ПАЙДЕЙЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПАЙДЕЙЯ
в Древней Греции процесс формирования самостоятельной развитой личности.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

ПАЙДЕЙЯ

греч. paideia – образование, воспитанность) – понятие античной философии, обозначающее универсальное образование и воспитанность.

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

Пайдейя
гр. pais – ребенок) – воспитание, культура как способ формирования самостоятельной, развитой личности, способной к осуществлению гражданских обязанностей и сознательному выбору в политической борьбе и при голосовании в народном собрании. Греческий термин «пайдейя» включает как непосредственное воспитание, обучение, так и в более широком смысле – образование, образованность, просвещение, культуру.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ПАЙДЕЙЯ
понятие античной философии, означающее универсальную образованность (ср. лат. humanitas — вселенская образованность как существо человека). Возникло в греческой софистике в 5 в. до н. э., стало предметом специальной рефлексии у Исократа и Ксенофонта и было разработано Платоном в диалогах «Государство» и «Законы». В соединении с учением о бессмертии души политическая программа Платона, полагающая воспитание «стражей» и «правителей» фундаментом правильного государственного устройства, представляет пайдейю не только как смысл политики, но и как смысл жизни души: согласно «Федону» (107d3), душа уносит с собой на тот свет только воспитаниепайдейю. Аристотель продолжил школьную разработку понятия в трактате «Политика»: согласно его учению, объединение людей («толпы») в единое государство возможно только «путем ее воспитания» (1263Ь37), т. е. через «внедрение добрых нравов, философии и законов» (МО). Аристотель тем самым полемизирует с платоновским проектом идеального государства, единство которого держится на власти «стражей» и «правителей», а самая многочисленная прослойка общества, «земледельцы», не получает воспитания. Воспитание-пайдейа в системе этико-политических взглядов Аристотеля — условие счастья для всех членов общества, в то время как для Платона воспитание мыслится как задача онтологическая — как условие спасения души, способ приобщения к истинному бытию, что делает пайдейю синонимом самой философии.
Благодаря переводу Библии т. н. 70 толковниками (ср. «Книга притчей Соломоновых» 3,11,1; 1,2,1; «Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова» 1, 27, 1 и др.) слово «пайдейя» было воспринято эллинизированным иудейством (Филон Александрийский), а в дальнейшем ранним христианством и патристикой. Лит.: Jager W. Paideia, die Formung des Griechischen Menschen, Bd. 1—3. В., 1954—55; Marrou H.-I. Histoire de leducation dans lantiquite, 6 ed. P., 1965; Йегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М., 1997 (перевод W. Jager, Bd. 2); МарруА.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998.
М. А. Солопова, Ю. А. Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия

ПАЙДЕЙЯ
ПАЙДЕЙЯ (греч. ??????? - формирование ребенка, образование, воспитанность, культура, лат. humanitas - вселенская образованность как существо человека) - универсальная образованность; у Исократа и Платона - синоним философии, в европейской традиции - условие возможности философии.     Понятие пайдейи возникло в греческой софистике 5 в. до н. э., стало предметом специальной рефлексии у Исократа и Ксенофонта и было разработано Платоном в диалогах «Государство» и «Законы». В соединении с учением о бессмертии души политическая программа Платона, полагающая воспитание «стражей» и «правителей» фундаментом правильного государственного устройства, представляет пайдейю не только как смысл политики, но и как смысл жизни души: согласно «Федону», душа уносит с собой на тот свет только воспитание-пайдейю (Phaed. 107d3). Аристотель продолжил школьную разработку понятия в трактате «Политика»: согласно его учению, объединение людей («толпы») в единое государство возможно только «путем ее воспитания» (Pol. 1263b37), т. е. через «внедрение добрых нравов, философии и законов» (Ь40). Аристотель тем самым полемизирует с платоновским проектом идеального государства, единство которого держится на власти «стражей» и «правителей», а самая многочисленная прослойка общества, «земледельцы», не получает воспитания. Воспитание-пайдейя в системе этико-политических взглядов Аристотеля - условие счастья для всех членов общества, в то время как для Платона воспитание мыслится как задача онтологическая - как условие спасения души, способ приобщения к истинному бытию.     Через усвоение соответствующего термина благодаря переводу Библии т. н. 70 толковниками понятие пайдейи было воспринято эллинизированным иудейством (многочисленные тексты Филона Александрийского), и в дальнейшем ранним христианством (напр., «Послание к евреям» 12:5, 3; см. также многочисленные тексты Иустина Философа, Климента Римского, Климента Александрийского, Оригена Александрийского, Евсевия Кеса-рийского) и патристикой (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский и др.).     В 19-20 вв. понятия пайдейи возрождается в немецкой классической философии (Гегель), неогуманизме (В. Йегер, А.-И. Марру) и герменевтике (М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер).     Лит.: Jaeger W. Paideia, die Formung des Griechischen Menschen. Bd. 1-3. В., 1954-19552 (рус. пер. Bd. 1-2: Йегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека. М, 1997-2001; Marrou H.-I. Histoire de l´?ducation dans l´antiquit?. P., 19656 (рус. пер.: Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998).     Ю. А. ШИЧАЛИН

