ПАДМАСАМХАВА

Найдено 1 определение
ПАДМАСАМХАВА
(санскр. padma-sambhava, тиб. pad mabyung gnas, Рождённый в лотосе Будды Амитабхи) — индийский йогин Ваджраяны VIII– IX вв., один из «отцов» буддизма в Тибете, основоположник школ ньингма и дзогчен, автор нескольких трудов, вошедших в Тенгьюр. В школе ньингма П. приписывается авторство собрания сочинений, превосходящих по объему Слово Будды (Кангьюр) и посвящённых особому направлению, так называемой внутренней тантре – ануттарайога-тантре. Её высший отдел – ати-йога, или дзогчен, – обучал адептов достижению Просветления в течение одной жизни. Сам П. причислен к лику будд и зачастую величается «Вторым Буддой», единственным появившимся на земле не из лона женщины, а из цветка лотоса. Считается, что он умел укрощать злобных божеств, летать по воздуху, узнавать прошлое и будущее, легко превращать трупы в груды золота, творить чудеса посредством магии заклинаний. П. был махасиддхой, овладевшим восемью садханами видьядхар, которые ему даровала дакини Кармендрани. П. объединил их в единую систему тантрической практики, называемой «мандалой восьми Херук», и передал её своим главным тибетским ученикам. Религиозное учение П. подкреплялось глубокой философией йогачары. «Есть только ум» (читта-матра), являющийся единственной реальностью, Абсолютом, молниеподобным телом Будды, постигаемым лишь в состоянии интуитивного прозрения (бодхи). Пребывая в нём, практикующий возвращается к недвойственности подлинного бытия. Всё остальное есть лишь иллюзия (майя), или следствие искажённого восприятия омрачённого сознания. Избавиться от запутанности сознания помогают представления о том, что этот ум имеет три Тела (трикайя). Грубое, проявленное Тело воплощения (нирмана-кайя) познаётся через ритуальное служение и медитацию, в которой нужно представлять себя в форме йидама тантры П. В его учение были включены местные божества тибетцев и бона либо в виде самостоятельных буддизированных культов, либо путём отождествления их с функционально близкими персонажами индийской религиозной истории и космологии. Далее практикующий приступал к «открытию» Тела блаженства Будды — к самбхога-кайе. Если Тело воплощения Будды объясняет тайну иллюзорной множественности, то Тело блаженства — тайну иллюзорной двойственности. В тантризме П. духовная задача раскрытия данной тайны решается и описывается предельно просто. Он использовал язык, символику и образность из сексуального опыта человечества, с помощью которого можно передать необходимое духовное содержание и смысл, не создавая новой системы понятий, обозначений и определений. Вначале приверженцам такого пути совершенствования предписывалось взирать на скульптурные, живописные или символические изображения будд, бодхисаттв, йидамов с особо выделенными мужскими и женскими признаками и т.д. На втором этапе практикующие созерцали изображения этих существ в позициях соития в состоянии величайшего эротического экстаза (санскр. yuga-naddha, тиб. yab yum). Медитативная цель такой техники считалась достигнутой, если адепту удавалось вызвать картину слияния двух разнополых персонажей в едином порыве наслаждения. Религиозные философы описывали этот мистический союз как соединение пустотности (шуньята) или мудрости (праджня) с состраданием (каруна) или методом (упайя), т.е. женского и мужского начал соответственно. Очевидно, что такого рода практика делалась доступной пониманию даже необразованных и не знающих буддизма тибетцев, прежде всего благодаря выразительности систем описания — с помощью вербального, изобразительного, ритуально-драматического и других искусств. Мысль о том, что половой акт доставляет наслаждение, не нуждалась в философской аргументации. В этом заключался огромный потенциал распространения тантризма, в том числе и его подспудного, тайного глубоко религиозного содержания. Данный обрядовый комплекс в сочетании с медитативной техникой назывался маха-йогой, или первым из «внутренних» путей ануттарайога-тантры, и далее развивался в ану-йоге, в которой делался упор на «подъём внутренних энергий». Третий, «внутренний» путь учения П. (ати-йога) ведёт к постижению третьего Тела Будды — дхарма-кайи или ваджра-кайи (Тела Абсолюта, или Алмазного тела). В медитативной практике его адепты уже не используют визуализацию образов ни первого, ни второго из «внутренних» путей. Здесь задача йогина состоит в достижении состояния «чистого присутствия» и полного осознавания ума. Как исчезающая радуга теряет свои цвета, так и в просветлённом уме освобождается всё проявленное. Учение П. называют в Тибете ещё и «прямым путем». О целостности этой системы, а также о полноте охвата различных сторон жизни религиозного общества и личности можно судить по тому, что индийский мастер не ограничился нравственными положениями Хинаяны и Махаяны, внеся значительные дополнения, изложенные столь же доступно, что опять-таки сыграло огромную роль в Тибете. Программа духовного совершенствования «прямого пути» излагалась в такой последовательности (согласно А. Давид-Нёэль). 1) Прочитать как можно больше разнообразных религиозных и философских книг. Часто слушать речи учёных наставников, исповедующих различные истины и теории. Испробовать на себе все возможные методы. 2) Из всех изученных доктрин выбрать одну, отбросив остальные, подобно орлу, намечающему себе добычу из целого стада. 3) Жить скромно и не стараться выдвинуться, иметь смиренный вид, не привлекать внимания, не стремиться быть равным великим мира сего. Но, представляя себя незначительным, высоко вознести свой дух и быть неизмеримо выше славы и почестей земных. 4) Быть ко всему безразличным; поступать как собака или свинья, пожирающие всё, что бы им ни попалось; не выбирать лучшего из того, что вам дают; не делать ни малейшего усилия, чтобы получить или избежать и т.д. Принимать, что выпадет на долю, – богатство или бедность, похвалы или презрение; перестать отличать добродетель от порока, доблестное от постыдного, добро от зла. Никогда не скорбеть, не раскаиваться, не предаваться сожалению, что бы ни произошло; в то же время ничему не радоваться, не веселиться и ничем не гордиться. 5) Бесстрастно и отрешённо наблюдать борьбу мнений и разнообразную деятельность живых существ. Такова природа вещей, образ жизни различных индивидуальностей. Созерцать мир подобно человеку, глядящему с самой высокой вершины на расположенные далеко внизу горы и долины. 6) Шестой этап описать нельзя – он тождествен понятию пустоты.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.