Отрицание

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Отрицание
это переход от одного ко второму, если второе является продолжением первого, второе лучше, чем первое.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ОТРИЦАНИЕ (В БОГЕ)
в философии Гегеля: Абсолютная Идея отрицает себя, чтобы затем объединить утверждение и отрицание себя в высшем синтезе. Христианская мысль оценивает это как необоснованное приписывание человеческой диалектики Высшему мышлению, в котором есть лишь утверждение истины.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Отрицание
1) логическая связка, выражающая отсутствие каких-либо признаков у познаваемого объекта, позволяющая образовывать отрицательные понятия и суждения; 2) логическая операция, порождающая из данного высказывания новое высказывание (отрицание исходного), которое ложно, если исходное высказывание истинно, и истинно, если исходное высказывание ложно.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ОТРИЦАНИЕ
неприятие чего-либо (отрицать, т.е. отвергать). В философии — логическая операция, с помощью которой из данного высказывания порождается новое высказывание (называемое отрицанием исходного), т.е. устанавливается единство последовательностей и преемственностей в развитии мысли. Применяется и как стадия в развитии объекта, сменяющая собой предыдущую.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Отрицание
строго говоря, О. это действие, результатом которого является небытие сущего. В этом смысле О. выступает как момент прехождения.
У Гегеля и в диалектическом материализме понимание О. осложнено моментами, вытекающими из концепции отрицания отрицания как механизма развития.
Ист.: Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 376378

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ОТРИЦАНИЕ
1. В материалистической диалектике О. рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей (Отрицания отрицания закон). 2. Логическая операция, с помощью к-рой из данного высказывания порождается новое высказывание (наз. отрицанием исходного), такое, что если исходное высказывание было истинно, то его О. ложно, а если оно было ложно, то его О. истинно.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Отрицание

/D/ Negation/E/ Negation/F/ Negation/Esp/ Negation
Философская категория, выражающая необходимую связь последовательных стадий развивающегося отношения Суть отрицания состоит в том, что утверждение последующей стадии развития предполагает в качестве своего условия исчезновение, разрушение предыдущей и, вместе с тем, сохранение, утверждение некоторых составляющих ее моментов, черт, элементов.

Источник: Философия, практическое руководство

ОТРИЦАНИЕ
одна из основных философских категорий, рассматриваемая в диалектике как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей в немецкой классической философии. Гегель впервые сформулировал закон отрицания отрицания, который выражает преемственность, спиралевидное развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей степени развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. Отрицание отрицания происходит путем «снятия».

Источник: Тематический философский словарь

ОТРИЦАНИЕ
1. Логическая операция, с помощью которой из данного высказывания порождается новое высказывание (называемое отрицанием исходного), такое, что, если исходное высказывание было истинно, то его отрицание ложно, и наоборот, если исходное – ложно, то его отрицание истинно. 2. В диалектике Гегеля и в материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей, когда "новое", приходящее на смену старому, отрицает это "старое" (диалектический закон "отрицание отрицания").

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Отрицание
логическая операция создания высказывания, имеющего смысл, противоположный данному; отрицанием называется также каждое из этих высказываний по отношению друг к другу.
"В диалектике [2] категория отрицание обозначает превращение одного предмета в другой при одновременном "уничтожении" первого".
Учитывая, что предмет (вещь) является всего лишь элементом мира, как любил говорить Мах, выделенным из него для себя нашим сознанием, можно считать, что диалектический "закон" "отрицания отрицания" всего лишь констатирует наличие в мире пространства, материи и движения.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ОТРИЦАНИЕ
отрицающее действие, в частности действие человеческой свободы как способность отказать реальному миру и учредить идеальный мир. Этот термин, широко распространенный в «диалектической» философии, ввел Фихте и широко использовал Гегель. Любое духовное творчество будет в этом смысле формой «отрицания»; дух утверждает себя, отрицая существующее (Мефистофель в «Фаусте» Гете называет себя духом отрицания): установленный, порядок, научную или философскую традицию. Но такое отрицание — это не формальное и пустое отрицание, но также «отрицание отрицания», утверждение нового порядка и новых ценностей.

