – ультрарационалист) – на индийскую теорию аватар, а главное – на теорию иллюзорности множественности, концепцию майи (см. В статье дхармы).

Источник: Краткий философский глоссарий

Пантеизм
(Pantheism).
Слово "пантеизм ", составленное из греч. слов pan и theos, означает "все есть Бог". Этот термин был предложен в 1705 г. Дж. Толандом для обозначения философских систем, отождествляющих Бога с миром. Некрые мыслители рассматривают такие системы как попытку примирить атеизм с классическим теизмом, другие же считают пантеизм, т.е. отождествление Бога со всем сущим, замаскированной формой атеизма.
Пантеизм противоречит библейскому теизму по целому ряду позиций. Замалчивая или отвергая библейское учение о трансцендентности Бога, пантеисты настаивают на том, что Бог радикальным образом имманентен миру. Пантеизм монистичен в понимании реальности, тогда как библейский теизм проводит четкое различие между Богом и миром. В силу того, что пантеисты склонны отождествлять Бога с природой, они умаляют значение времени, рассматривая его как иллюзию. Библия же учит, что Бог вечен, а мир конечен, хотя Бог действует во времени, и Ему ведомо, что разворачивается во времени. Для некрых форм пантеизма характерно детерминистическое мировосприятие и фактическое отрицание свободы воли. Библейский же теизм считает, что человеческая свобода совместима с Божьим всеведением.
Было бы ошибочным считать пантеизм монолитным. В нем можно выделить следующие течения.
Гилозоистский пантеизм. Божество имманентно миру, выступает как важнейший элемент мироздания и причина всякого движения и изменения. Вселенная, однако, остается множественностью отдельных элементов. Такой взгляд был распространен среди ранних греческих философов.
Имманентистский пантеизм. Бог имманентен миру и представляет собою его составную часть, однако властвует над всеми частями мироздания.
Абсолютный монистический пантеизм. Бог и абсолютен, и тождествен миру. Т.о., мир неизменен и реален.
Релятивистский монистический пантеизм. Мир, реальный и изменчивый, пребывает внутри Бога, подобно Его телу. Бог же неизменен и не подвержен влиянию со стороны мира.
Акосмический пантеизм. Бог абсолютен и представляет собой все сущее. Мир есть кажимость и в конечном счете нереален.
Пантеизм как тождество противоположностей. Рассуждение о Боге с необходимостью прибегает к противоположностям. Это означает, что Бог и Его отношение к миру должны быть описаны в формально противоречивых терминах. Реальность не подлежит рациональному описанию; конечные истины постижимы только интуитивно.
Неоплатонический, или эманационистский, пантеизм. Бог абсолютен во всех отношениях и трансцендентен миру. Однако Бог  не первопричина мироздания, как в библейском теизме; вселенная есть эманация Бога. Согласно Плотину, мир обязан своим бытием целой иерархии творческих начал. Плотиновская система,однако,отмечена и выраженным имманентизмом: в ней постулируется "мировая душа", края содержит и одушевляет вселенную.
С библейской точки зрения пантеизм неприемлем по двум причинам. Вопервых, в пантеизме отрицается трансцендентность и утверждается радикальная имманентность Бога; Библия же показывает творческую активность Бога в истории, но ни в коей мере не отождествляет Его с мирозданием. Вовторых, пантеисты, ставя знак равенства между Богом и материальным миром, не воепринимают Бога как Личность; в Писании же Бог не только личностей, но и воплощен. Богочеловек  в высшей степени Личность!
P. D. feinberg (пер. А. Г.) Библиография: С.Е. Plumptre, History of Pantheism, 2 vols.; W. S. Urquart, Pantheism and the Value of Life; J. Royce, The Conception of God.
См. также: Неоплатонизм; Теизм.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ПАНТЕИЗМ
