ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА

Найдено 1 определение
"ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА"
«Апокалипсис Иоанна» (греч. apokalypsis - откровение) - последнее из включенных в Новый завет сочинений. В церк. традиции автор «О. И.» отождествляется с автором 4-го евангелия и трех посланий, также вошедших в какон Нового завета. Это отождествление несостоятельно уже потому, что «О. И.» тесно примыкает к книгам ветхозаветных пророков, а «Евангелие от Иоанна» написано хорошим греч. языком. Время составления «О. И.» устанавливается достаточно точно на основании упоминаний в нем «числа зверя» (13, 18) и «семи царей» (17, 10—11). В обоих случаях речь идет о римском имп. Нероне, умершем в сер. 68. Очевидно, «О. И.» составлено в конце 68 или нач. 69. По предположению Р. Ю. Виппера, первые три и последние две главы «О. И.»5 где нет речи об Агнце, включены в текст только в конце I в. Абсолютно несостоятельна гипотеза Н. А. Морозова, приписывавшего авторство «О. И.» Иоанну Златоусту (конец IV в.). «О. И.» адресовано 7 христ. общинам на зап. побережье М. Азии. Из текста «О. И.» не явствует, что в период его составления существовали к.-л. др. общины. По содержанию «О. И.» резко отличается от прочих писаний Нового завета. В нем излагаются сумбурные фантасмагории о якобы предстоящем столкновении между «воинством небесным» и «силами антихриста», «о тысячелетнем царстве христовом» (см. Хилиазм) и о «конце света» (см. Эсхатология). Автор многое буквально списывал из иудейской апокалиптики, гл. о. из «Книги Даниила». Ф. Энгельс подчеркивал, что «О.И.» является древнейшим из дошедших до нас христ. писаний и что на основании этого источника можно определить характер первонач. христианства, еще не отмежевавшегося от иудаизма и пылавшего жаждой мести к «блуднице Вавилонской» - Риму. В «О. И.» нет и намека на христ. таинства и догматы, даже на крещение. Неизвестна автору «О. И.» и церковь. Иисус в «О. И.» мыслится космич. божеством, а не богочеловеком евангелий. Христианство времен «О. И.» было далеко не той религией, к-рая была закреплена в IV в. постановлениями Никейского собора.
Церковники еще в IV в. (Евсевий) колебались в отношении к «О. И.». Окончательно оно было канонизировано лишь ок. 500. Впоследствии сомнение в «богодухновенности» «О. И.» высказывали Лютер и Цвингли. Канонизированное «О. И.» церковники и руководители сект стали использовать, особенно в периоды социальных потрясений, для запугивания верующих приближением «светопреставления». Посредством раз л. цифровых выкладок под «число зверя» («антихриста») подставлялись имена Юлиана Отступника, Петра I, Наполеона, Вильгельма II и т. д. С XIX в. реакц. религ. идеологи стали прибегать к апокалиптич. представлениям об антихристе и «конце света» для отпугивания верующих от пролет, рев. движения. Реакц. секта иеговистов заимствовала из «О. И.» представление об армагеддоне, с помощью к-рого пытается терроризировать верующих.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
290.08 кб

Использование Пс 2 в Откровении Иоанна Богослова

Небольсин Антон Сергеевич
Откровение Иоанна Богослова известно своим широким использованием Ветхого Завета. Это использование осуществляется не путем цитат, а путем аллюзий, степень близости которых к исходному тексту различна.
Читать PDF
2.21 мб

Проблема добра и зла в «Откровении» Иоанна Богослова

Петев Николай Иванович
В данной статье рассмотрен нравственный аспект «Откровения» Иоанна Богослова, который отражается в общей картине эсхатологического разрушения бытия.
Читать PDF
1.42 мб

Символика чисел в Откровении св. Апостола Иоанна Богослова

Алексий Дикарев
Читать PDF
154.75 кб

Методы интерпретации, эсхатология и структура Откровения Иоанна Богослова

Небольсин Антон Сергеевич
В статье рассматриваются основные интерпретационные подходы к Откровению Иоанна Богослова и производится их сопоставление с эсхатологией книги и ее структурой.
Читать PDF
1.05 мб

Откровение Св. Иоанна Богослова в "возражении или разорении" патриарха Никона

Воробьева Н. В.
Статья посвящена рассмотрению эсхатологических аспектов идеологических воззрений Святейшего Патриарха Никоиа (на материалах «Возражения или разорения смиренного Никона, Божией милостью патриарха, противо вопросов боярина Симеона С
Читать PDF
666.63 кб

"иудейская матрица" образа "Подобного Сыну Человеческому" в Откровении Иоанна Богослова

Кудрявцева Катерина
The article is devoted to the image of the ‘One who is like a Son of Man' in the book of Revelation, especially in connection with some ideas of Jewish tradition.
Читать PDF
158.63 кб

Некоторые аспекты изображения Иерусалима в Откровении святого апостола Иоанна Богослова

Курский Глеб
В статье рассматривается история развития образа Иерусалима в ветхозаветной, межзаветной и новозаветной литературе.
Читать PDF
123.27 кб

2002. 03. 017. Фрай Й. Образный язык Откровения Иоанна Богослова. Frey J. die Bildersprache der Joha

Махов А. Е.
Читать PDF
763.39 кб

Книга Откровения святого апостола Иоанна Богослова в сопоставлении с иудейскими апокалипсисами межза

Сергей Фёдоров

Похожие термины:

  • ОТКРОВЕНИЕ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА, Апокалипсис

    греч. apokalypsis - откровение) - одна из книг Нового завета, приписываемая христ. традицией Иоанну Богослову, автору 4-го евангелия я 3 посланий, вошедших в новозаветный канон, и датируемая согласно ей 95 г.