осн. лейтмотив нынешней истории философии; идея апокалипсического конца. Крушение, катастрофа, закат, сумерки, конец - все эти слова встречаются в любом исследовании по истории культуры. Их связывают со старым общественным порядком, со старой системой хозяйства, со всей системой ценностей или, еще более общо - с культурой Запада" (О. Veit. Die Fluch vor der Freiheit, 1947). Наиболее известное выражение этой идеи мы находим у Ницше в предисловии к его работе "Воля к власти": "Вся наша европейская культура уже с давних пор движется в какой-то пытке напряжения, растущей от десятилетия к десятилетию, как бы направляясь к катастрофе: беспокойно, насильственно, порывисто, подобно потоку, стремящемуся к своему исходу, не задумываясь, боясь задуматься". Альфред Вебер считает, что результатом всей предшествующей истории является возвращение к страху первобытных народов перед миром и существованием. В нач. 16 в. Ульрих фон Гутген еще мог провозглашать: "О столетие! О наука! Какое удовольствие жить!" - обнаруживая тем самым веру в прогресс, которая нашла затем свою опору в философии Просвещения и имманентном оптимизме диалектического материализма. Этой веры сегодня еще придерживаются и должны придерживаться широкие массы, ибо совершенно противоестественно жить без надежд на будущее. Такие надежды основаны на том соображении, что мы находимся в переходном состоянии: господство над природой и техника опережают в своем совершенствовании развитие моральных качеств человека, и все несчастья являются результатом возникающего отсюда напряжения. Уже Кант в работе "Das Ende aller Dinge" говорил о "естественности" того, что "прогресс человеческого рода, культуры, талантов, способностей и вкусов опережает развитие моральности", но он ничего не сказал о том, что это напряжение можно компенсировать воспитанием и установить на земле новую гармонию между материальными и духовными силами. В социологии говорят о неспособности нашего социального мышления и социальных учреждений поспевать за прогрессом науки и техники. Подобное явление, называемое в амер. социологии "cultural lag" (см.: W. F. Ogburn. Social change, 1922), угрожает нашей культуре и должно быть устранено. См. также Функционер, Хилиазм, Шпенглер.
ОЖИДАНИЕ ГИБЕЛИ
ОЖИДАНИЕ ГИБЕЛИ
Источник: Философский энциклопедический словарь
ОЖИДАНИЕ ГИБЕЛИ
(Untergangserwartung). — Наиболее известное выражение идеи ожидания гибели мы находим у Ницше в предисловии к его работе «Воля к власти»; «Вся наша европейская культура уже с давних пор движется в какой-то пытке напряжения, растущей от десятилетия к десятилетию, как бы направляясь к катастрофе: беспокойно, насильственно, порывисто, подобно потоку, стремящемуся к своему исходу, не задумываясь, боясь задуматься». Альфред Вебер считает, что результатом всей предшествующей истории является возвращение к страху первобытных народов перед миром и существованием («Kulturgeschichte als Kultursoziologie», 1935). В начале XVI в. Ульрих фон Гуттен еще мог провозглашать: «О столетие! О наука! Какое удовольствие жить! » — обнаруживая тем самым веру в прогресс, которая нашла затем свою опору в философии Просвещения и имманентном оптимизме диалектического материализма. Этой веры сегодня еще придерживаются и должны придерживаться широкие массы, ибо совершенно противоестественно жить без надежд на будущее. Эти надежды основаны на том соображении, что мы находимся в переходном состоянии: покорение природы и техника опережают в своем развитии совершенствование моральных способностей человека, и все несчастья являются результатом возникающего отсюда напряжения. Уже Кант в работе «Das Ende aller Dinge» [«Конец всего сущего»] говорил о «естественности» того, что «прогресс человеческого рода, культуры, талантов, способностей и вкусов опережает развитие моральности», но он ничего не сказал о том, что это напряжение можно компенсировать воспитанием и установить на земле гармонию между материальными и духовными силами. В социологии говорят о неспособности нашего социального мышления и социальных учреждений поспеть за прогрессом науки и техники. Это явление, называемое в американской социологии «cultural lag» (см. W. F. Ogbum. Social change, 1922), угрожает нашей культуре и должно быть устранено; см. также Хилиазм, Функционер, Шпенглер. В настоящее время ожидание гибели как представление о некоем неизбежно наступающем культурно-историческом событии отступает на задний план и главное беспокойство вызывает опасность самоуничтожения культуры посредством атомного оружия.
Е. Spranger. Die Kulturzyklentheorie und das Problem des Kulturverfalls, 1926; O. Veit. Die Flucht vor der Freiheit, 1947; M. Schröter. Metaphysik des Untergangs, 1949; F. Sieburg. Die Lust am Untergang, 1954; K. Jaspers. Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1961; W. D. v. Rehfus (Hg.). Die Apokalypse denken, 1989.
Е. Spranger. Die Kulturzyklentheorie und das Problem des Kulturverfalls, 1926; O. Veit. Die Flucht vor der Freiheit, 1947; M. Schröter. Metaphysik des Untergangs, 1949; F. Sieburg. Die Lust am Untergang, 1954; K. Jaspers. Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1961; W. D. v. Rehfus (Hg.). Die Apokalypse denken, 1989.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961