от греч все и бог), филос. учение, отождествляющее бога и мир. Термин «пантеист» был введен англ. философом Дж. Толандом (1705), а термин «П.» - его противником нидерл. теологом И. Фаем (1709). В пантеистич. концепциях нередко скрывались натуралистич. тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму,представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистич. религ. мировоззрению. Иногда же в форму П. облекались религ.-мистич. стремления, растворявшие природу в боге. В 1828 нем. философ Краузе для обозначения своей идеалистич. системы, чтобы отличить ее от системы натуралистич. П., ввел термин панентеизм. Известны примеры причудливого переплетения элементов обоих типов П. в мировоззрении одного и того же мыслителя. Пантеистич. идеи содержались уже в др.-инд. мысли (особенно в брахманизме, индуизме и в веданте), в др.-кит. мысли (даосизм), в др.-греч. философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако поскольку в эту эпоху политеизма еще не было понятия бога как единого мирового духа, указанные воззрения были одним из проявлений гилозоистич. (см. Гилозоизм) одушевления всего мира.
В ср. века, в отличие от иудаизма, христианства и ислама, с определяющим для них теистич. пониманием бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком, П. (обычно восходивший к философии неоплатонизма) развивал учение о безличном мировом духе, .скрытом в самой природе. Пантеисты европ. и ближневост. средневековья опирались на неоплатонич. учение об эманации. В противоположность теистич. представлениям о божеств. сотворении мира из ничего пантеисты развивали концепции вечного вневременного порождения природы безличным богом. Религ. П. ярко представлен в системе Иоанна Скота Эриугены. Одну из первых материалистич. формулировок П. дал Давид Динанский, утверждавший, что материя, разум и бог - одно и то же. Оппозиционные по отношению к католич. церкви этич. и социальные выводы из пантеистич. воззрений, восходящих к Эриугене, сделали в нач. 13 в. амальрикане. Тяготеющий к П. мистицизм нашел свое типичное выражение в воззрениях Экхарта.
Натуралистич. тенденции П. со все большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошел к П. Николай Кузанский. Рассматривая бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как ограниченному максимуму, он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Расцвет П. в Зап. Европе относится к 16 - нач. 17 вв., когда он лег в основу большинства натурфилос. учений, противостоящих креационизму господствовавших монотеистич. религий (в особенности у итал. философов Дж. Кардано, Ф. Патрици, Т. Кампанеллы, Дж. Бруно). В этих учениях бог, остававшийся бесконечным незримым абсолютом, все полнее сливался с природой, пока не стал по существу ее псевдонимом у Бруно. Его тезис: «...природа... есть не что иное, как Бог в вещах» («Изгнание торжествующего зверя», СПБ, 1914, с. 162) и учение о единой субстанции, лежащей в основе как материальных, так и духовных явлений, следует расценивать уже как материализм.
С др. стороны, П., «...местами соприкасающийся даже с атеизмом» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 7, с. 370), составил основу мировоззрения вождя нар. Реформации в Германии Т. Мюнцера, а также анабаптистов. В дальнейшем, когда в ряде стран Зап. Европы победили различные протестантские вероисповедания, пантеистич. мистика продолжала оставаться осн. руслом, по к-рому направлялось недовольство омертвевшими формами религиозности. В Германии 16-17 вв. наиболее выдающимися представителями пантеистич. мистики были С. Франк, В. Вейгель, Я. Беме и поэтфилософ Ангелус Силезиус (Иоганн Шефлер). В Нидерландах 17 в. существовали секты, тяготевшие к П. Наиболее влиятельными из них были меннониты и коллегианты. К последним был близок Спиноза; опираясь на традицию П., он разработал материалистич. филос. систему, в к-рой понятие «бог» отождествлено с понятием «природа».
В 18 в. пантеистич. воззрения развивали под влиянием Спинозы Гете и Гердер, к-рые, в противоположность механицизму франц. материалистов 18 в., стремились разработать органическогилозоистич. элементы спинозизма. Филос. системы таких нем. идеалистов, как Шеллинг и Гегель, по словам Ф. Энгельса, «...пытались пантеистически примирить противоположность духа и материи»

