ПАНАРИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПАНАРИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
(1940—2003) — отечественный философ и политолог. Специалист в области философии политологии. Стремился определить специфические черты российской альтернативы общественного развития. 1. Панарин А.С. Философия политики. М., 1996. 2. Он же. Искушение глобализмом. М., 2000.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ПАНАРИН Александр Сергеевич
(26.12.1940-25.9.2003) - спец. в обл. политол.; д. филос. н., проф. Р. в г. Горловка Донецкой обл. Окончил филос. ф-т МГУ (1966), и асп. (1971). Работал асе. на кафедре филос. МИНХ (1966-68; 197275), затем — ст. преп., доц., зав. кафедрой управления, декан ф-та экономики и управления ИПК руководящих работников и спец. Мин-ва нефтяной и химической промышленности СССР (1976-84). С 1984 работал в ИФ РАН (прежнее название — ИФ АН СССР): ст. н. с, вед. н. с, гл. н. с, зав. сектором соц. филос. ИФ РАН (с 1989), зав. кафедрой политол. МГУ (с 1992). Канд. дисс. — «Критика социальной доктрины Жана Фурастье» (1974). Докт. дисс. — «Современный цивилизационный процесс и феномен неоконсерватизма» (1991). Работы П. посвящены проблемам филос. политики, филос. культуры, филос. истории, анализу заруб, идеол. течений, совр. реформационному процессу в России. Он выдвигал положение о том, что в гуманит. науках происходит изменение картины мира, аналогичное переходу от класс, к квантовой физике. Взамен линейной, подчиненной «непреложным закономерностям» истории в соц. филос. осваиваются принципы неопределенности, нелинейности, стохастичности, являющиеся основанием риска и свободы. Политика при этом определяется П. как особый тип рисковой деятельности, посредством к-рой люди перерешают свою судьбу и меняют свой статус в об-ве. В филос. истории и филос. культуры П. подчеркивает возрастание экзогенных факторов, связанных с взаимовлиянием цивилизаций, с диалогом мировых культур. Полемизируя с представлениями о «конце истории», П. подчеркивает, что «вулкан истории» продолжает «дышать», образуя новые соц. миры, новые модели обществ, развития. В новых работах П. иссл. процесс глобализации, подчеркивая ее асимметричность. Во-первых, глобализуются элиты, постепенно ускользая от нац. контроля, тогда как массы, напротив, нередко теряют свое прежнее большое цивилизац. пространство под влиянием этнических расколов и автономизаций. Во-вторых, глобализация оборачивается «американизацией» мира — навязыванием ему стандартов амер. массовой культуры и «нейтрализацией» нац. ценностей. Обе эти черты глобализации ставят под вопрос многие достижения демократич. модерна — такие, как демократич. суверенитет народа, контролирующего свои правящие элиты, нац. суверенитет, соц. защищенность от давления рыночного «естественного отбора». П. предупреждал об опасности нового элитаризма, расизма, социал-дарвинизма, связанных с ограничением прерогатив нац. политики, культуры и морали в пользу бесконтрольных наднациональных инстанций и механизмов глобального рыночного отбора. Впервые в науч. литературе П. разработал методологию глобаль ного полит, прогнозирования, объектом к-рого является качественно иное будущее. С одной стороны, он показывал, почему в нашу эпоху «пределов роста» и др. ограничений линейной динамики будущему предстоит быть качественно иным, с др. — он предложил свои процедуры открытия такого будущего. Ключевым здесь является понятие дискретности ист. времени, обозначающее тот разрыв между порядком прошлого и порядком будущего, между к-рыми таится хаос. Именно с хаосом связаны как новые риски, так и принципиально новые возможности; в этом смысле он является предпосылкой ист. творч. Предвидение итогов такого творч. возможно в том случае, если мы прошлое интерпретируем как фазу вызова, а будущее — как фазу закономерной реакции ответа. Оценивая статус восточноевропейской (православной) цивилизации в глобальном мире, П. выдвигал гипотезу о превращении Европы из «двуосной» (романо-германской) в «трехосную» (славяно-романо-германскую) и становлении новой Большой Европы как самостоятельного центра силы, препятствующего реставрации биополярной структуры мира, контролируемого такими сверхдержавами, как США и Китай. Вовлечение православного региона в Большую Европу будет сопровождаться реконструкцией прежней модели соц. бытия: переходом от цивилизации обмена к цивилизации дара и дарения. За видимостью эквивалентного обмена прячутся такие неоплачиваемые морально-психол. инвестиции, как самоценное творч., бескорыстная инициатива, человеческая солидарность и участие. Без этих скрытых инвестиций цивилизация в грядущем глобальном мире означает реабилитацию «архаики» самоценного творч. дарения, без к-рого перспектива информац. об-ва, основанного на дух. производстве и творч., оказалась бы закрытой. В этом и состоит рос. альтернатива американизированному миру обмена.
Соч.: Философия власти. (В соавт.). М., 1993; Философия политики. (В соавт.). М., 1994; Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизационные ответы // ВФ. 1994. № 12; Россия в цивилизованном процессе (между антлантизмом и евразийством). М., 1995; Философия политики. М., 1996; Политология: Учебник. М., 1997 (2-е изд. - 1999); Реванш историй. М., 1998; Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. М., 1998; Политический мир на Востоке и на Западе. М., 1998; Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. М., 1999; Россия в циклах мировой истории. М., 1999; Российская альтернатива. Нью-Йорк, 2000; Искушение глобализмом. М., 2000; Политология: Аналитика и прогностика. М., 2000; Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000; Политология: западная и восточная традиции. М., 2000; ряд статей в изд.: НФЭ: В 4 т. М., 2000-01; Православная цивилизация в глобальном мире // Москва. 2001. № 1-10; Философия истории. М., 2001; Политология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2002; Постмодернизм и глобализация: Проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств // ВФ. 2003. № 6; Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2003; Русская культура перед вызовом постмодернизма. М., 2005; статьи: Антропология политическая, Деидеологизация, Философия политик, Финализм исторический, Человек политический и др. // Философия: Энциклопедический словарь. М., 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009