Источник: Философский словарь

ОТРИЦАНИЕ

- логическая операция, с помощью которой из данного высказывания получается новое высказывание; при этом если исходное высказывание истинно, его О. не является истинным, а если оно ложно, его О. не является ложным. Отрицательное высказывание состоит из исходного высказывания и помещаемого перед ним знака О. (в логике ~ или 1), читаемого как "не" или "неверно, что"; О. высказывания A является сложное высказывание ~А.
В логике классической если высказывание А истинно, его О. ~А ложно, а если A ложно, его О. ~А истинно. Напр., т. к. высказывание "10 - четное число" истинно, его О. "Неверно, что 10 - четное число" ложно.

Источник: Словарь по логике

ОТРИЦАНИЕ
филос. категория, выражающая опред. тип отношения между двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта. В философии Гегеля О. — характеристика второй стадии развития — антитеза исходному состоянию, в свою очередь подвергающаяся О. (отрицание отрицания) в последующем синтезе обоих предшествующих состояний. Диалектич. О. — это не голое О., не полное уничтожение предшествующего состояния ч.-л., а творческое, когда «старое» не просто исчезает, но «снимается», т.е. его положительные кач-ва сохраняются в «новом» состоянии. О. в логике — логич. эквивалент оборота «неверно, что…» или просто частицы «не»; операция, формализующая логич. свойства этих слов. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Отрицание
философская категория для обозначения определенного типа отношений между двумя последовательными стадиями развивающегося объекта. Оно является необходимым моментом процесса развития, поскольку любой объект рано или поздно достигает стадии собственного отрицания, т. е. становится иным. Но, становясь иным, новый развивающийся объект в определенном смысле остается тем же самым, в нем сохраняются некоторые черты старого. Диалектическое отрицание – это не голое, зряшное отрицание, тождественное уничтожению, а творческое отрицание, когда старое не отбрасывается, а «снимается», сохраняя в новом качестве положительные черты старого. диалектики, сформулированный Г. В. Ф. Гегелем, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Отрицание
(Negatio, άπόφασις) — вообще означает исключение, немыслимость чего бы то ни было, как существующего, как действительного. В таком обширном смысле отрицание равнялось бы нулю и не имело бы смысла. А потому, под отрицанием можно разуметь такое исключение чего-либо одного определенного, которым предполагается нечто положительное и существующее. Германский абсолютный идеализм приписывает категории отрицания не этот логический смысл, но метафизический или жизненный; по смыслу этого идеализма, отрицание составляет необходимое условие всякой жизни и ее развития, на том основании, что все существенное и положительное обнаруживает и ставит себя не иначе, как через самоотрицание и самоуничтожение всего призрачного и ограниченного. Таков смысл и диалектики, в сфере этого идеализма она имеет значение диалектики живой — и в природе, и в истории, и в высшей логике.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

ОТРИЦАНИЕ
(Verneinung) — отказ, отклонение, непризнание какого-нибудь положения вещей, связи. В теоретическом отношении оно является утверждением их несуществования (см. Негация). В отрицательном суждении отрицание может быть направлено или на все его содержание, или на связь субъекта и предиката; в языке отрицание выражается через слово «не». Мы можем какоенибудь положение признавать правильным или неправильным (см. Суждение), но было бы неразумным стремиться делать это одновременно (закон противоречия и закон исключенного третьего). С отрицанием не связано никакое положительное утверждение. Высказывание «Этот цветок не благоухает» имеет значение даже тогда, когда цветок вообще не имеет запаха, при любых условиях правильным значением при отрицании предиката является прежде всего формальное отрицательное (контрадикторное) значение, а любое другое, более узкое, более определенное значение должно еще доказать свою правомерность. — Библиография: G. Falkengruber., G. Gabriel., J. Pafel. (Hgg.). Biblio-graphie zur Negation und Verneinung, 1984.
W. Burkamp. Logik, 1932; G. Kahl-Furthmann. Das Problem des Nicht, 1934; R. M. Gale. Negations and Non-Being. Oxford, 1976.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ОТРИЦАНИЕ,
филос. категория, выражающая определ. тип отношения между двумя последоват. стадиями, состояниями развивающегося объекта. О. является необходимым моментом процесса развития. Диалектика в «...позитивное понимание существующего... включает в то же время понимание его отрицания...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф,, Сон., т. 23, С. 22). Любой объект в процессе своего развития неизбежно достигает стадии собств. О., т. е. становится качественно иным. Эта цепь О. старого и возникновения нового не имеет ни начала, ни конца. При этом развивающийся объект одновременно и становится иным, и в определ. смысле остается тем же самым. Напр., юность отрицает детство, и сама в свою очередь отрицается зрелостью, а последняя - старостью. Вместе с тем все это - различные стадии развития одного и того же человека. Это непрерывное самоотрицание и характеризует прогрессирующее саморазвитие в природе, обществе и познании.
Диалектич. О.- это не голое, не «зряшное» О., а творч. О., когда старое не просто отбрасывается и уничтожается, но «снимается», положит. стороны его сохраняются в новом качестве. В. И. Ленин подчеркивал, что для диалектики существенно «...отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного...» (ПСС, т. 29, с. 207). Это «удержание», единство О. и преемственности в развитии составляет важную черту диалектич. О. как универс. принципа бытия и познания.
О. в логике - логич. эквивалент оборота «неверно, что...» или просто частицы «не»; операция формализующая логич. свойства этих слов.