Источник: Советский философский словарь

ПАНТЕИЗМ
религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог имманентен миру, Бог и мир суть одно. В качестве религиозного учения обычно противопоставляется теизму, отделяющему Бога в качестве трансцендентного вневременного творца от мира как его временного творения. Термин «пантеист» был впервые использован английским философом Дж-Толандом (1705), собственно термин «пантеизм» был введен в философский оборот нидерландским теологом И. Фаем (1709). Первыми историческими формами пантеизма считаются некоторые системы индийской (брахманизм, индуизм, веданта) и китайской (даосизм) философии, а также философские концепции древнегреческих философов-досократиков (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Бог здесь еще не мировой дух, но скорее душа мира, одушевляющее начало, субстанциальный элемент среди других элементов, что дает основание говорить в данном случае о гилозоистическом пантеизме (см. Ллозоизм).
Пантеизм предлагает монистический вариант решения проблемы соотношения Бога-субстанции и мира-Вселенной. Но тогда возникает необходимость согласования, примирения атрибутов Бога (вечности, бесконечности, неизменяемости, неподвижности) с атрибутами временного, изменяющегося мира. С этой трудностью справляются по-разному. Абсолютистский монистический пантеизм полностью отождествляет Бога и мир, и такие качества Бога, как вечность, неизменность, бесконечность, переносятся на мир (Парменид). Такого рода пантеизм, последовательно проведенный, приводит к акосмизму — признанию иллюзорности мира. Гегелевский абсолютистский пантеизм наделяет Бога способностью к самодвижению и саморазвитию, тем самым снимая противоречие между Богом и миром. Имманентный пантеизм помещает Бога в мир в качестве его «части» — как силу или закон, вечный и неизменный, управляющий изменяющимся миром (1ераклит, стоики, Спиноза). При этом Бог в некоторых из имманентных пантеистических учений может рассматриваться не как средоточие характеристик, противоположных миру, а как единство противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно, Я. Беме). Неоплатоники создали эманационный вариант пантеизма: мир есть истечение, эманация божественной сущности, он имеет степени совершенства, соответствующие мере присутствия божественной сущности. Этот вид пантеизма содержит в себе скрытый дуализм, поскольку результат эманации отделен от источника эманации — Бога. Поэтому эманационный пантеизм не вступал в противоречие со средневековой христианской теистической доктриной, существуя в ней в качестве особой формы реализма (Эриугена, Давид Динанский).
Отождествляя Бога и мир, пантеизм содержит в себе возможность редукции одного из элементов тождества к другому. Либо Бог растворяется в мире (природе), и пантеизм тяготеет к материализму (наиболее ярким образцом такого рода пантеизма служит доктрина Б. Спинозы с ее формулой «Deus sive Natura»), либо природа исчезает в Боге, представая как всего лишь его инобытие (в таком виде пантеизм присутствует в различных философских версиях объективного идеализма, от систем индийской философии до гегелевской философии Абсолюта).
Пантеизм исторически был движением от теологии к философии в форме метафизики. Ведь бог пантеизма — это именно философский бог-субстанция, а не теологический Бог-личность. Поэтому все попытки сохранить идею Бога и одновременно построить отологию, исходящую из идеи единства, самопорождения и самопричинности мира, т. е. онтологию, ориентированную на научное мировоззрение, неизменно приводили к пантеизму. Популярность пантеистической доктрины отчасти объясняется тем, что пантеизму присущ мощный эмоциональный потенциал. Пантеизм устраняет необходимость посредника между Богом и личностью, открывая бесконечные возможности интимного общения человека с Богом. Бог рядом с нами, вокруг нас, в нас; познавая природу, мы познаем Бога, познавая себя, мы в себе узнаем Бога — такая установка импонировала многим художникам-творцам. Именно идея причастности личности мировому порядку вдохновляла поэтический пантеизм Гете, Теннисона, Эмерсона. Последнее яркое явление пантеизма на философской сцене — онтологическая система Гегеля. В позднейшие времена пантеистические мотивы дают себя знать всюду, где философия начинает тяготеть к теологии. Историческое значение философского пантеизма состоит прежде всего в том, что на его почве развилась идея субстанциального единства мира и всеобщей взаимосвязи явлений в составе целого — идея, составившая основу столь актуального в 20 в. холизма.
О. В. Вышегородцева