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Пайдейя
от греч. pais — ребенок) воспитание, культура как способ формирования самостоятельной, развитой личности, способной к осуществлению гражданских обязанностей и сознательному выбору в политической борьбе и при голосовании в народном собрании. Особенностью греческого воспитания как культуры (пайдейи) является сознательное формирование человека в соответствии с умопостигаемым образом идеального человека. Осознание ценностей (полисных, гражданских) и идеалов (свободного человека) - придает греческой идее фундаментальное значение не только в истории воспитания, но и в истории европейской культуры в целом. Воспитание осуществляется как в плоскости осознания нормативных требований общества, так и самосознания - формирования ценностных воззрений личности. Как отмечает Вернер Иегер, «без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры вообще». Греческий термин «пайдейя» обозначает как непосредственно воспитание, обучение, так и в более широком смысле- «образование». В этих (далеко не всех возможных) значениях выражается не только идея связи образования с воспитанием, но и идея глубокой, интимной взаимосвязи воспитания и обучения, прочного овладения навыком, где эта связь становится особенно понятной, тогда речь идет о «политике техне» - гражданском навыке, необходимом каждому полноправному гражданину полиса. Но именно эта «ремесленническая» сторона греческой «пай-дейи» указывает, с одной стороны, на интеллектуалистский характер античной культуры и образованности: овладевший определенными навыками расценивается как «знаток» (поведение оценивается в терминах знания — Ахилл «как лев, о свирепствах лишь мыслит», страшный циклон Полифем «никакого не ведал закона»); с другой стороны, открывает перед нашим восхищенным взором ее эстетические основания, где образованность, просвещение и культура всегда предметны, непосредственно вещественны как рукотворные произведения искусства. Пластический же характер греческой «пайдейи» подчеркивается ее вечно возобновляющейся сущностью - это река жизни, в воды которой, как заметил Гераклит, нельзя вступить дважды, это быстротекущие юность и детство. Само понятие «образования - пайдейи» содержит некоторые элементы и даже определенную структуру как систему, в которой и нроп.есс, и результат предстоят как нечто целостное - формирование человека. Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями. Несомненно, в этой обращенности к человеку и состоит непреходящая гуманистическая ценность античного понимания культуры, в основе которой лежит идеал человека, выступающий целью культурного процесса. Основные ценности греческой пайдейи выходят за пределы собственно педагогической сферы и формируются как нормы и образцы в контексте культуры. Исходным выступает аристократический тип культуры, в основании которого лежат глубокие генеалогические традиции (нередко герои Гомера ведут свое происхождение от богов). Но со знатностью происхождения связывается обычно красота, физическое совершенство и даже физическое превосходство над другими и вытекающие из этого аристократические добродетели: умение защитить в бою свою честь, отличиться и достичь славы, «славы до небес». Добродетели наследуются, но для этого они должны быть защищены в сражении, единственной школе жизни, доступной гомеровским аристократам. Пайдейя предполагает прежде всего воинскую подготовку, но с ней связано обеспечение части и славы. Тем самым закладывается основное звено «калокогатии» - единство физического и нравственного (интеллектуального) совершенства, что и выступает основой для полисной системы образования. В полисе «военные добродетели» дополняются «гражданскими» и путь к ним пролегал через многолетнюю «схолэ». «Конечною целью образовательной работы в многолетней афинской школе являлось прежде всего осознание себя как полноправного члена избранного состоятельного афинского общества» (Г. Е. Жураковский). У грамматика ребенок обучался чтению и письму, знакомился с греческой литературой. Преподавание музыки дополняло школу грамматика, так как многие стихи декламировались под музыку. С 12 лет мальчики посещали палестру, занимались гимнастикой. В гимнасиях мусическое и гимнастическое искусства соединяются в форме состязаний молодежи в том и в другом, причем при стечении зрителей, которыми были свободные граждане; в свою очередь, при обсуждении государственных дел слушателями и зрителями становилась молодежь. Собственно, целью образования выступает подготовка граждан, именно поэтому за грамматиком и кифаристом следует педотриб, а в восемнадцатилетнем возрасте начиналась проверка гражданской доблести. Проблема греческого образования состояла в том, что, как заметил по этому поводу Сократ, подготовка граждан не укладывалась в рамки профессионального образования: в случае нужды все мужчины города становились воинами и политиками. Все это и составляло, собственно, гуманитарную практику античной «пайдейи», определившую основное содержание античной культуры. Этот образовательный процесс не сводился к овладению суммой норм и требований, он был подготовкой к общественной жизни в соответствии с достаточно широким набором норм и требований, которые расценивались греками как их «мудрые изобретения» - «номой» (законы). В этом и состояла цель воспитания и культуры: развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, что позволяло ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных.