Источник: Советский философский словарь

ОТРИЦАНИЕ (ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ)
а) объективный процесс качественного обновления развивающегося объекта, б) перестройка субъектом объекта, придание объекту принципиально новых свойств с сохранением некоторых его прежних полезных параметров. Диалектическая философия высоко ценит "отрицание-со-снятием", в ходе которого уничтожается уже отжившее, но сохраняется и развивается все жизнеспособное ("положительное"). Диалектика рекомендует избегать двух методологических крайностей нигилизма и континуитета: а) понимания О. лишь как тотального разрешения без сохранения преемственности с предшествующим состоянием, б) абсолютизации момента преемственности в инновационных процессах.
Выделяют следующие типы О.: внешние и внутренние (самоотрицание); деструктивные и конструктивные; прогрессивные, регрессивные и "одноплоскостные" (нейтральные). По степени глубины различают: а) О. как трансформацию объекта при сохранении его прежней целостности, б) О. как снятие прежней целостности в новом качестве, в) О. как отрицание отрицания, синтез двух предшествующих отрицаний-снятий по формуле "тезис - антитезис - синтез". Закон отрицания отрицания (двойного О.) имеет интегральный характер, аккумулирует в своем действии содержательные моменты прогрессивного развития. Наиболее общий признак действия этого закона - повторение на высшей стадии характерных черт исходной, низшей ступени развития. Подчас этот закон наглядно изображают в форме спирали, а движение вверх по ступеням спирали разъясняют в духе гегелевской идеи о триаде. Каждый цикл - виток в развитии, а сама спираль - цепь циклов; цепь уничтожения старого и возникновения нового, согласно диалектическому материализму, не имеет ни начала, ни конца. Закон двойного О., впервые сформулированный Гегелем, признавался многими эволюционистами, в т. ч. большинством марксистов; в советской философии с 60-х гг. шла дискуссия о том, является ли этот закон всеобщим и выражается ли он идеей спирали и триады. Антиэволюционисты ограничивают действие этого закона сферой человеческого мышления.
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

ОТРИЦАНИЕ
1. В естественном языке в зависимости от местоположения различают внешнее и внутреннее отрицание.
Внешнее (пропозициональное) служит для образования сложного высказывания из другого (не обязательно простого) высказывания. В нем утверждается отсутствие положения дел, описываемого в отрицаемом высказывании. На основании классического понимания истинности как соответствия действительности это означает, что в случае истинности отрицаемого высказывания отрицающее его высказывание будет ложным и наоборот. В русском языке пропозициональное отрицание обычно выражается посредством оборота «неверно, что», за которым следует отрицаемое высказывание.
Внутреннее отрицание входит в состав простого высказывания. Различают отрицание в составе связки (отрицательная связка) и терминное.
Отрицание в составе связки выражается с помощью частицы «не», стоящей перед глаголом-связкой (если он имеется) или перед смысловым глаголом. Оно служит для выражения суждений об отсутствии каких-то отношений («Иван не знает Петра») или для образования отрицательной предицирующей связки в составе категорических атрибутивных суждений.
Терммнное отрицание используется для образования негативных терминов. Оно выражается через приставку «не» или близкие ей по смыслу («Все неспелые яблоки — зеленые»). Если сопоставить термину множество предметов, которые он обозначает, то отрицательному термину будет соответствовать дополнение к отрицаемому термину на некотором универсуме рассмотрения. Таким образом, с терминным отрицанием ассоциирована операция взятия дополнения. Последнее можно распространить и на другие виды отрицания, если соотнести с произвольным высказыванием множество ситуаций (возможных миров и т. п.), в которых оно истинно.
2. В искусственных языках логики символической отрицанием называется особая унарная пропозициональная связка, используемая для образования из одной формулы другой, более сложной. Для обозначений отрицания обычно используются символы «~». В) -> (1 В -» 1 А); (2) «введение двойного О.»: А -> N А; (3) «снятие двойного О.»: А -> А; (4) «из противоречия следует все что угодно»: (А & 1 А) —> В. Минимальное отрицание удовлетворяет свойствам (1) и (2), а интуиционистское — свойствам (1), (2), (4) (см. Интуиционстская логика). Минимальное отрицание, удовлетворяющее свойству (3), называется отрицанием де Моргана. Наконец, отрицание де Моргана, обладающее свойством (4), называют отрицанием Буля (при условии принятия аксиомы дистрибутивности для конъюнкции и дизъюнкции).
О других свойствах отрицания см. Паранепротиворечивая логика, Многозначная логика. Кроме того, отрицание используется в языках программирования для образования отрицательных выражений, напр., в языках логического программирования имеется т. н. «отрицание как неудача».
Д. В. Зайцев