Источник: Новая философская энциклопедия

Пантеизм
воззрения, предполагающие тождество божественной и природной субстанций (термин введен в употребление в нач. 18 в. И. Фаем и Дж. Толандом от греч. ??? и ????: все бог); тип религ. мировоззрения, противоположного теизму, разграничивающему Бога и мир; натуралистическое восприятие божества, отличающееся от супранатуралистических концепций Бога в монотеистических религиях.
Различаются следующие разновидности П.: филос., религиозно-мистический и традиционный, относящийся к народным языческим верованиям и их пережиткам. Различные традиции П. взаимодействовали между собой (напр., присутствие элементов античного язычества в пантеистических филос. концепциях древнегреческих мыслителей, философизация религ. — мистического П.; возбуждаемый традиционными верованиями интерес к идеям П. в религ. мистической лит-ре и т. д.).
Пантеистическое обожествление природы свойственно языческим верованиям и мифологии разных народов (древнеиндийские Веды, античные теогонии, финский эпос Калевала, скандинавские и исландские саги и т. д.). Элементы П. унаследовали от ранних религ. форм индуизм, брахманизм и даосизм. Вместе с пережитками язычества (см. Язычество в России) элементы П. присутствуют в традиционных верованиях народов, принявших христ-во и ислам (см. Ислам в России, Ислам в Сибири). Нек-рые исследователи считают, что в условиях политеизма, при неразвитости представлений о едином божественном начале правильнее говорить о гилозоизме (оживотворении мира и природных стихий), крый, в свою очередь, восходит к анимизму (одушевление материальных объектов). Анимизм отражает архаические верования. Во всех земледельческих культурах (по крайней мере с эпохи бронзы) природа не только олицетворялась, но и обоготворялась. К тому же политеизм любого национального язычества имел достаточно условный характер. Персонификация в образах богов осн. природных сфер и явлений со всей определенностью указывает на обожествление различных природных объектов, «сумма» к-рых, отраженная пантеоном или обликом заместившего пантеон верховного божества, и составляет обожествленную природу в мифологически осмысленных ее ипостасях. Гилозоизм и анимизм не чужды П., а отражают лишь разные его свойства оживотворения и одухотворения обожествленной природы. Поэтому более корректно было бы употреблять термин «пантеистический гилозоизм». Это означает, что для язычества на всех стадиях его развития не существовало идеи Бога, существующего самого по себе, вне связи с чувственно воспринимаемым миром.
В дохрист. эпоху в славянорусском об-ве культ небесных и земных божеств по сути дела являлся пантеистическим культом природы. В политеистическую форму облекалось пантеистическое мировоззрение, выражавшееся в обожествлении природных стихий по отдельности (Стрибог — воздушное пространство, Перун дождь и грозы, Дажбог солнце) и природы как таковой. Единый обожествленный космос мыслился нашими языческими предками в двух органично слитых и нераздельных ипостасях. Одна представлена мужским, активным оплодотворяющим началом, олицетворявшим небесную половину обожествленного космоса (Сварог, Род, Святовит), другая являла собой парное дополнение в виде обожествленной земной части мироздания (Мокошь, рожаницы, Лада). Основываясь на пантеистическом родстве человека и мира, в «диалог» с обожествленной природой вступали волхвы, адресуя ей свои жертвы и заклинания. Столетия спустя после христианизации, когда стерлись из памяти народа сами имена богов, участники аграрных магических действий по-прежнему испрашивали урожая и благ не у Бога, а у «матушки-Земли» и у «Неба-отца», вместе олицетворявших собой высшую божественную санкцию. До 19 в. во время сева с целью обеспечения плодородия применялись магические приемы, имитирующие космический брак Неба и Земли. Эти действия восходят к представлениям об органичном единстве двусоставного обожествленного космоса в небесной (оплодотворяющей) и земной (рождающей) его ипостасях, мифологически объясняя возникновение форм жизни в природе. В календарных обрядах основным объектом поклонения выступают Земля и Небо, наделенные сверхъестественными божественными свойствами. Пантеистический культ огненно-небесной и земной обожествленных стихий проявился в календарной обрядности, приуроченной к Масленице, Семику и на Ивана Купалу. Трансформированные элементы П. присутствуют в традиционных верованиях, где нек-рые персонажи народной мифологии олицетворяют различные природные сферы (леший и полевик — растительность, водяной водную стихию). Промежуточной стадией в истории русских пантеистических представлений, связывающей язычество с его пережитками в народной традиционной культуре, следует считать патриархальную ересь стригольников, возродивших в 14–15 вв. пантеистический культ Неба и Земли как двуединой божественно-природной субстанции. Стригольники отвергали церковь и духовенство как посредников между Богом и людьми, исходя из логики пантеистического мировоззрения. Доступность Бога через природу его близости человеку делала ненужной церк. орг-цию. Из пантеистического равенства божественного и природного делался соц. вывод о природном равенстве, идеалом к-рого была патриархальная языческая старина. Еретический импульс, сообщенный стригольниками, наложился на обильные пережитки язычества в народной культуре и в 18 в. дал жизнь учению духоборцев, буквально пронизанному идеями П.
Филос. П. Древняя Русь, при общем отрицательном отношении офиц. церкви ко всему язычеству, постигала с небольшими дозами знаний об античной философии (платонизм в интерпретации Иоанна Малалы и митрополита Никифора, древнегреческий материализм в изложении Иоанна, экзарха Болгарского, пантеистическая концепция о тождестве макрои микрокосмоса в апокрифических пересказах «Сказание от скольких частей создан был Адам» и «Галиново на Гиппократа»). В дальнейшем развитии отечественной филос. традиции идеи П. нашли отражение в филос. курсах Славяно-греко-латинской академии и в филос. концепции Г. Сковороды. Появившаяся на Руси в 14–15 вв. переводная ареопагическая лит-pa в виде корпуса сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита, так же как и на Западе, отвечала двойственным идейным запросам: пантеистической мистике и П., стимулировавшемуся воспоминаниями о язычестве. В целом П. являлся мощным фактором, влиявшим на развитие отечественной культуры.
Пантеистические искания характерны и для современного неоязычества.