Источник: Человек и общество. Культурология

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
280.88 кб

2002. 04. 028. Пайдейя и современная философия образования. (обзор)

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
255.41 кб

2012. 04. 016. Горгиев Б. «Пайдейя» в античные времена и ныне. Горгиев Б. «Paideia» во антиката и де

Цибизова И. М.
Читать PDF
425.38 кб

Понимание платоновской техники развития мышления и пайдейя: на опыте преподавания студентам-философа

Хлебников Г. В.
Читать PDF
438.44 кб

Философия сознания М. К. Мамардашвили как духовное упражнение: пайдейя и протрептика

Инюшина И. А.
В статье рассматривается подход к философии как к искусству ведения правильного (мудрого) образа жизни.
Читать PDF
140.98 кб

Актуализация и интеграция личности в христианской пайдейе

Рубцов А. А.
Развитие христианской духовности, осуществлявшееся в творческом синтезе и рецепции элементов эллинистической культуры, производило практический эффект формирование укорененного в классическом наследии, но в то же время нового и са
Читать PDF
287.51 кб

Профессор Василий Татакис о византийской пайдейе

Игорь Анатольевич Иванов
Статья посвящена греческому профессору Василию Татакису, известному на Западе своими трудами по византийской философии, в которых дается разностороннее рассмотрение вопросов взаимосвязи античной и христианской мысли.
Читать PDF
177.29 кб

Интеллектуалы и власть. Эпизод i: кризис античной пайдейи

Корецкая Марина Александровна
Статья посвящена анализу практики античной пайдейи (воспитания, образования) в контексте проблемы «интеллектуалы и власть».
Читать PDF
178.50 кб

Отношение к слову как критерий истинной и ложной пайдейи у Платона и Татиана ассирийца

Приходько Максим Александрович
В докладе, на материале сочинений Платона и Татиана Ассирийца, рассматривается проблема отношения к слову как основополагающая черта пайдейи античной и христианской.
Читать PDF
1.36 мб

Феномен "забота о себе" через призму древнегреческой пайдейи

Пичугина Виктория Константиновна
Раскрыта сущность феномена «забота о себе» античной педагогической мысли и обоснована логика его исторического развития в аспекте зарождения представлений о высшем образовании и самообразовании.
Читать PDF
257.82 кб

Особенности перехода основных смыслов греческой пайдейи в теории образования Средневековья

Базалук Олег Александрович
В статье автор доказывает, что переход всемирной истории от Античности в Средние века связан с изменившимся пониманием и оценкой фундаментальных смыслов бытия, а не с их заменой.