Источник: Новая философская энциклопедия

ОТРИЦАНИЕ
определ. момент процесса развития, выражающий диалектич. связь двух последоват. стадий (состояний) развивающегося объекта. Суть О. состоит в том, что утверждение последующей стадии развития предполагает в качестве своего условия исчезновение, разрушение предыдущей и вместе с тем сохранение, удержание нек-рых ее существ. элементов, составляющих. Так понимаемое О. называют диалектическим, в отличие от обыденного его понимания как простого уничтожения, отбрасывания (см. В. И. Ленин, Соч., т. 38, с. 218–19), также встречающегося в философии и обозначающего просто действие, в к-ром отвергается существование, необходимость, обязательность чего-либо. Указание на существенность О. в самой природе имелось уже у Гераклита. Диалектич. идеи относительно О. высказывались Спинозой, Кантом (см., напр., "Опыт введения в философию понятия отрицательных величин", в кн.: Соч., т. 2, М., 1964, с. 79–123). Категория О. играет фундамент. роль в философии Гегеля: в учении о бытии О. выступает как переход одного в др., в учении о сущности – как имманентный момент саморазвития, в учении о понятии – как всеобщая форма диалектич. процесса развития. В марксизме категория О. освобождается от гегелевской мистики и выступает как проявление критически-революц. характера материалистич. диалектики. Здесь О. есть необходимый момент любого действит. развития (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 296–97). Диалектич. О. есть прежде всего самоотрицание старого, а не "извне" О., т.е. оно определяется имманентными законами развития самого объекта. Та или иная конкретная форма О. зависит от внутр. природы развивающегося объекта и условий, в к-рых он находится (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 146). Однако при любом конкретном способе диалектич. О. неотделимо от преемственности. Это особенно важно учитывать при анализе развития общества и истории науки, где диалектич. характер развития проявляется в том, что старые теории не просто отбрасываются, а снимаются (см. Снятие). Лит. см. при ст. Отрицания отрицания закон. В. Семенчев, В. Костеловский. Москва. Отрицание в логике – одна из первичных логич. операций. Всегда следует тщательно следить за тем, к какому предложению она применяется, и уметь различать предложения вида "не-А", "принято не-А", "не принято А" и т.п. В естеств. языках имеются различные способы выражения для О., напр. "неверно, что А", или просто употребление частицы "не" перед сказуемым и т.п. Иногда О. выражается при помощи антонимов: "она некрасива" служит О. для "она красива", но в др. случаях первое из этих утверждений считается более сильным, чем О. второго (фразу "снег черен" никоим образом не следует считать О. фразы "снег бел", хотя из нее следует такое О.). Коль скоро принято нек-рое предложение и его О. (причем это предложение отождествлено в обоих вхождениях), налицо – противоречие. Роль противоречия в рассуждении состоит в том, что оно дает право опровергнуть хотя бы одну из исходных посылок; иногда это право неск. расширяется, но, с др. стороны, не является ошибкой продолжение рассуждения, несмотря на уже обнаруженное в нем противоречие. При этом "опровергнуть" посылку означает заменить ее ее отрицанием. Это выражается логич. законом (А ? В) ? ((А ? В) ? А) (где – знак О., ? – знак импликации, А и В обозначают любые высказывания), к-рый принят во всех осн. системах логики, содержащих О. В т.н. положительной логике высказываний (при соответств. расширении ее языка посредством введения О.) этот закон равносилен контрапозиции закону в форме (A ? ?) ? (B ? A) и неск. сильнее др. формы закона контрапозиции: (А ? B) ? (B ? А). Его присоединение к положительной логике высказываний приводит к минимальной логике высказываний, дальнейшее присоединение закона А&А ? В (из противоречия следует любое предложение, "&" – знак конъюнкции "и") или А ? (A ? В) – к интуиционистской логике высказываний, а дальнейшее присоединение закона снятия двойного отрицания А ? А или закона исключенного третьего А?