ПАХАРЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПАХАРЬ
мифологический культурный герой, основатель земледелия. Он часто выступает аллегорией Демиурга и олицетворяет культурную традицию. Пахарями являлись китайский Шэньнун, греческий Триптолем, ингушский Боткий Ширтке, адыгейский Тхагаледж и др. Зачастую образ пахаря, мужского символа, противопоставлялся пряхе, женскому символу. Такое разделение было завещано, согласно мифологии ацтеков, первой человеческой паре Кецалькоатлю и Уицилопочтли. Тот же мотив, как принцип первобытного равенства, выражен в высказывании: «Когда Адам пахал, а Ева пряла». Жертвоприношение земледельца Каина противопоставляется жертве пастуха, как неугодное Богу. Напротив, шумерская богиня Инанн предпочитает земледельцу Эткимду пастуха Думузи. Ритуальная пахота проводилась в целях обеспечения плодородия почвы. Она осуществлялась, к примеру, в Египте во время мистерий Осириса. Зачастую первую борозду в ритуальной вспашке прокладывал царь. Образ пахаря наделялся чертами царской сакрализации в шумерской, египетской, китайской и скифской традициях. Первым пахарем, по представлениям шумеров, являлся бог Энмиль. Сила русского былинного пахаря Микулы Селяниновича оказывается выше, чем у князя Вольги и богатыря Святогора. Пахарь Пржемысл был избран первым чешским князем, пахарь Тюштян — мордовским князем, пахарь Шэньнун — китайским правителем. Весьма распространенным мифологическим мотивом являлась победа пахаря над силами хаоса. Священному пахарю зачастую удавалось запрячь в плуг драконов и других чудовищ. Следствием пахоты Кия явилось образование реки Днепр. Скандинавская Гевьон, впрягшая в плуг великанов, отпахала огромную площадь земли, ставшую островом Зеландия. Волшебной пахотой Ясон достигает права обладания золотым руном. Пахотная работа в буддийской и христианской семиотике интерпретировалось как духовный труд во имя спасения. У пахаря Будды зерно — это вера, ярмо и плуг — мудрость. Сам он «пашет пашню, которая приносит бессмертие». Источ.: Мифологический словарь. М., 1991.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

ПАХАРЬ
земледелец, в мифах культурный герой, основатель земледелия (ср. греч. Триптолем, кит. Шжъ-нун, Боткий Ширтке у ингушей, Тхагаледж у адыгов и др.).
В ряде традиций земледелие как мужское занятие противопоставлено пряже как женскому (это разделение заповедали первой человеческой паре Кецалькоатлъ и Уицилопочтли у индейцев Центральной Америки; ср. мотив первобытного равенства — «когда Адам пахал, а Ева пряла» — в европейской средневековой традиции). В библейской мифологии жертва земледельца противопоставлена жертве пастуха как неугодная Богу (см. Каин); шумерская Инанна, напротив, первоначально предпочитает земледельца Энкиду пастуху Думузи.
В разных традициях ритуальная пахота связана с магией плодородия (вызывание дождя — «вспашка дождя» в Грузии), защитой от бедствий (ср. опахивание от коровъей смерти у славян) и т. п.; перед пахотой приносились жертвы духам плодородия (ср. душу риса у лао — Hum Пао и т. п.).
Связь пахоты с плодородием — оплодотворением земли — очевидна в культе Осириса — во время его мистерий проводились пахота и сев; плодородие земли во время пахоты должен был обеспечивать сам царь, проводивший первую борозду в египетской, китайской и др. традициях, на празднике Плуга в Шумере; верховный бог Энлилъ сотворил орудие земледельца (мотыгу) и взрастил первое семя. Царь Ио-лаксай в скифской мифологии овладевает священными золотыми фетишами — символами сословий, в т. ч. плугом с ярмом (символом общинников).
Пахарь в славянской традиции — мифологизированный представитель крестьянства, воплощающий связь народа с Матерью Сырой землей (см. Микула Селянинович): его сила выше сверхъестественной силы князя-оборотня Вольги Всеславича (см. Волх) и Святогора. Пахарь Пржемысл, благодаря священному знаку — расцветшей ветви (ср. золотую ветвь как символ священного царя, жезл Аарона и т. п.), избирается первым чешским князем (Хроника Козьмы Пражского, 12 в.): ср. мордовского пахаря-князя Тюштяна, китайского Шуня и т. п.
Мотив пахоты как культурного деяния характерен для мифов о смене людьми мифического поколения великанов: великан (ср. марийского онара и т. п.) встречает Пахаря, относит его с сохой и лошадью к своей матери, та предрекает конец племени великанов. Др. мотив подчинения П. сил природы и хаоса — богатырь, впрягающий в плуг змея: следы этой пахоты — Змиевы валы (остатки древних укреплений на границе лесостепи на Украине), река Днепр (см. Кий); ср. германский миф о Гевьон, к-рая впрягла в плуг сыновей-великанов и отпахала о-в Зеландию. Волшебная пахота — трудная задача Ясона при добывании золотого руна: он должен запрячь в плуг медноногих быков и засеять поле зубами дракона.
В христианской и буддийской мифологиях мотив пахоты (и сева) приобретает смысл духовного труда во имя спасения: у Пахаря-Будды вера — зерно, мудрость — ярмо и плуг, он «пашет пашню, к-рая приносит бессмертие» (Сутта о Касибхарадвадже, Типитака).

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Пахари моря, или слово и дело, бывшее в начале

Шульман М.М.