Источник: Религии народов современной России

ПАНТЕИЗМ
от греч. ??? – все и ???? – бог) – филос. учение, объединяющее бога и мир, а иногда и отождествляющее их. В истории домарксистской философии в пантеистич. концепциях часто скрывались натуралистич. тенденции, полностью растворявшие бога в природе и нередко подводившие к материализму и потому представлявшие собой форму оппозиционного по отношению к господствовавшему религ.-идеалистич. мировоззрению учения. Иногда же в эту форму облекались различные религ.-мистич. стремления, растворявшие природу в боге. Известны примеры весьма причудливого переплетения элементов обоих этих типов ?. в мировоззрении одного и того же мыслителя. Пантеистич. идеи развились уже в индийской философии (в особенности в брахманизме, индуизме и в веданте), в китайской философии (даосизм), древнегреческой философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако поскольку в эту эпоху политеистич. религ. представлений еще не было понятия бога как единого мирового духа, указанные воззрения были одним из проявлений гилозоистич. одушевления всего мира, возникшего еще во времена первобытного общества и господствовавшего в течение всей античности. Значительно больше оснований имеется для оценки в качестве пантеистического воззрения Ксенофана, объявлявшего (в условиях господства антропоморфных представлений о богах) богом единую природу, постигаемую не чувствами, а умом. Этот П. означал дезантропоморфизацию понятия "бог" и привел Ксенофана к утверждению, объективно имевшему атеистич. значение: боги создаются людьми по своему образу и подобию. В дальнейшем пантеистич. характер имели натурфилос. и отчасти этич. концепции стоицизма. Их П. заключал в себе значительные материалистич. положения. После возникновения христианства и ислама, с определяющим для них монотеистич. пониманием бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком, и развитием ср.-век. религ.-филос. мысли возрастает и прогрессивная роль П. (обычно теоретически восходившая к филос. системе неоплатонизма). П. противопоставлял религиям учение о безличном мировом духе, скрывающемся в самой природе. Пантеисты европ. и ближневост. средневековья в особенности опирались на присущий неоплатонизму принцип эманационизма, а также на связанный с концепцией "отрицательной теологии" мистич. принцип непосредств. сверхразумного "постижения" бога. В противоположность монотеистич. креацио-нистским представлениям о творении личным богом природы и человека из "ничего" пантеисты средневековья развивали концепции вечного вневременного "порождения" их безличным богом. На этом пути они, с одной стороны, приходили к натуралистич. трактовке бога, растворявшей его в природе, с другой – опираясь на принцип непосредств. "постижения" бога, мистически растворяли природу в боге, утверждали тождество бога и человека. Религ. П. с элементами натурализма ярко представлен в системе Иоанна Скота Эриугены. В дальнейшем элементы натуралистич. П. встречаются у Абеляра и у нек-рых представителей шартрской школы. Одну из первых материалистич. формулировок П. дал Давид Динанский, утверждавший, что материя, разум и бог – одно и то же. Оппозиционные по отношению к господствовавшим в Зап. Европе католич. церкви и феод. строю этич. и социальные выводы из пантеистич. воззрений, восходящих к Эриугене, сделали в нач. 13 в. амальрикане. Антииерархич. возможности П., теоретически сформули-рованные еще Эриугеной, проявились у амальрикан как прямые социальные выводы, отрицавшие всякую власть, церк. и обществ. порядки и т.п. Религ.-мистич. П. (см. Мистицизм) с присущим ему субъективным пониманием безличного бога нашел свое наиболее типичное выражение в воззрениях Экхарта, к-рый делал бога всем одинаково близким и доступным и приходил к отрицанию руководящей роли христианско-католич. церкви в деле "спасения" верующих. Эта разновидность П. стала гл. идейной базой крестьянско-плебейских еретич. движений в их борьбе против системы феод.-церк. эксплуатации. Если внеприродный христианский бог благославлял классово-иерархич. структуру об-ва, то пантеистич. понимание бога, подчеркивавшее абсолютное равенство всех людей перед лицом смерти, разрушило ее и обосновывало уравнительские и коммунистич. стремления крестьянско-плебейских масс. Натуралистич. тенденции П. со все большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения, когда в огромной, по сравнению со средневековьем, степени возрос интерес к природе. Одним из первых пантеистов этой эпохи был Николай Кузанский, рассматривавший бога как "бесконечный максимум" и приближавший его к природе как "ограниченному максимуму". Низводя бесконечность бога в природу, Николай Кузанский сформулировал идею бесконечности Вселенной в пространстве, что стало важнейшим симптомом начинающегося крушения теологич.