А (где?– знак дизъюнкции "или") – к классич. логике высказываний. (A?A) доказуемо в интуиционистском, а фактически даже в минимальном исчислении высказываний, поэтому присоединение к последнему закона А ? А дает и А?А, и, как легко доказать, также А&А ? В и тем самым классич. исчисление высказываний, – но присоединение A?А к минимальному исчислению приводит к более слабой системе "сильного отрицания" (термин Фитча), не содержащей законов А ? А и А&А ? В. Закон А ? А имеет место в минимальном – и подавно в интуиционистском и в классич. исчислениях. Из него, в каждом из этих исчислений, следует А ? А, а значит (ввиду В ? B) и A ? А (где ? – знак эквиваленции). Коль скоро нек-рое предложение считается истинным, О. его считается ложным, но обратное заключение справедливо лишь в рамках рассуждений, основанных на классич. логике. В любой логич. теории роль О. неразрывно связана с ролями др. логич. операций, а потому являются натяжкой встречающиеся иногда характеристики указанных выше логич. законов (или только одного, или нек-рых из них) как "основных законов О.". В логике вообще нет законов, в формулировку к-рых входило бы только О. Иногда А отождествляют с импликацией А?f, где f – нек-рое фиксированное ложное высказывание. В таком случае О. "сводится" к импликации, а точнее – к импликации и употреблению константы f. Для естеств. истолкования этой константы как "лжи" неизбежно используется О. в качестве одной из первоначальных операций логики (и в качестве таковой О. используется во всяком известном истолковании интуиционистского исчисления высказываний). В то же время для минимального исчисления имеется истолкование, при к-ром А рассматривается как А ? f, причем f - произвольное (не обязательно ложное) высказывание. Для классич. исчислений (высказываний и предикатов) характерен способ преобразования О., связанный с законом двойственности; к интуиционистским исчислениям этот способ применим лишь в нек-рых частных случаях. Примеры преобразования по этому способу: ?xA ? ?xA (это верно и в минимальном исчислении предикатов.; "?" и "?" - кванторы существования и общности), ?xA ? ?xA (только классически - хотя импликация справа налево верна и в минимальном исчислении. См. также Законы де Моргана). В модальной логике иногда выражают необходимость через возможность и О. или возможность через необходимость и О., но за пределами специальных теорий к таким отождествлениям следует относиться с большой осторожностью, в частности - во избежание ошибки, при к-рой "либеральный режим", характеризуемый правилом "все незапрещенное разрешается", смешивается с "деспотическим режимом", правило к-рого - "все неразрешенное запрещается". Но запрещение, по-видимому, все же можно без ошибки рассматривать как "приказание бездействия" – причем если действие описывается предложением с глаголом в инфинитиве, то соответств. бездействие описывается предложением, получаемым из него посредством О. Бездействие надо уметь отличать от отказа, или воздержания от действия. В естеств. языках имеется широко распространенная нерегулярность в употреблении О., особенно в сочетании с модальностями (напр.: "Вы не должны опаздывать" вместо "Вы должны не опаздывать"), к-рую надо уметь преодолевать посредством логич. анализа. (См. также ст. Двойного отрицания законы). А. С. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
707.41 кб

Отрицание закрытости

Хеджинян Лин
В публикуемых фрагментах из книги одного из виднейших представителей американской школы «поэзии языка» говорится о тексте, все элементы которого действуют так, что опровергается представление о его замкнутом пространстве.
Читать PDF
105.51 кб

Отрицание как основа негативной дискурсивности

Колбин Денис Александрович
Рассматриваются основания позитивного и негативного дискурсов.
Читать PDF
102.17 кб

Отрицание и безвременье

Минигулова И. Р.
Временная логика как одно из направлений логики предполагает наличие параметра времени, а время является неотъемлемым аспектом бытия.
Читать PDF
140.07 кб

