ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА

Найдено 1 определение
"ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА"
«Апокалипсис Иоанна» (греч. apokalypsis - откровение) - последнее из включенных в Новый завет сочинений. В церк. традиции автор «О. И.» отождествляется с автором 4-го евангелия и трех посланий, также вошедших в какон Нового завета. Это отождествление несостоятельно уже потому, что «О. И.» тесно примыкает к книгам ветхозаветных пророков, а «Евангелие от Иоанна» написано хорошим греч. языком. Время составления «О. И.» устанавливается достаточно точно на основании упоминаний в нем «числа зверя» (13, 18) и «семи царей» (17, 10—11). В обоих случаях речь идет о римском имп. Нероне, умершем в сер. 68. Очевидно, «О. И.» составлено в конце 68 или нач. 69. По предположению Р. Ю. Виппера, первые три и последние две главы «О. И.»5 где нет речи об Агнце, включены в текст только в конце I в. Абсолютно несостоятельна гипотеза Н. А. Морозова, приписывавшего авторство «О. И.» Иоанну Златоусту (конец IV в.). «О. И.» адресовано 7 христ. общинам на зап. побережье М. Азии. Из текста «О. И.» не явствует, что в период его составления существовали к.-л. др. общины. По содержанию «О. И.» резко отличается от прочих писаний Нового завета. В нем излагаются сумбурные фантасмагории о якобы предстоящем столкновении между «воинством небесным» и «силами антихриста», «о тысячелетнем царстве христовом» (см. Хилиазм) и о «конце света» (см. Эсхатология). Автор многое буквально списывал из иудейской апокалиптики, гл. о. из «Книги Даниила». Ф. Энгельс подчеркивал, что «О.И.» является древнейшим из дошедших до нас христ. писаний и что на основании этого источника можно определить характер первонач. христианства, еще не отмежевавшегося от иудаизма и пылавшего жаждой мести к «блуднице Вавилонской» - Риму. В «О. И.» нет и намека на христ. таинства и догматы, даже на крещение. Неизвестна автору «О. И.» и церковь. Иисус в «О. И.» мыслится космич. божеством, а не богочеловеком евангелий. Христианство времен «О. И.» было далеко не той религией, к-рая была закреплена в IV в. постановлениями Никейского собора.
Церковники еще в IV в. (Евсевий) колебались в отношении к «О. И.». Окончательно оно было канонизировано лишь ок. 500. Впоследствии сомнение в «богодухновенности» «О. И.» высказывали Лютер и Цвингли. Канонизированное «О. И.» церковники и руководители сект стали использовать, особенно в периоды социальных потрясений, для запугивания верующих приближением «светопреставления». Посредством раз л. цифровых выкладок под «число зверя» («антихриста») подставлялись имена Юлиана Отступника, Петра I, Наполеона, Вильгельма II и т. д. С XIX в. реакц. религ. идеологи стали прибегать к апокалиптич. представлениям об антихристе и «конце света» для отпугивания верующих от пролет, рев. движения. Реакц. секта иеговистов заимствовала из «О. И.» представление об армагеддоне, с помощью к-рого пытается терроризировать верующих.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.