-схоластич. мировоззрения с основоположным для него представлением о конечности в пространстве некогда созданного богом мира. Расцвет пантеистич. концепций в Зап. Европе относится к 16 – нач. 17 вв., когда П. стал важнейшей методологич. базой большинства натурфилос. учений, противостоявших креационизму господствовавших монотеистич. религий, в особенности у Кардано, Патрици, Кампанеллы, Бруно. В этих учениях бог, остававшийся бесконечным незримым абсолютом, все полнее сливался с природой, пока не стал по существу ее псевдонимом у Бруно. П. последнего с его тезисом "...природа... есть не что иное, как Бог в вещах" ("Изгнание торжествующего зверя", СПБ, 1914, с. 162) и учением о единой субстанции, лежащей в основе как материальных, так и духовных явлений, следует расценивать уже как материализм. С др. стороны, мистич. П., сочетающийся с высокой оценкой разума и "...местами соприкасающийся даже с атеизмом" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 370), составил основу мировоззрения вождя народной Реформации в Германии Мюнцера, а также анабаптистов, его ближайших союзников. В дальнейшем, когда в ряде стран Зап. Европы победили различные протестантские вероисповедания, мистич. П. продолжал оставаться основным руслом, по к-рому направлялось недовольство омертвевшими формами религиозности со стороны наиболее развитых представителей мелкой буржуазии, плебейства и крестьянства. В Германии 16–17 вв. наиболее выдающимися из мистич. пантеистов были С. Франк, В. Вейгель, Беме и поэт-философ Иоганн Шеффлер. Но почти у всех (особенно у Беме) пантеистическо-теософские построения причудливо переплетались с натуралистич. положениями и космогонич. фантазиями. В период англ. буржуазной революции сер. 17 в. мистич. П., к-рого придерживались и глава левеллеров Лилберн и вождь диггеров Уинстэнли, играл первостепенную роль, обосновывая эгалитарные и коммунистич. устремления революц. масс англ. народа. В Нидерландах той же эпохи существовало много направлений и сект мистич. П. Наиболее влиятельными из них были меннониты и коллегианты. К последним был близок Спиноза, который, опираясь на пантеистическую традицию, разработал грандиозную материалистическую философскую систему. В этой системе понятия "бог" и "природа" тождественны. В ней оригинально сочеталось целостно-гилозоистическое понимание мира с его механистическим истолкованием. В 18 в. пантеистич. воззрения развивали под влиянием Спинозы Гете и Гердер, к-рые, в противоположность механицизму ряда франц. материалистов 18 в., стремились разработать органическо-гилозоистич. элементы спинозизма и высказали идею диалектич. развития природы. Филос. системы таких нем. идеалистов, как Шеллинг, Гегель и др., по словам Энгельса, "...все более и более наполнялись материалистическим содержанием и пытались пантеистически примирить противоположность духа и материи. В гегелевской системе дело дошло, наконец, до того, что она и по методу и по содержанию представляет собой лишь идеалистически на голову поставленный материализм" (там же, т. 21, с. 285). Для оценки П. важен также тот факт, что ватиканский собор 1870 проклял пантеистов как безбожников. В нек-рых направлениях совр. бурж. идеализма, напр. в персонализме, элементы П.,.напротив, используются в целях борьбы против материализма и атеизма. Автор термина "пантеист" – Толанд (J. Toland, Socinianism truly stated, L., 1705, затем "Pantheisticon", [L., 1720]), а термина "пантеизм", вскоре ставшего синонимом свободомыслия, – его противник нидерландский теолог Й. Фай (1709). В 1828 Краузе для обозначения своей идеалистич. системы и для того, чтобы отличить ее от системы натуралистич. и материалистич. П., ввел термин "панентеизм" (от греч. pan en theo – все в боге). Лит.: Соколов В. В., К историч. характеристике пантеизма в западноевроп. философии, "ФН" (НДВШ), 1960, No 4; его же, Философия Спинозы и современность, М., 1964; J?sсhe G. В., Der Pantheismus nach seinen verschiedenen Hauptformen, seinem Ursprunge und Fortgange..., Bd 1–3, В., 1826–32; [Plumptre С. Е.], General sketch of the history of pantheism, v. 1–2, L., 1878–79; Sch?ler G. M., Der Pantheismus, W?rzburg, 1884; Dilthey W., Der entwicklungsgeschichtliche Pantheismus nach seinem geschichtlichen Zusammenhang mit den ?lteren pantheistischen Systemen, "Arch. Geschichte Philos.", 1900, Bd 13, H. 3,4; Picton J. ?., The religion of the universe, L., 1904. В. Соколов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
131.99 кб

