ОТНОШЕНИЯ МОРАЛЬНЫЕ

Найдено 1 определение
ОТНОШЕНИЯ МОРАЛЬНЫЕ
особый вид общественных отношений, совокупность зависимостей и связей, к-рые возникают у людей в процессе их нравственной деятельности. О. м. можно классифицировать по содержанию, по форме, по способу общественной связи между людьми в процессе их совместной нравственной деятельности. По содержанию О. м. различаются в зависимости от того, по отношению к кому человек имеет определенные обязанности и какого рода эти обязанности. Примерами отношения человека к об-ву в целом являются обязанности трудиться, верности своей стране, делу освобождения трудящихся (Отношение к труду, Патриотизм, Интернационализм, Солидарность). Можно также выделить О. м., в к-рых находится: человек по роду своей деятельности (Профессиональная этика) и благодаря своему участию (в той или иной форме) в различных областях общественной жизни (Труда нравственность. Быта нравственность, Брачно-семейная мораль). Специфические обязанности лежат на человеке по отношению к членам об-ва, находящимся в особом положении: к детям, престарелым, к женщине (Отношение к женщине), к членам коллектива, к к-рому он принадлежит (классу, партии, трудовому коллективу, семье), к людям, с к-рыми он находится в особых отношениях (Любовь, Дружба, а также Обязательство, Благодарность) и с к-рыми он так или иначе вступает в контакт (поведение в общественных местах, этикет, помощь пострадавшему, мелкие услуги случайным встречным). Однако, какова бы ни была конкретная сфера обязанностей человека и независимо от того, в адрес кого (частного лица, группы людей) они направлены, во всех случаях человек в конечном счете находится в О. м. к об-ву в целом и к самому себе как к члену этого об-ва. формы О. м. различаются в зависимости от того, каким образом выступает перед человеком нравственное требование, насколько обобщенный или конкретизированный характер оно имеет. Это требование, напр., может быть выражено в виде единичного предписания к.-л. индивиду совершить определенный поступок в конкретной ситуации; оно может повелевать всем людям совершать определенные действия в сходных ситуациях (Норма моральная); предписывать постоянно формировать в себе известные моральные качества, строить образ жизни и выбирать линию поведения в соответствии с более общими нравственными принципами, подчинять свою деятельность осуществлению нек-рой конечной и высшей цели, преобразованию об-ва на подлинно нравственных началах и достижению личного совершенства (Идеал). Сообразно различным формам нравственного требования и отношение индивида к об-ву каждый раз имеет особый характер. Кроме того, эти требования каждый раз преломляются в особых личностных формах морального отношения (Дол, Ответственность нравственная, Честь, Достоинство, Совесть), в каждой из к-рых проявляется степень и способ самоконтроля человека в его нравственной деятельности. Наконец, в процессе совместной деятельности люди вступают друг с другом в различные связи, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки (Санкция), совершают почин, подают пример, воздействуют на поступки окружающих силой своего морального авторитета, вступают между, собой в соревнование, участвуют в массовых движениях и т. п. Во всех этих формах О. м. всегда существуют две стороны - субъект и объект, но эти стороны то и дело меняются местами. Напр., поскольку человек имеет определенные обязанности перед об-вом и др. людьми, сам он выступает как субъект, а об-во и др. люди -как объекты его моральной деятельности. Но этот же человек является объектом моральных обязанностей для др. людей, для об-ва (т. к. оно тоже должно защищать его интересы). С одной стороны, об-во формулирует обязанности отдельной личности и оценивает ее поступки, относится к ней как субъект к объекту. Но с др. стороны - моральные требования становятся личным долгом и ответственностью каждого человека, сознаются им и активно проводятся в жизнь.. Чем выше сознательность человека, чем более он способен самостоятельно контролировать и направлять свои действия, тем в большей мере он является самодеятельным субъектом (Самодеятельность и творчество). Конкретные случаи содержания, сфер и форм О. м. рассматриваются в различных категориях этики и находят отражение в соответствующих формах морального сознания.

Источник: Словарь по этике

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
339.05 кб

Изучение отношения к моральным обязательствам у девушек и юношей

Мачехина Екатерина Александровна, Кирилина Анна Геннадьевна
В статье рассматривается специфика отношения к моральным обязательствам у студентов-юношей и девушек. Показано, что допустимость/недопустимость нарушения моральных обязательств варьируется в зависимости от типа ситуаций.
Читать PDF
1.20 мб

Моральные ценности в семейно-брачных отношениях молодёжи г. Архангельска

Верещагин Илья Федорович, Сергичева Евгения Алексеевна
В статье приведены результаты социологического исследования, проведенного в декабре 2014 мае 2015 г. в городе Архангельске.
Читать PDF
130.00 кб

Детерминация моральных недостатков и их отношение к основным типам дизонтогенеза

Линьков В.В.
В статье решается задача систематизации представлений о моральных недостатках, их происхождении и формах детерминации.
Читать PDF
715.38 кб

Методика изучения отношения к морально-нравственным категориям и нормам поведения

Распопин Евгений Владимирович, Ермош Валерия Олеговна
Статья содержит описание авторской психодиагностической методики, предназначенной для изучения отношения личности к морально-нравственным категориям и нормам поведения.
Читать PDF
1.69 мб

Ценностные и моральные основы отношения студентов к лицам c умственной отсталостью

Сычев Олег Анатольевич, Трофимова Евгения Михайловна
Важным фактором успешной интеграции лиц с умственной отсталостью является готовность общества к их принятию как равноправных членов.
Читать PDF
4.67 мб

Нравственное отношение к "чужому" у детей 3-11 лет. Решение моральных дилемм: предубеждения и предпо

Созинова И.М., Знаменская И.И., Александров Ю.И.
Изучалось соотношение нравственного предпочтения «своего-чужого» при решении моральных дилемм (дети 3-11 лет).