экономическая и этическая категория, характеризующая как объективное отношение человека к средствам производства, и потребления (форма собственности), так и субъективное отношение людей к предметам общественного богатства. О. к с. неразрывно связано с отношением к труду и исторически изменяется вместе с экономическим строем об-ва. В предмете собственности воплощен человеческий труд, а в ее формах отражено социальное положение людей в об-ве. Поэтому в том, как человек относится к собственности, выражено ero отношение к самому себе как к общественному существу, созидателю и потребителю материальных и духовных благ, к др. людям и к об-ву в целом. Буржуазная мораль рассматривает частную собственность как определяющее условие проявления возможностей и способностей человека, гарантию свободы личности и критерий ее достоинства. В действительности же именно частная собственность делает человека несвободным, принижает его достоинство, искажает его потребности. С т. зр. буржуа, обладание предметом тождественно его полному присвоению. На самом же деле частная собственность на предмет и его употребление на благо человека постоянно вступают между собой в противоречие. «Чем меньше ты ешь, пьешь, чем меньше покупаешь книг, чем реже ходишь в театр... тем больше ты сберегаешь, тем больше становится твое сокровище... Чем ничтожнее твое бытие, чем меньше ты проявляешь свою жизнь, тем больше твое имущество... Таким образом, все страсти и всякая деятельность должны потонуть в жажде наживы» (Маркс К; Энгельс Ф., т. 42, с. 131-132). Поэтому буржуазное О. к с. состоит в корыстолюбии, стяжательстве, скупости, скаредности (Бережливость) и в их оборотной стороне - расточительности. При этом в первую очередь приносятся в жертву потребности рабочего, к-рые рассматриваются капиталистом как «издержки производства» и к-рые он стремится довести до минимума. Буржуа видит в своем богатстве не средство всестороннего развития своей личности, а орудие власти, гарантию кредита, символ престижа. Принципиально иное О. к с. утверждается в социалистическом об-ве, где общественная собственность является достоянием самих трудящихся, залогом удовлетворения растущих потребностей каждого члена об-ва. Требование ее неприкосновенности отнюдь не означает принесение в жертву интересов людей ради потребностей производства самого по себе. Бережливое отношение к социалистической собственности, прежде всего, предполагает наиболее целесообразное (экономичное и эффективное) использование имеющихся в распоряжении об-ва средств для повышения благосостояния трудящихся. Именно этот смысл имеет требование морального кодекса строителя коммунизма: «Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния». Борьба с расхитителями общественной собственности, с бесхозяйственностью и расточительством - это не что иное, как защита интересов трудящихся. Коммунистическая мораль предполагает уважение и к личной собственности граждан, поскольку в ней воплощены мера участия ее владельца в общественном труде и труд др. людей. Отношение к предмету потребления как к материальной и эстетической ценности не должно приводить к превращению его в фетиш, в объект накопления и стяжательства, в символ обывательски понимаемого благополучия (Мещанство). Коммунистическая нравственность требует от человека, чтобы не он становился рабом вещи (Потребительство), а пещь служила ему, была средством разумного удовлетворения его разносторонних потребностей.