«Христианский пантеизм» Нового Мышления

Селивановский Виктор Викторович
Мистика «позитивного мышления» широко распространена в современном New Age, но это лишь производная от «метафизического» учения Нового Мышления. Новое Мышление было популярно в Америке в конце XIX в. и почти не известно в России.
Читать PDF
411.25 кб

Стоическая философия человеческого удела: пантеизм и самоубийство

Аванесов Сергей Сергеевич
Исследована связь между метафизикой и этикой в стоической философии. Демонстрируется зависимость отношения к самоубийству от фундаментальных идей, касающихся природы космоса.
Читать PDF
30.72 мб

Суфизм как пантеизм. Взгляд из Германии первой трети XIX века

Золотухин Всеволод Валерьевич
Читать PDF
413.53 кб

Критика философского пантеизма представителями православного духовно-академического теизма (на матер

Гунькова Елена Геннадьевна
Оставаясь верными теистической доктрине, питомцы Киевской духовной академии П.И. Линицкий и архимандрит Сильвестр выступали противниками философского пантеизма.
Читать PDF
2.31 мб

Фил и соф: диалоги о вечном и преходящем. Диспут о пантеизме и трансцендентизме

Нижников Сергей Анатольевич, Лагунов Алексей Александрович
Предмет данного диалога – кардинальные метафизические понятия: пантеизм и трансцендентизм.

Похожие термины: