(лат. Petrus Ramus) — французский философ; р. 1515 (Кю, близ Суассона) — ум. 26. 8. 1572 (Париж; был убит в Варфоломеевскую ночь). 1562 год знаменуется переходом Раме к кальвинизму. Будучи противником аристотелевско-схоластической философии, он создал новую, неаристотелевскую логику, примыкающую к Цицерону и Квинтилиану. Его понимание понятия, суждения, умозаключения, определения, доказательства, метода еще сегодня сохраняет свой смысл. Он связывал риторику с логикой, которую подразделял на учение об изобретении и о суждении. Опираясь на Раме, страсбургский педагог Иоганн Штурм (1507—1589) продолжил путь реформы логики.
С. Desmaze. R R., 1864 (Repr. 1970); F. P. Graves. P. R. and the Educational Reformation of the 16th Century, 1912; W. J. Ong. R. and Talon Invertory. Cambridge (Mass.), 1958 (Repr. 1974); W. Risse. Logik der Neuzeit, I, 1964; J. J. Verdonk. P R. en de wiskunde. Utrecht, 1966; W. J. Ong. R., 1974.
PAME Пьер де ла
PAME Пьер де ла
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
PAME Пьер де ла
(1515, Кю, Пикардия, – 1572, Париж) – представитель ренессансного гуманизма. Окончил Парижский университет, затем преподавал во многих учебных заведениях. Переход в кальвинизм (1561) навлек на него преследования. Р. был убит в Варфоломеевскую ночь. Р. выступал против схоластики и схоластизированного Аристотеля. В магистерской диссертации (1536) он защищал тезис: «Все, что сказано Аристотелем, ложно». Заявлял, что «нет никакого авторитета выше разума» («Scholae mathematicae», 1569), что «человек имеет в себе естественную способность познать все вещи» («Dialectique», 1555). Согласно Р., наблюдение и опыт – начальный этап познания; важнейшее значение в ускорении и облегчении познания имеет истинный метод, правила которого должны быть почерпнуты из изучения различных проявлений человеческого духа, главным образом из сочинений античных писателей и поэтов. Целью знания он считал установление господства человека над природой; логика должна указать кратчайший путь к искусству изобретения. Для Р. было характерно сближение логики с риторикой (а не с опытом). Его логика и взгляды в целом («рамизм») быстро распространились не только в протестантских, но и в католических странах (Италии и Испании).
Соч.: Commentariorum de religione christiana libri quatuor. Francforti, 1583; Scholae metaphysicae. Francforti, 1610. Лит.: Waddington, С. Ramus (Pierre de la Ramée). Sa vie, ses écrits et ses opinions. P., 1855; Ong, W. J. Ramus. Method and the Decay of Dialogue. Cambridge (Mass.), 1958. B.H. Кузнецов
Соч.: Commentariorum de religione christiana libri quatuor. Francforti, 1583; Scholae metaphysicae. Francforti, 1610. Лит.: Waddington, С. Ramus (Pierre de la Ramée). Sa vie, ses écrits et ses opinions. P., 1855; Ong, W. J. Ramus. Method and the Decay of Dialogue. Cambridge (Mass.), 1958. B.H. Кузнецов
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.