Отрицание и безвременье

Минигулова И.Р.
Временная логика как одно из направлений логики предполагает наличие параметра времени, а время является неотъемлемым аспектом бытия.
Читать PDF
373.68 кб

Отрицание дискретности и квантовая механика в социальной философии

Зайнуллин Радомир Альбертович
Статья описывает исследование общества в рамках системной теории, основной особенностью которого является включение концепций квантовой механики в механизмы работы социальных пространств.
Читать PDF
167.32 кб

2016.01.016. ФИКАРА Е. ГЕГЕЛЕВСКОЕ НАСЫЩЕННОЕ ОТРИЦАНИЕ. FICARA E. HEGEL’S GLUTTY NEGATION // HISTOR

Боброва Л.А.
Читать PDF
239.67 кб

Современная социалистическая утопия: от критического анализа к мобилизации через отрицание

Мусихин Г.И.
В статье Г.И.Мусихина оцениваются теоретические перспективы возрождения социалистической утопии как своего рода «линии горизонта», которую нельзя пересечь, но которая при этом может быть видимой и как бы достижимой.
Читать PDF
140.07 кб

Отрицание и безвременье

Минигулова И.Р.
Временная логика как одно из направлений логики предполагает наличие параметра времени, а время является неотъемлемым аспектом бытия.
Читать PDF
175.16 кб

Ценности и их отрицание в этике дискурса модерна

Бабошин Василий Викторович
В статье анализируются различные аксиологические основы дискурса и их влияние на нигилистическое отношение к миру.
Читать PDF
563.66 кб

Метафоры экзистенциального кризиса в контексте классической немецкой философии: отрицание как активн

Серебрякова Юлия Вадимовна
В статье анализируется обоснование метода отрицания в философских работах И. Канта и Г. Г. Гегеля. Тавтология тождества «Абсолют есть Абсолют», доведенная до кризисных пределов противостояния существующему, т.е.
Читать PDF
220.50 кб

Утверждение и отрицание индивидуализма в философии Ф. Ницше и В. Соловьева как формы проявления само

Саадуев Зивади Зайндиевич
В статье с позиции социальной философии раскрывается сущность утверждения и отрицания индивидуализма как формы проявления самоутверждения личности.
Читать PDF
204.59 кб

Институциональные формы отрицания мифического опыта освоения архетипа

Некита А. Г.
The problem of myth being in the system of social institutions providing reproduction of the unconscious on the individual and mass levels, is considered.
Читать PDF
179.21 кб

Фундаментализм и его отрицания в философии науки (наука как предмет философии)

Антаков С. М.
Фундаментализм и его отрицания (антифундаментализм и нефундаментализм) рассмотрены в контексте вопросов о науке как предмете философии и отношении между философией науки и эпистемологией.
Читать PDF
0.00 байт

Связь и свобода: диалектика взаимного отрицания и взаимного полагания

Белоусов В. А.
В статье анализируется актуальная проблема соотношения свободы личности и тех связей, в которых она пребывает с естественно-исторической неизбежностью.
Читать PDF
207.64 кб

Проблема отрицания парадигмальности социального познания

Насиров Марат Нухбалаевич
Статья представляет собой введение в методологический проект, целью которого является создание нового метатеоретического метода социального познания парадигмального анализа.

Похожие термины:

  • ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ

    один из главных законов диалектики, обусловливающий поступательно-возвратный характер развития. В рамках классической логики этот закон гласит: двойное отрицание исходного высказывания дает сн
  • ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН

    один из трех основных законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля как закон развитя Абсолютной Идеи. Закон выражает преемственность, спиралеведный характер разви
  • ОТРИЦАНИЕ-СНЯТИЕ

    такое изменение, при котором преобразуется внутренняя, интегрирующая структура системы.
  • ОТРИЦАНИЕ-ТРАНСФОРМАЦИЯ

    такое изменение свойств и качеств системы, при котором сохраняется сама ее интегрирующая структура.
  • ОТРИЦАНИЕ МЕТАФИЗИКИ

    одна из установок неопозитивизма, неприятие метафизики как выходящей за пределы науки и метанауки. См. метафизика.
  • ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН

    см.: Закон двойного отрицания.
  • Закон отрицания отрицания

    один из фундаментальных законов диалектики, объясняющий направление развития: в любом развитии старое, будучи отвергнутым через его отрицание, не исчезает бесследно, но сохраняется внутри против